МААМ-картинки

Буклет «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников»

ирина клейн
Буклет «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

К. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Публикация «Буклет „Влияние загадок на речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.

Влияние загадок на развитие речи детей.

Отгадывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Способствуют формированию образности речи детей.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Как научить ребенка отгадывать загадки.

Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому, прежде всего, не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и

изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. В основе этой работы лежат наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе, т. к. они дают детям новые и новые знания, а сам процесс отгадывания загадки становится как бы итогом в накоплении знаний. Система наблюдений позволяет увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить об этом явлении более полное представление.

Приемы отгадывания

Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:

• Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. провести анализ.

• Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т. е. провести синтез.

• На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение, т. е. отгадать загадку.

При отгадывании загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:

1. Установить в общем виде, что нужно искать.

2. Установить, где нужно искать.

3. Выявить все оставшиеся признаки.

4. Выдвинуть предположение-отгадку (гипотезу).

5. Объединить установленные признаки.

6. Сделать итоговый вывод.

Например: загадка «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел». Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. Ребенок находит ответ: «Это бабочка».

Способы доказательства отгадки

Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки, и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания неполон. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «как догадался», «почему так решил», «объясни, как ты думал». Такие вопросы заставляют ребенка рассуждать, объяснять, доказывать.

Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство.

Существуют два способа доказательства отгадок.

• Первый способ: доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки, после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.

• Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.

Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.

«Снег на полях,лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис, потому что зимой на полях снег, на реках лед, вьюга завывает (доводы).

Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса. Само построение загадки зовет к постепенному и последовательному накоплению доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке. «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». Дети

рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика. Зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик (вывод)».

Виды загадок для детей.

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Он трубит, но не трубач,

Всеми признанный силач.

Стоя спит под пальмой он.

Догадались? Это?

(Слон)

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это.

(Мишка\ Белка)

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

Примеры:

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово "неверно).

Что можно приготовить, но нельзя съесть?

Ответ: (Уроки).

4. Сюжетные загадки

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет играет основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки

5. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

6. Юмористические загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:

Что это? зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

7. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?

Ответ: (36 гусей. Т. к. если к 36 прибавить столько же (36, полстолько (18, четверть столько (9) и еще одного (1, будет ровно 100).

В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком.

Публикации по теме:

«Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ» Современное общество предъяляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его первой ступени – дошкольному.

Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО» Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО» Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация.

Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗПознавательно-речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ ТЕМА: Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ Воспитатель: Прутьян Ольга Владимировна Хулимсунт, 2017.

Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» ЦЕЛЬ: укрепление связи семьи и ДОУ в целях обеспечения единства воздействия на развитие речевой сферы дошкольников. ПЛАН : 1. Знакомство.

Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка»Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.

«Речевое развитие дошкольников с нарушением речи». Самоанализ профессиональной деятельности Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок» Григоровой Татьяны Анатольевны Речевое.

Влияние LEGO-конструирования на развитие речи дошкольников В системе современного дошкольного образования развитие речи обучение родному языку занимает ведущее место. Почему же речь стоит в основе.

Влияние сказок на развитие речи дошкольниковВлияние сказок на развитие речи дошкольников Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки. Задачи: - Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное.

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей дошкольников Тема над которой я работаю: «Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность дошкольников». Человек без коммуникации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Буклет «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников»
Опубликовано: 23 июня 2017 в 00:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Буклет «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем ирина клейн (УИ 723578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД