Приложение МААМ

Чайковского повсюду знают! Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Галина Пронина
Чайковского повсюду знают! Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Чайковского повсюду знают!

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Оформление зала: портрет П. И. Чайковского, показ слайдов.

Атрибуты: цветы.

Музыкальные инструменты для импровизации: колокольчики, бубны, деревянные ложки.

Цель:

• закрепить знание детьми музыки П. И. Чайковского;

• узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты;

Публикация «Чайковского повсюду знают! Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

• способствовать развитию творческого воображения;

• определять музыкальный жанр, подбирать тембры музыкальных инструментов.

Звучит 1-й концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (аудиозапись). Дети входят в зал и рассаживаются.

Ведущий (на фоне звучания музыки).

Музыка льется, сверкает, искрится!

Радость и праздник! Солнце и свет!

Будто велит всем печалям забыться

Музыка счастья - первый концерт! (С. Дроздова.)

Дети слушают музыку еще 2-3 минуты,

Ведущий. Дети, кто написал эту удивительную музыку? (Ответы детей.) Да, это музыка Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора. В этом 2015 году будет 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Жил он более ста лет тому назад, но музыка его звучит и сегодня! Об этом и мечтал Петр Ильич.

О Петре Ильиче Чайковском написано немало. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей. Всё своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе.

Творчество Чайковского — вершина мировой, музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.

Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал своё новое слово гениального художника. Для произведений Чайковского характерны ярчайшие контрасты. Чайковский был величайшим симфонистом-драматургом. Стремление к простоте, яркой декоративности и доступности проявляется в оркестровых сочинениях Чайковского.

Самым любимым для него жанром была опера (он написал 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» и др.). Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит.

Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, как, например, цикл «Времена года», «Детский альбом».

Стихотворение читают дети.

1-й ребенок.

Он желал бы всеми силами души,

Чтобы музыка его распространялась,

2-й ребенок. Чтоб она баюкала в тиши,

3-й ребенок. Чтобы с нею вместе улыбались,

4-й ребенок. Чтоб она печали отвела,

5-й ребенок. Напоила путника в дороге,

6-й ребенок. Он хотел, чтоб музыка была

Утешеньем, радостью, подмогой. (С. Дроздова.)

Танцевальная импровизация:

Дети берут цветы и встают в два круга. Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Дети исполняют танцевальную импровизацию, используя легкий бег, кружение, покачивание рук, плавные движения рук вверх и вниз, перестроения из круга в шеренги, колонны и т. д.

Ведущий. Только что в вальсе кружились, будто ожившие, розы, гвоздики, левкои. Из какого балета эта волшебная музыка?

(Ответы детей.)

Верно. Петр Ильич Чайковский написал три балета : «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Отрывки из этих сказочных балетов мы с вами слушали в исполнении симфонического оркестра.

Прошу внимания! Продолжаем нашу «Музыкальную угадайку»! Послушайте загадки о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

Ребенок.

Звенят серебряные струны,

Как будто струйки водяные,

И на волнах, качая шхуны,

Резвятся ветры удалые.

И ветер, и волну морскую –

Все струны нам изображают,

Все звуки музыки рисуют.

Какой же инструмент играет?

Зовут его красиво, звонко,

Но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки.

Наш инструмент зовется.

Дети. Арфа!

Ребенок.

В симфоническом оркестре ее голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно,

Голос трепетный, высокий узнаем мы без ошибки.

Назовите - ка, ребята, инструмент волшебный.

Дети. Скрипка!

Ребенок.

Веселая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где - то струйка звенела.

А может, в траве колокольчик звенел?

А может, не птичка, а ветер свистел?

Веселую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка.

Дети. Флейта!

Ребенок.

Смычком по струнам проведу

И сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет,

Звучать по-разному он может:

То нежно, ласково, легко,

То низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поет

И сразу за душу берет.

Не контрабас и не свирель,

Зовут его.

Дети. Виолончель.

Ведущий. Последняя загадка самая трудная.

Инструмент, как пианино,

Но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины,

Слышен нежный перезвон,

Если клавиш кто коснется.

Как же инструмент зовется?

Дети. Челеста!

Ведущий. Правильно, молодцы! Мы с вами знаем, что именно Петр Ильич Чайковский впервые в России использовал этот музыкальный инструмент. Вспомните, в каком музыкальном произведении звучала челеста.

(Ответы детей.)

А привез Петр Ильич этот инструмент из Франции. Кстати, композитор Чайковский много путешествовал по разным странам, но при этом всегда говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь». Петр Ильич знал и любил русские песни, он всегда старался запомнить или записать полюбившиеся незнакомые народные напевы, услышанные в исполнении простых людей - печника, булочника, крестьянки. Многие народные напевы мы слышим в музыкальных произведениях Петра Ильича Чайковского. Попробуем представить, как осеннею порой задумчиво шел по аллее.

(Ведущий показывает портрет П. И. Чайковского.)

Дети. Петр Ильич Чайковский.

Звучит фрагмент музыкального произведения «Октябрь» из цикла «Времена года».

Ведущий. Настроение у Чайковского было.

Дети. Грустное, печальное, тоскливое.

Ведущий. И подумал Петр Ильич: «А не поехать ли мне в деревню, посмотреть, как народ веселится?» Только подумал об этом - и настроение у него сразу переменилось.

Быстро собрался и поехал по дороге, припорошенной первым ноябрьским снежком.

Звучит фрагмент музыкального произведения «Ноябрь» из цикла «Времена года».

Ведущий. Приехал композитор в деревню, а там народ как раз на посиделки собрался. Вот только гармонист опаздывает. Ничего, на ложках себе подыграем. Взяли ложки и завели хоровод.

Дети берут ложки и исполняют хороводную песню «По малину в сад пойдём».

Вариации на тему песни «По малину в сад пойдём»

Ведущий. Сплясали да на лавки сели. А тут и гармонист подоспел. «Какую песню вы пели?» - спрашивает.

Дети. «По малину в сад пойдём»!

Ведущий. Гармонист спросил: «Эту что ли?» - и заиграл.

Играет на баяне 1-й куплет, а затем вариации, сопровождаемые пояснениями ведущего.)

Ребенок.

1-я вариация. Вот мелодия звучала.

Вдруг куда-то убежала!

2-я вариация. Но потом опять явилась,

В кружева принарядилась!

3-я вариация. Отдохнув, пошла плясать,

Каблуками ударять!

4-я вариация. И, кружась, подмигивать.

И в басах подпрыгивать!

Вот так изменение, всем на удивление!

Изменение, новация - это значит.

Дети. Вариация!

Ведущий. Правильно, только в деревне не говорят «вариация». А знаете, как говорят? Колено! Вот гармонист играет и за пляской следит. Танцор вприсядку пошел - гармонист аккордами приударил. Вот вам первое колено или первая.

Дети. Вариация!

Ведущий. Танцор закружился, и гармонист музыку горохом рассыпал. Вот вам второе колено.

Дети. Вторая вариация.

Ведущий. Не успел и третье колено отыграть, как в дверь. Имитирует стук.

Дети. Постучали!

Ведущий. Это еще два музыканта пришли. Один играл на. (Имитирует игру на балалайке.)

Дети. Балалайке.

Ведущий. А второй. (Изображает игру на духовом инструменте.)

Дети. На дудочке!

Ведущий. Молодцы, догадались, что это духовой инструмент! Так вот.

Пришли музыканты, поздоровались со всеми, а Петру Ильичу поклонились с особым почтением. Они знали, что он – композитор, который сочиняет красивую музыку. Он к ним еще прошлым летом приезжал, все с блокнотом ходил да русские песни записывал. Хорошо летом в деревне, а особенно вечером! Вышли парни да девушки погулять, себя показать!

Дети встают в круг и исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

Ведущий. Вдруг комаров налетело видимо-невидимо! И давай люди от комаров отбиваться: по плечам себя хлопают, по бокам, по коленям!

(Обращается к детям.) Покажите как. (Дети хлопают себя по плечам, по бокам, по коленям.)

Ведущий. Быстрей! Быстрей! А тут музыканты возьми да заиграй!

