Папки-передвижки

«Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья». Консультация для воспитателей

Лариса Мотоева
«Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания. Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г. : «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Публикация «„Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

В России поликультурное воспитание —демократический ответ на потребности многонационального населения. Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести : формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями:

1) "плюрализм"- об уважении и сохранении культурного многообразия;

2) "равенство"- о поддержке равных прав на образование и воспитание;

3)"объединение"- о формировании в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.

Содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров : социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.

Поликультурное воспитание предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе поликультурного воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.

Магистральную цель поликультурного воспитания в России можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Из этой цели вытекают задачи поликультурного воспитания : освоение культуры собственного народа; воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного отношения к культурным различиям; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка.

Поликультурное воспитание дошкольников как целеноправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:

- культурологическую - формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

- образовательно-развивающую - осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

- гуманистическую - воспитание позитивного отношения к культурам других народов;

- коммуникативно-интеграционную - развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Содержание образования в дошкольных учреждениях должно быть нацелено на воспитание и развитие основ национального самосознания ребенка, на воссоздание его исторической, духовной и деятельностно-практической преемственности поколений. С учетом вышесказанного в педагогическом процессе поликультурно-образовательного пространства О. В. Гукаленко определила наиболее значимые компетенции субъектов педагогического процесса:

- общекультурные и социальные компетенции: предполагают знание основ и закономерностей развития культур, поликультурного воспитания, умение организовать различные виды деятельности в поликультурном образовательном пространстве;

- компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе : способность к осуществлению межкультурного взаимодействия, овладение эффективными социокультурными методами организации деятельности;

- компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивной коммуникацией: коммуникативные способности детей при осуществлении межнационального общения, культуре вербального и невербального взаимодействия при общении [1, стр 274].

Формирование данных компетенций дошкольника прежде всего служит игра. Тщательное изучение игры доказывает, что она включает в себя механизмы поликультурного воспитания личности ребенка. Технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста посредством игры включает три взаимосвязанных этапа: когнитивный, мотивационно-ценностный, нравственно-деятельностный.

Когнитивный этап предполагает формирование у дошкольников представление о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран.

Мотивационно-ценностный этап основывается на коммуникативно-продуктивном взаимодействии педагогов с детьми, при котором ребенок должен выступать в роль субъекта, стремиться к реализации собственных потребностей и интересов.

Нравственно-деятельностный этап предполагает образовательную и духовную деятельность дошкольников с целью формирования основ национального самосознания, уважения к людям других национальностей, их обычаям и традициям.

Реализация каждого из вышеперечисленных этапов возможна при выполнении следующих условий:

- профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений к работе по поликультурному воспитанию посредством игры;

- создание предметно-игровой развивающей среды в дошкольном учреждении;

- тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в данном направлении. [3, стр163]

Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. Живя в Сибири, регионе, насыщенном культурными и этническими особенностями, детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.

Тематические недели "Народы Прибайкалья", "Мы путешественники", "Байкал" дают нам возможность знакомить детей с народами Сибири, их традициями, обычаями, трудом и бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства и старины. Во время проведения тематической недели "Моя семья" мы знакомим детей с семейными традициями, праздниками, а так же правами и обязанности по отношению к другим членам семьи, в условиях проживания в данной местности.

В процессе игры мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования. Этому служат:

-дидактические игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы сибиряков", "Национальные жилища", "Что лишнее", "Кто больше назовет сибирских сказок", "Что это и откуда", "Белый шаман", "Путешествие по сказкам";

- народные хороводные и подвижные игры: русские, бурятские, эвенкийские и др.

- игры-драматизации по произведениям писателей народов Сибири позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.

Также в прцессе поликультурного воспитания используем :

- беседы: "Народные традиции и промыслы сибиряков", "Мы живем в Прибайкалье", "Сибирские писатели и поэты детям", "Традиционные блюда народов Сибири", "Семейный уклад народов Прибайкалья";

- ситуативные разговоры по прочитанным сказкам разных народов Сибири, обрядовым праздникам, играм;

- проблемные ситуации: "Что будет, если…" ( поменять народные костюмы сибирякам: русские – эвенки, буряты – русские и т. д., "У эвенков исчезли олени";

- рассматривание картин художников-сибиряков;

- отгадывание и составление загадок по теме.

- создание объемные и плоскостные макеты: "Жизнь и быт народов Прибайкалья", "Жилище эвенков (бурят)";

- создание ленты времени "Прибайкалье вчера и сегодня" - ознакомление с историей родного края.

Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством сибирского края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. Используем сборники произведений: М. Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К. Устинова "Визит к Берендею", В. П. Стародумова " Берестяное лукошко: байкальские сказки" - поэтичные, полные весёлой выдумки и жизнелюбия, они рассказывают о сибирской тайге, о зверях и птицах, обитающих в Прибайкалье, о быте и традициях народов Сибири.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Они оказывают ее, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями: выпуск семейных газет (новая страничка ежегодно, проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов в режимных процессах, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Список литературы:

1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование : теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/ Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 510с.

2. Караковский В. А. Воспитательная система школы. — М., 2004.

3. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» .

Семинар-практикум НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД». Доклад на тему презентации «Олимпийский мир затей для здоровья» Вот уже год, как наше учреждение «Детский сад№94 ОАО «РЖД» является инновационной площадкой АГПА по теме «Реализация здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 18:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников Прибайкалья». Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Мотоева (УИ 10342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД