Лучший педагог года

Центры активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы

Евгения Зайцева
Центры активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы

Программа ФГОС направлена на:

• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Публикация «Центры активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы» размещена в разделах

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Конечно, наполнение центров активности в группе всегда определяется тем, какой это центр. Однако наполнение центров активности в группе зависит и от происходящей в них деятельности и меняется в зависимости от нее. Так, например, если в группе идет определенный проект, то наполнение центров в большой мере (хотя и не полностью) будет определяться тематикой проекта.

Таким образом, все происходящие в группе события, выбранные темы и направления работы, детские исследования и т. п. найдут свое отражение в материалах, наполняющих центры активности. Это значит, что центры активности отличаются от привычных «уголков» в традиционных группах,

наполнение которых обычно застывшее, обновляется чрезвычайно редко и - что самое главное - не в связи с детской активностью, а в связи с внешними обстоятельствами. Важно помнить, что материал в центрах активности не может быть одним и тем же в течение слишком долгого времени - это означало бы, что образовательный процесс в этой группе застыл, и дети не продвигаются в своем развитии. С другой стороны, не стоит и слишком торопиться менять наполнение центров : дети часто консервативны в своих предпочтениях и любят подолгу осваивать один фрагмент развивающей среды (игрушку, кубики, машинку и т. п.). Бывает и что-то «любимое»; разумеется, нельзя убрать «любимого зайца», не нанеся ребенку психологическую травму. Кроме того, нельзя забывать и о том, что дети осваивают среду в разном темпе. Прежде чем убирать старые материалы, воспитателю необходимо убедиться, что дети в основном уже ими не интересуются. Хорошим способом убедиться в этом является добавление новых материалов к уже имеющимся старым, и лишь затем замена их на новые.

Помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. Количество и организация центров активности (деятельности) может варьироваться в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако обязательно должны быть: Пространство группы разбивается на центры активности с помощью, например, невысоких, устойчивых и прочных шкафов и полок, включающих закрытые дверцами отделения (игровые модули, предпочтительно из натурального дерева. При оснащении центра сюжетно-ролевой игры не следует увлекаться громоздким готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким. Хорошо, если соседние группы обмениваются, время от времени таким оборудованием. Обязательно иметь в этом центре мебель, диванчики, плиту, одежду и пр. для игры «в семью». Рекомендуется также организовать в каждой группе так называемый «уголок уединения», в который можно поставить диванчик или разместить мягкие подушки, игрушки и пр. Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, следует приобрести открытые пластмассовые коробки, корзины, банки в достаточном количестве (от 4 до 10 в разных центрах). Воспитатели должны серьезно подходить к отбору материалов для каждого центра, которые: • отражают реальный мир; • побуждают к дальнейшим исследованиям; • соответствуют интересам и уровню развития ребенка; • обеспечивают его дальнейшее развитие; • имеются в достаточном количестве; • доступны и привлекательны; • систематизированы и снабжены надписями и символами. Материалы подталкивают детей к самостоятельным исследованиям.

Они располагаются на полках так, чтобы ими было легко и удобно пользоваться. Воспитателю следует помнить, что: • Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения пространства группы на центры. • Материалы группируются логически и находятся в соответствующих центрах. • Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями. • Мебель и оборудование нужно обязательно располагать так, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей. • Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, предотвращая тем самым слишком интенсивные движения детей. • Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять так, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться. • Нужны места, где дети хранят личные вещи. • Все должно быть расставлено так, чтобы педагоги могли видеть большую часть центров, когда дети работают. • Хорошо, когда детские работы и материалы на текущую тему выставляются на стенах, на удобном уровне - для рассматривания и обмена мнениями детьми. • В групповом помещении должно быть достаточно столов и стульев, чтобы дети чувствовали себя комфортно. • В группе рекомендуется организовывать уютные уголки с диванами, подушками для релаксации или возможности уединения детей.

Принцип комфортности. «Мне здесь удобно, эта комната – для меня»

Принцип целесообразной достаточности.

Принцип доступности. «Я все могу взять, достать, дотянуться. Я знаю, что и где лежит, потому что знаю и умею поддерживать порядок хранения»

Принцип превентивности. «Я не боюсь испачкаться краской при рисовании или намокнуть в Центре песка и воды, потому что есть халатики и фартучки. Я знаю, чем мы занимаемся и чем будем заниматься»

Принцип личной ориентированности. «Я могу выбирать. Мои работы подписаны и признаны. Я имею право развиваться в собственном темпе»

Принцип баланса инициатив детей и взрослых. «В план включаются детские инициативы, ребенок причастен ко всем событиям в группе».

Публикации по теме:

Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценкиЦентры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки Уважаемые коллеги, хочу представить Вам текст выступления на региональной научно-практической конференции (в августе этого года, в которой.

Центры развития в первой младшей группе в период адаптацииЦентры развития в первой младшей группе в период адаптации Предметно - развивающая, игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Центры активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы
Опубликовано: 29 июня 2020 в 16:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД