Елена Патрушева
Читательская грамотность детей дошкольного возраста как основа формирования функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
Алгоритм формирования читательской грамотности
Выбор произведения, подготовка к анализу
Разбор произведения
Подготовка к восприятию текста
Беседа – диалог педагога с ребенком
Рассматривание иллюстраций
Совместная игровая деятельность по мотивам произведения
Публикация «Читательская грамотность детей дошкольного возраста как основа формирования функциональной грамотности» размещена в разделах
Формирование читательской грамотности у дошкольников на разных возрастных этапах
Средний дошкольный возраст (приемы формирования)
Чтение по книге (или наизусть) при котором происходит дословная передача текст.
Проислушивание аудиосказок.
Беседа по прочитанному произведению.
Разучивание стихов.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
Старший дошкольный возраст
1. Интегрированный метод обучения
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием) ;
- Частичная интеграция (худ. литература и изодеятельность)
2. Метод наглядного моделирования - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
- Мнемотехника.
-На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования:
- Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.
- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Пример: мнемотаблицы по стихотворенияям и загадкам).
- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.
- Технология обучения детей составлению сравнений, загадок.
- Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Данная технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.
- «текст реалистического характера»
- «текст фантастического характера»
Литературные викторины
Проектная деятельность по произведениям различных писателей
Рекомендации педагогам по формированию читательской грамотности у дошкольников
- необходимо акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков, чувствах, которые они испытывали;
- в беседе должны преобладать такие вопросы, которые требовали бы мотивации оценок;
- содержание вопросов должно привлекать внимание детей к языку произведения то есть необходимо включать в вопросы слова и словосочетания из текста;
- следует избегать излишне простых, однообразных вопросов (по сюжету, о героях, они не вызывают работу мысли и чувств детей.