Михаил Иванов
Консультация для родителей «Боевые искусства и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда речь идет речь о выборе секции боевых искусств для детей, у родителей возникает ряд типичных вопросов, знание ответов на которые существенно облегчает принятие окончательного решения.
Первый и самый главный вопрос – а нужно ли это вообще? Может быть полезнее отдать ребенка в секцию гимнастики, кружок рисования, на танцы и так далее…
Публикация «Консультация для родителей „Боевые искусства и дети“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Любой профессиональный тренер по единоборствам, естественно, считает подобные занятия полезными и нужными. Однако следует учитывать, что единоборства и боевые искусства – это не панацея на все случаи жизни. Так, для улучшения здоровья гораздо полезнее занятия плаванием, а для развития координации и ритма – танцами.
Что же могут дать детям занятия боевыми искусствами, чего нет в других видах спорта и двигательной активности?
Во-первых, это дисциплина.
Конечно, любые регулярные занятия дисциплинируют, но на тренировках по единоборствам дисциплина – это основное! Без нее никакое обучение невозможно в принципе и хороший тренер обращает на это внимание в первую очередь.
Второе – это выработка уверенности в себе.
Очень часто робкий ребенок начинает меняться в лучшую сторону только от одного осознания, что он занимается «рукопашным боем», может постоять за себя и дать отпор более сильным и агрессивным детям.
И вот тут мы подходим к третьему пункту – занятия единоборствами снимают излишнюю агрессивность.
Зачастую родители опасаются, что дети, научившись «драться» станут более агрессивными и жестокими. Практика показывает, что это не так – при грамотном подходе к тренировкам и воспитательному процессу агрессивность снижается. Это происходит как за счет повышения физической нагрузки на организм, так и за счет того, что ребенок начинает реально понимать (ощутив на себе, что получать удары – это больно и неприятно.
Четвертым полезным качеством, развиваемым единоборствами являются навыки полезные в повседневной жизни.
Как пример подобных навыков можно привести умение падать на твердую поверхность не получая при этом травм. Сюда же можно отнести и навыки самозащиты, которые, к сожалению, могут пригодиться в современном мире. Также нельзя забывать о том, что боевые искусства – это система разносторонней физической подготовки, прекрасно развивающая основные двигательные качества (гибкость, ловкость, силу, быстроту и выносливость).
И последнее, поединок (спортивный и тренировочный) требует быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, что способствует развитию интеллектуальных способностей, как бы странно это ни звучало.
Что выбрать из всего широкого спектра, предлагаемого современным «рынком БИ (боевых искусств)»?
В первую очередь рассмотрим вопрос о том, какие вообще бывают виды и направления боевых искусств. Предлагаемая классификация не может претендовать на научность, но может помочь определиться с тем, в каком направлении действовать дальше и что искать.
Все виды, стили, школы и т. п. можно условно разделить по целям и по техническому арсеналу.
По целям:
— спортивные: а) виды спорта официально развивающиеся в РФ (бокс, самбо, дзюдо, вольная борьба, тхэквондо, фехтование, гимнастик ушу и т. д.); б) новые виды спорта, еще не имеющие официального признания (историческое фехтование, грепплинг, спортивный арнис, спортивный мочевой бой, спочан и т. п.);
— прикладные (прикладной рукопашный бой, служебно-прикладное самбо и т. д.);
— традиционные (айкидо, дзю-дзютцу, традиционное каратэ, традиционное ушу и т. д.);
— оздоровительные (тай-бо, каратэбика, оздоровительное ушу и т. п.).
Основная цель спортивных единоборств – участие и победа в соревнованиях по определенным правилам. Отличие межу официальными и неофициальными видами спорта состоит только в том, что по вторым нельзя получать официальные разряды и звания.
Прикладные системы предназначены для ведения реального боя и выживания в критических ситуациях, как служебного характера (армия, полиция, так и в условиях гражданской самообороны.