(Напевая мелодию «Камаринской», ведущий продолжает хлопать себя по коленям, плечам и т. д. Дети выполняют то же.) Ух! (Останавливаются.) Вот и пляска получилась - «Камаринская»! Так это было иль не так? То ли быль, то ли небыль? Однако «Камаринская» и по сей день звучит да людей веселит! Да и Петр Ильич Чайковский ее нотами записал, вариациями приукрасил и поместил в сборник музыкальных пьес для детей, который называется.

Дети. «Детский альбом»!

Ведущий. Хотите послушать эту плясовую?

Дети. Да!

Ведущий. Тогда я буду играть, а вы плясать. На то она и плясовая.

Звучит «Камаринская», дети пляшут.

Ведущий. Молодцы, что движения меняли со сменой вариаций! А сколько раз мелодия повторялась, заметили?

Дети дают разные ответы.

Ведущий. Надо это уточнить с помощью наших волшебных музыкальных бабочек!

В зале по диагонали располагают четыре импровизированные клумбы. Около каждой клумбы встает ребенок, который держит в руках бабочку на нитке.

Ведущий. По очереди, в соответствии со сменой вариаций наши бабочки будут летать над клумбами и опускаться на цветок с последним звуком музыкального отрывка.

(Определяет вместе с детьми, какую клумбу считать первой.)

Итак, бабочки к танцу готовы! А вы, ребята, внимательно слушайте и внимательно наблюдайте.

Звучит «Камаринская».

Ведущий. Так сколько же раз мелодия повторялась?

Дети. Четыре!

Ведущий. Правильно! Я предлагаю сыграть «Камаринскую» всем вместе!

Ведущий предлагает детям выбрать детские музыкальные инструменты для музицирования. Обсуждает с детьми, какие инструменты, к какой вариации больше подойдут.

Дети исполняют «Камаринскую».

Ведущий подводит итоги к занятию, задаёт детям вопросы.

Ведущий. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского была основана в 1866 году талантливым пианистом, дирижером, композитором, выдающимся общественным деятелем Н. Г. Рубинштейном. В 1940 году Московской государственной консерватории было присвоено имя П. И. Чайковского и перед зданием был установлен памятник композитору (скульптор В. Мухина).

Ведущий. Какая радостная, праздничная музыка!

Пусть музыка всегда живет,

И радость всюду побеждает!

Пусть сердце русское поет!

Чайковского повсюду знают! (С. Дроздова.)

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Конспект НОД «Волшебный лес» для комплексного занятия по физкультуре детей раннего возраста Цель: Создание условий для поддержки двигательной инициативы детей в процессе совместной деятельности «Волшебный лес» Задачи: Создавать.

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник — этикет» Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино. Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Конспект занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста «Кошка с котятами»Конспект занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста «Кошка с котятами» Цель: Изготовить с детьми поделку котят, методом складывания бумаги- оригами. Задачи: Образовательные: Продолжить знакомить детей с домашними.

Конспект занятия по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Цели: - познакомить детей с правилами дорожного движения; - помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных.

Конспект занятия по пластилинографии «Матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект направлен на воспитание интереса и любви к народным игрушкам. Будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ.

Конспект занятия по плаванию для детей старшего дошкольного возраста «Школа матросов»Конспект занятия по плаванию для детей старшего дошкольного возраста «Школа матросов» Программное содержание: • Расширять знания и представления о морских профессиях; • Пробуждать любознательность и интерес к деятельности.

Лэпбук «Детский альбом» П. И. Чайковского» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Детский альбом» П. И. Чайковского» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук в условиях реализации ФГОС — интерактивная папка для детей на заданную тему, побуждающая детей к самостоятельной работе, к инициативности,.

План-конспект проведения комплексного занятия «Наша Армия сильна» для детей старшего дошкольного возрастаПлан-конспект проведения комплексного занятия «Наша Армия сильна» для детей старшего дошкольного возраста Задачи - Воспитывать уважение к Российской Армии; вызывать у детей эмоциональное отношение к воинам, желание быть такими же сильными, ловкими;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Чайковского повсюду знают! Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 марта 2020 в 11:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Чайковского повсюду знают! Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Пронина (УИ 49673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД