МААМ-картинки

Консультация «Что такое фонематический слух и как его развивать?»

Татьяна Бушкина
Консультация «Что такое фонематический слух и как его развивать?»

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!

Публикация «Консультация „Что такое фонематический слух и как его развивать?“» размещена в разделах

Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные задания:

1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2. Проверьте, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

• Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

• Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.

• Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба, ма-на-ма.

• Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак-мак-рак; жук-лук сук-тук.

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. различение слогов;

5. различение звуков;

6. анализ звукового состава слова.

Игры для развития фонематического слуха:

«Шумящие мешочки»

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, камушки, пуговицы. Он должен угадать по звуку, что внутри.

«Вошебная палочка»

Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

«Слушай звуки»

Взрослый, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по барабану (пищит игрушкой, мнет бумагу, стучит по столу и т. д.). Ребенок должен отреагировать на услышанный звук хлопком.

«Три медведя»

Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова, Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

«Громко –тихо»

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

«Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает.

«Кто это»

Комарик пищит «ззз», водичка льется «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый издает звук, а ребенок отгадывает, кто его издает или показывает на соответствующую картинку.

«Похлопаем»

Произносятся слоги, среди которых есть заданный звук. Ребенок хлопает на тот слог, в котором имеется заданный слог.

«Услышишь лишнее –подними руку»

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен поднять руку, если услышит другой звук.

Поймай заданный звук в слове (хлопни в ладоши, если в слове есть заданный звук).

Найди картинку или предмет с заданным звуком в названии.

Придумай как можно больше слов, начинающихся с заданного звука.

Определи первый звук в слове (звук должен находиться в сильной позиции).

Определи последний звук в слове (звук должен находиться в сильной позиции).

Игра «Цепочка» (или «Города»).

Назвать последовательно все звуки в слове, определить их количество (для данного возраста - слова из 5-7 звуков, например, «домик», «палка», «столбик» и т. п.)

Преобразование слов:

• добавляя звук в начале слова:

Рот – крот игры - тигры

Мех – смех дочка - удочка

Осы - косы точка – уточка

• добавляя звук в конце слова:

Бок – бокс пар - парк стол - столб

Вол – волк пол - полк лис - лист

• изменяя один звук в слове (можно выстраивать целые цепочки слов):

Сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон

Косы – козы – розы – роза – Рома – рама – мама – Маша – Саша – каша

Составь слово, сложив его из первых звуков заданных слов:

Даша + Оля + Маша = дом

Сок + утка + пар = суп и т. д.

Составь слово, сложив его из последних звуков заданных слов:

Дом + рука + ток = мак

Нос + ведро + рак = сок и т. д.

Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребенком!

Публикации по теме:

Консультация «Что такое фонематический слух?» "Что такое фонематический слух?" Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей.

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать» Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать» Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Доклад «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?» Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить.

Презентация «Дома играем — фонематический слух развиваем» Каждый человек знает, что такое слух и какое значение он имеет. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический.

Фонематический слух и его формирование у детей дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель-логопед МБДОУ детского сада №3 общеразвивающего вида Волохова.

Консультация для родителей «Фонематический слух — основа правильной речи» Очень часто родители обращаются к логопеду с тем, что ребенок невнятно разговаривает и его понимают только близкие, не произносит некоторые.

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и для чего ее надо развивать» Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую.

Консультация для воспитателей «Фонематический слух-основа речи» Фонематический слух – это способность различать фонемы, звуки русского языка. Фонема- (от др. греч. - «звук») – минимальная смыслоразличительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое фонематический слух и как его развивать?»
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 11:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД