Папки-передвижки

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» (3 фото)

светлана мельникова
Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»

1. Обоснование проблемы проекта.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Публикация «Педагогический проект „Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников“» размещена в разделах

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

2. Целеполагание:

Концептуализация.

В основе моего проекта по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста – использование во всех трех блоках педагогического процесса, и особенно в блоке совместной деятельности, игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша с целью повышения уровня у детей мыслительных операций, умения рассуждать и развития интеллектуальных возможностей детей. Программа "Детство", являющаяся основой в моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю, на которых в большой мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.

Цель проекта.

Повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать у старших дошкольников, развитие интеллектуальных возможностей детей, используя блоки Дьенеша.

Объектом исследования является мышление старших дошкольников,

предметом – процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико – математических игр с блоками Дьенеша.

Задачи проекта.

1. Изучение научно – теоретических основ развития логического мышления у старших дошкольников.

2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).

3. Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников.

4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша)

5. Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления старших дошкольников.

3. Участники проекта.

1. Дошкольники старших групп МБУ «Детский сад №116»

2. Мельникова С. А. – воспитатель старшей группы №6 МБУ «Детский сад №116».

3. Родители воспитанников.

4. Хилько Н. А. - воспитатель старшей группы №7 МБУ «Детский сад №116».

5. Вахтерова М. Б. – старший воспитатель МДОУ «Детский сад №116», руководитель проекта.

4. Ожидаемые результаты.

Дети Педагоги Родители Ресурсное обеспечение

1. Повышение уровня сформиро-ванности таких мыслительных умений и способностей, ко-торые позволяют легко усваивать новое (умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования);

2. Развитие речевых навыков (умения рассуждать, доказывать);

3. Подготовленность мышления дошкольников к усвоению математики;

4. Развитие интеллектуальных возможностей детей. 1. Повышение теоретического уровня и профессионализма;

2. Самореализация, личностный и профессиональный рост;

3. Внедрение форм работы с логическими блоками Дьенеша по развитию логического мышления дошкольников.

Заинтересованность проблемой развития логического мышления детей.

1. Пополнение предметно – развивающей среды группы развивающими играми.

2. Расширение наглядно – дидактического материала (изготовление новых схем и карточек с заданиями).

4. Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный (август-октябрь 2017г.)

2 этап – деятельный (ноябрь 2017г. – апрель2018г.)

3 этап – оценочный (май 2018г.)

5. Мониторинг проекта.

Цель мониторинга – отслеживание результатов проекта.

Для проведения оценки эффективности работы мною были выбраны методики З. А. Михайловой, Т. Д. Рихтерман :

1. «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины».

2. «Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».

В исследовании принимали участие дети старшей группы МДОУ «Детский сад №163» в количестве 21 человека.

С учетом полученных сведений испытуемые распределены по уровням развития логического мышления, данные представлены в сравнительной таблице (табл. 1).

Уровень Сентябрь

2016г.

Май

2017г.

Абсолютный показатель Процентный показатель Абсолютный показатель Процентный показатель

Высокий 0 0 6 29

Средний 8 38 13 62

Низкий 13 62 2 9

6. Отчет о проделанной работе.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на три группы: «сильные», «слабые» и «средние» (по уровню владения приемами логического мышления). Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных»

Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.

Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.

Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.

Группа детей, с которыми я работаю первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»

Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

Для этого создана хорошая развивающая среда, максимально отвечающая потребностям ребенка:

-организован уголок занимательной математики, где в достаточном количестве представлены комплекты логических блоков Дьенеша, а также карточки и схемы к ним;

-уголок дополнен другими развивающими играми и дидактическими материалами (палочки Х. Кюизенера, кубики «Хамелеон», «Сложи узор» и другими);

-разработан перспективный план работы на старшую и подготовительную к школе группы по данной тематике.

Фото «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»
Педагогический проект - фото

Мною были проведены семинары, на которых я познакомила педагогов с формами работы с использованием блоков Дьенеша, показала занятие с включением упражнений с блоками. Также педагоги приглашались в группу для ознакомления с организацией и методикой проведения игр и упражнений в блоке совместной деятельности педагога с детьми. Педагоги проявили большую заинтересованность данной проблемой. Я познакомила их с планом – схемой использования игр в совместной и самостоятельной деятельности и предложила использовать его в своей работе.

Проводились консультации – тренинги с родителями воспитанников по использованию логических блоков. Родители проявили живой интерес, приняли активное участие в изготовлении карточек и схем. Большинство родителей приобрели комплекты логических блоков Дьенеша себе домой для игр со своими детьми. Это свидетельствует о том, что они искренне заинтересовались моей работой.

Пожалуй, еще рано судить об изменении уровня психического развития в целом детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, абстрагирования. Им понятно применение частицы отрицания «не», «и», «или».

б) Примерно половина детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают заметные успехи по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого)

9. Литература

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М. : ТЦ "Учитель", 2007.

2. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Под ред. А. А. Столяра. - М. :Просвещение,1991. -80 с.

4. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет. – М. : Новая школа,1996. – 288с.

5. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М. : Учитель, 2007.

6. Звонкин А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М. : МЦНМО, МИОО, 2006.

7. Кузнецова В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - Оникс-СПб, 2006.

8. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - М. : Детство-Пресс, 2007.

9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. -244 с.

10. Математика от трех до семи: Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 176 с.

11. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Детство-Пресс, 2010. – 191 с.

12. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. - М. : АСТ, Слово, 2009.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы на тему: «Использование Блоков Дьенеша в целях подготовки мышления детей к усвоению математики» Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной современной жизни. И, поскольку развитие общества.

Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с детьми дошкольного возраста занимательного наглядного материала.

Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик»Итоговое занятие по развитию логического мышления детей при помощи логических блоков Дьенеша «Грузовик» Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять.

НОД по формированию логического мышления в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Черному морю»НОД по формированию логического мышления в старшей группе с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по Черному морю» КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ». ЦЕЛЬ.

Педагогический эксперимент «Развитие логического мышления дошкольников через реализацию технологии блоков Дьенеша» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша». Актуальность:.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Одной из важных задач при подготовке ребенка к школе является развитие логического мышления. Что необходимо знать взрослым (педагогам, родителям).

Развитие логического мышления у старших дошкольников Консультация для родителей Развиваем логическое мышление у детей Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей.

Роль блоков Дьенеша в развитии дошкольников. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и.

Самообразование в ДОУ «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Актуальность:.

Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Задачи на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2018 в 20:41
+155Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД