Анастасия Ускова
Консультация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Общий кругозор
Выпускник ДОУ уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
• свое имя, фамилию и отчество;
• свой возраст и дату рождения;
• фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
• имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
• свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
• страну, в которой живет, и ее столицу;
Публикация «Консультация „Что должен знать и уметь будущий первоклассник“» размещена в разделах
• основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
• основные цвета и их оттенки;
• части тела человека;
• предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
• профессии, виды спорта;
• виды наземного, водного, воздушного транспорта;
• Знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• Ориентироваться во времени (время суток, времена года, их последовательность, месяцы, дни недели)
• Иметь представления о природных и погодных явлениях;
• Знать цвета, геометрические фигуры;
• известные русские народные сказки;
• великих русских поэтов и писателей (Пушкин А. С., Толстой Л. Н., Тютчев Ф. И., Есенин С. А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т. е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь :
• четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
• выделять определенный звук в слове интонацией;
• определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
• определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
• произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
• называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
• различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
• знать разницу между гласными и согласными звуками;
• называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
• отвечать на вопросы и уметь их задавать;
• составлять рассказ по картинке;
• последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
• понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
• сказать несколько предложений о заданном предмете;
• составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
• различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
• заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
отгадывать загадки.
• Уметь «печатать» (т. е. писать печатными буквами) и читать слоги, слова.
• Уметь выкладывать буквы из палочек, бусин, лепить из пластилина, «рисовать» в воздухе.
• Уметь разгадывать ребусы, решать детские кроссворды.
• Различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
Математика счет
Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:
• знать цифры от 0 до 9;
• уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т. п.);
• уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
• понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
• уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
• уметь сравнить количество предметов в двух группах;
• решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
• знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
• уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
• ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве;
• Знать цвета, геометрические фигуры.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь :
• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
• складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
• рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
• закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
• проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
• писать по образцу печатные буквы;
• аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
• лепить из пластилина и глины;
• клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Окружающий мир
Первоклассник, идя в школу, должен знать об окружающем мире :
• различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
• называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т. д.);
• знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т. п.);
• знать названия 2-3 комнатных растений;
• знать названия овощей, фруктов, ягод;
• иметь представление о различных природных явлениях;
• называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы, стихи и загадки о временах года.
Звукопроизношение
• Ребенок должен чисто произносить все звуки, согласно нормам русского языка;
• владеть навыком самоконтроля за своим звукопроизношением.
Слоговая структура слова
• Будущий школьник должен свободно произносить трёх-, четырёх-, пяти-и шестисложные слова со сложной звуко-слоговой структурой (например, «динозавр», «градусник», «перекрёсток», «температура» и т. п.);
• а также справляться с предложениями, содержащими подобные слова (например, «Водопроводчик чинит водопровод», «Волосы подстригают в парикмахерской», «Регулировщик регулирует уличное движение»).
Навыки звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
• Ребёнок должен уметь подбирать слова на заданный звук (например, слова, начинающиеся на мягкий звук «Р’» : рябина, речной, рюкзак, ремень, резать и т. д. или слова, заканчивающиеся на твёрдый «К» : люк, мак, пиджак, гамак и т. д.).
• Уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, а также выделять их из слова.
• Уметь проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска. План анализа: называется звук, определяется гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
• Иметь представление, что звуки Ц, Ш, Ж- всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие; буквы Ь,Ъ не обозначают звуков.
• Уметь определять количество слогов в словах, знать правило – «сколько гласных в слове, столько и слогов».
• Уметь анализировать предложения без предлогов, и с простыми предлогами (по, из, в, на и т. п.).
• Определять, какое первое слово, второе и т. д.
• Знать правило написания предложений: «Первое слово пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка».
• Уметь составлять графические схемы предложений.
Словарный запас
• Активный словарь ребёнка должен быть наполнен существительными, глаголами, прилагательными, наречиями в рамках изученных в течение учебного года тем (например, «Фрукты», «Зимующие птицы» и т. п.).
• Будущий первоклассник должен легко находить слова для обозначения предметов, действий и признаков в нужном контексте.
• Должен знать и уметь пользоваться обобщающими понятиями (например, «мебель», «транспорт», «овощи», «дикие животные», «обувь» и т. п.)
• Уметь называть части различных живых существ, неживых предметов.
• Уметь подбирать антонимы, т. е. слова с противоположным значением (например, «высокий – низкий», «узкий – широкий», «холодный – горячий» и т. п.).
• Знать прилагательные, образованные от названий геометрических фигур (например, «овальный», «треугольный» и т. д.).
• Понимать переносное значение слов (например, «ласковый ветер», «кусачий мороз», «плачет дождик» и т. п.)
Грамматический строй речи
• Уметь образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (например, «дерево – деревья», «карандаш — карандаши», «окно – окна» и т. п.).
• Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (например, «кислая клюква», «ароматное яблоко» и т. п.).
• Уметь образовывать и практически употреблять глаголы в единственном и множественном числе (например, «сеет – сеют»).
• Уметь согласовывать числительные с существительными и прилагательными (например, «два жёлтых цыплёнка – пять жёлтых цыплят»).
• Уметь образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные (например, «лисий хвост», «щучья голова», «лошадиные копыта»).
• Уметь образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (например, «ситцевое», «вишнёвый», «металлический»).
• Уметь использовать в речи простые и сложные предлоги.
• Уметь образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками (приехал, заехал, объехал, выехал, уехал, отъехал, подъехал, наехал, переехал и т. д.)
Связная речь
• Уметь активно участвовать в диалоге со сверстниками и взрослыми, пользоваться полными фразами для высказываний – вопросов, ответов, реплик.
• Владеть навыком связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии картинок, творческих рассказов, рассказов из личного опыта.
• Обладать навыком полного и краткого пересказа.
• Уметь использовать распространённые, сложносочинённые (например, «Наступила золотая осень, и перелётные птицы полетели в тёплые края») и сложноподчинённые предложения (например, «Листья на деревьях стали желтеть, краснеть и опадать, потому что наступила золотая осень»).
Успехов в школьной жизни!