С оздоровительными системами все понятно – их основная цель, это улучшение здоровья занимающихся, физическое развитие и профилактика заболеваний.
Традиционные боевые искусства, в идеале, должны сочетать все вышеперечисленное и способствовать формированию гармонично развитой личности, но, в большинстве случаев, представляют собой либо варианты других систем (чаще спортивных или оздоровительных, либо «этнографические» школы, где единоборства изучаются ради приобщения к культуре того или другого народа.
По техническим особенностям:
— ударные – используют преимущественно способы нанесения ударов руками и ногами (бокс, тайский бокс, тхэквондо, кикбоксинг, сават и др.);
— бросковые (борцовские) – используют преимущественно техники бросков, болевых и удушающих приемов (самбо, бразильское джиу-джитсу, дзюдо, айкидо и др.);
— ударно-бросковые – имеют в своем арсенале как удары, так и броски (дзю-дзютцу, ММА, кудо и др.);
— оружейные – фехтование на различных видах холодного и подсобного оружия (фехтование, историческое фехтование, кендо, артистическое фехтование, спортмеч, спочан и др.);
— комплексные (рукопашный бой и оружие) – использующие в своем арсенале весь комплекс возможных действий, как оружием, так и без него (арнис, эскрима, пенчак-силат, некоторые стили традиционного дзю-дзютцу и кобудо и др.).
Что же выбрать для ребенка из всего этого многообразия?
Первое, что нужно помнить – это то, что любая физическая активность для детей до 7 лет должна быть основана на гимнастике! В программу могут быть включены элементы любого единоборства, но именно как элементы – базой должна являться гимнастика. При этом, значительная часть тренировок должна проводиться в игровой форме.
Занятия любыми контактными единоборствами, особенно теми, где есть удары, следует начинать не ранее, чем ребенку исполниться 10 лет. А лучше 12.
Зачастую можно встретить такое мнение – «Как же так, я читал, что в Китае дети начинают заниматься с 4 лет?». Да, но, во-первых, чаще всего, это происходит в семье, а не в секции. Во-вторых, подобные занятия практикуются в спортивных или армейских интернатах (т. е. детских домах, где дети круглые сутки находятся под присмотром одних и тех же воспитателей. И третье, чаще всего, это занятия гимнастикой ушу, то есть, опять-таки, гимнастикой, а не боевым единоборством.
Для детей до 12 лет наилучшим выбором будут борцовские системы, как спортивные (самбо, дзюдо, так и традиционные (айкидо, дзю-дзютцу). Это обусловлено тем, что борьба является более естественным действием для маленьких детей, чем нанесение ударов. Кроме того, в борьбе легче контролировать выполняемые действия и степень их воздействия на партнера, что существенно уменьшает травматизм на занятиях.
Для начала занятий лучше выбирать те системы, где есть проверенная временем и научно обоснованная методика обучения. Т. е. это, в первую очередь, давно существующие и развивающиеся у нас в стране виды спорта (борьба, бокс, спортивное фехтование).
Очень важным моментом является совпадение целей и задач родителей с целями и задачами клуба, где будет заниматься ребенок (спорт, самозащита, общее развитие, оздоровление).
Частый вопрос – «Но ведь боевые искусства – это, прежде всего, философия?».
Философия, а вернее, религиозно-философская составляющая, есть только в некоторых восточных видах, развивавшихся под влиянием буддизма, даосизма и синтоизма. Но они ни в коем случае не являются определяющими. Основа любого единоборства – это физическое совершенствование с целью овладения навыками ведения боя. Поэтому следует всячески избегать клубов, где на детских тренировках практикуются различные религиозно-мистическо-оккультные и медитативные практики и психофизические упражнения. Подобные методы могут быть небезопасны даже для взрослых людей, психику же ребенка они могут искалечить очень серьезно и быстро. Будьте внимательны!
И самое главное! Выбирать, в первую очередь, следует педагога (тренера, а не стиль единоборства.
Какие же требования следует предъявлять родителям к тренеру своего ребенка?
