Ирина Руднева
Чтение художественной литературы. Рассказ Е. И. Чарушина «Что за зверь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие речевого творчества, умений правильно использовать в речи названия животных.
Задачи:
Образовательная : познакомить детей с рассказом Е. И. Чарушина «Что за зверь?», учить понимать тему и содержание рассказа.
Развивающая: развивать речь, интерес к информации, которую несет текст.
Воспитательная: воспитывать любовь к животным.
Публикация «Чтение художественной литературы, Рассказ Е, И, Чарушина „Что за зверь?“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Материалы и оборудование: книга с иллюстрациями, мягкая игрушка зайца, картина «Зайцы»из серии «Дикие животные».
Ход занятия:
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас – люблю!
- Какое сейчас время года? Какой месяц зимы?
Сюрпризный момент.
Ребята, к вам пришла гости. Но сначала, отгадайте, кто …
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (Заяц)
С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку.
Коготки на лапках остры:
По стволу взбежать не просто!
По ветвям летит, как стрелка,
Эта рыженькая (Белка)
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Сегодня мы с вами прочитаем интересную историю, которая произошла зимой… И это будет не сказка, а настоящая история, которая случилась на самом деле: рассказ о девочке, к которой приходил зверь…
- Кто такие звери? Где они живут? Назовите известных вам диких зверей.
- А это что за звери? (Показываю карточки с изображением зверей : оленя, зайца, белки, лисицы, волка, медведя).
- Рассказ, который мы с вами прочитаем, называется «Что за зверь?» Мы не можем знать, о каком животном пойдет речь. Но вы можете предположить, попробовать угадать. (дети выдвигают предположения)
Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Что за зверь?»
Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце – всё покрылось снегом.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце в снегу какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И по ступенькам следы, и на крыльце следы, и в саду следы.
«Вот интересно-то! – подумала девочка Катя. – Что за зверёк тут ходил? Это надо узнать».
Взяла Катя котлетку, положила её на крыльцо и убежала.
День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя и скорей на крыльцо – смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит – котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше. Значит, зверёк снова приходил.
Тогда убрала Катя котлетку, а положила вместо неё косточку из супа.
Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит – косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест.
Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит – морковки нет. Зверёк приходил и всю морковку съел!
Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть, лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька.
На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка пошла смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех.
Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлку, видит: сидит там зверь, белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает.
Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить.
А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.
Физкультминутка.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Беседа с детьми, используя иллюстрации.
- В какое время года происходит это событие? По каким признакам вы догадались, что зима?
- Кто вышел из дома? Что она обнаружила на снегу? (вывешиваю фото заячьих следов) Вот такие следы увидела Катя.
- Какое было лицо у девочки, когда она в первый раз увидела следы? Какое чувство она испытала? Каково было выражение её лица? (озадаченное, удивленное, заинтересованное).
- Как Катя решила узнать, что за зверь был у неё в гостях?
- По каким признакам Катя догадалась, что зверь приходил?
- Съел ли таинственный зверь котлету?
- Какой вывод можно сделать из того, что зверь мясную котлету не съел? (зверь – не хищник)
- Какое лакомство оставила девочка второй раз?
- Съел ли зверь косточку?
- В чём мы убедились ещё раз? (зверь – не хищник)
- Какое угощение оставила Катя в третий раз?
- Что произошло на этот раз?
- Кем оказался таинственный зверь?
- Как папа решил поймать таинственного зверя?
- Какого цвета был заяц? Почему он зимой меняет шубку? (Вспоминаем загадку)
- Почему кролик пришел к человеку? Чего ему не хватало в лесу?
Дети отвечают на вопросы
- Как вы думаете, как долго кролик будет жить у Кати?
- Я думаю, что они отпустят кролика, но не зимой. А когда? Почему?
- Можно ли сказать, что Катя и её родные любят и берегут природу? Докажите.
- Помогаете ли вы зимой животным или птицам? Как?
Дети отвечают на вопросы
- Вам понравился рассказ Евгения Ивановича Чарушина?
- Придумайте название этому рассказу.
- Вы, наверное, захотите рассказать его своим мамам, когда приедете домой. Давайте выучим загадку о зайчатах. Когда мамы отгадают, тогда расскажите им нашу историю.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Повторное чтение рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?»