Первое – это наличие у педагога специального физкультурно-спортивного или педагогического образования. В случае официальных спортивных единоборств это требование абсолютное и не имеющее исключений. Однако есть много направлений боевых искусств в которых профильное образование попросту невозможно. И инструкторами в них являются люди, имеющие базовое образование в других областях. В этом случае необходимо проверить проходил ли тренер обучение на курсах переподготовки по физической культуре, спорту или педагогике в государственных учреждениях. Наличие дипломов (сертификатов, лицензий и т. п., выданных в нашей стране или за рубежом в различных негосударственных образовательных учреждениях, федерациях, ассоциациях, союзах может говорить о квалификации преподавателя (или не говорить, т. к. проверить подлинность подобного документа очень сложно, но не дает никаких гарантий, что он знаком с методикой физвоспитания применительно к работе с детьми.
Второе – наличие квалификации в данном виде единоборства, что подтверждается различными званиями (МС, МСМК, заслуженный тренер и т. д.) и степенями (Дан и т. п.).
Третье – наличие написанной детальной программы обучения, желательно утвержденной какой-либо официальной организацией (образовательной или спортивной).
Четвертое – успешная преподавательская деятельность в течение достаточно продолжительного времени.
Пятое – положительные отзывы родителей детей, посещающих секцию. Это очень важный и, во многом, достаточно объективный критерий. Следует поговорить с родителями занимающихся детей, узнать те плюсы и минусы, которые они заметили в работе педагога.
И еще хотелось бы отметить такой момент. Когда ребенок начнет заниматься, необходимо посмотреть, есть ли у него психологический контакт именно с данным педагогом. Тренер может быть замечательным во всех отношениях, но именно с конретным ребенком контакт у него не наладится… К сожалению, бывает и так.
Выбор тренера для ребенка – вопрос важный, но хотелось бы остановиться еще на том, что родители не должны оставаться безучастными наблюдателями тренировочного процесса. Для того чтобы занятия были более успешными очень важно постоянное внимание к ним родителей. Следует интересоваться успехами и неудачами ребенка, поддерживать его интерес к занятиям. Хорошо если получиться организовать домашние тренировки – пускай ребенок повторяет то, что делает в зале и занимается общей физподготовкой. Следует посещать открытые занятия. Если тренер не возражает, можно поучаствовать в нескольких тренировках вместе с ребенком. Вообще, самое эффективное – если родитель станет партером ребенка в тренировках.
Чего же следует ждать от занятий?
В первую очередь, это зависит от того, какие цели были у родителей, когда они отдавали ребенка в секцию.
Если цель - вырастить чемпиона, то следует изначально идти по этому пути, то есть вести ребенка в ДЮСШ и т. д. Но готов ли к этому ребенок? И нужно ли ему это? Зачастую амбиции родителей тяжело давят на ребенка, заставляя его заниматься тем, что, по большому счету, ему не нужно.
Очень часто можно слышать вопросы – «А когда мой ребенок получит очередной пояс, когда он станет чемпионом, когда он будет выступать на соревнованиях?». Ответ тут только один – тогда, когда будет готов. Не следует забывать, что большой спорт – это не только призы, слава и чемпионство. Это тяжелейший труд и бизнес, безжалостный к «расходному материалу» – спортсменам. Не стоит толкать туда ребенка, пока он сам к этому не готов – и физически, и психологически, и морально.
Если ребенок стал спокойным, уверенным в себе, менее конфликтным, окреп физически – это самый лучший результат занятий. А пояса, звания, победы на соревнованиях – все это приложится, если у ребенка самого появится интерес продолжать занятия на более профессиональном уровне.
Кстати, и для тренера достижение подобных результатов является задачей более сложной и интересной, чем примитивное «натаскивание» на результат.
Если этот материал был полезен, то это поможет сделать правильный выбор. А значит скоро в секциях и клубах появятся новые ученики, вставшие на путь освоения этого замечательного, увлекательного вида – Боевых Искусств!