План-конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы «Что такое микробы»

Олеся Пономаренко
План-конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы «Что такое микробы»

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность

Что тaкoe микробы?

(выращивание плесени)

Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах.

Задачи:Получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах

Подбор условий для роста этих организмов экспериментальным путём

Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитывать положительные взаимоотношения, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Материалы и оборудование.

• - пшеничный хлеб; - контейнеры с крышкой: -коробка для посылки ;

• -альбом для фиксации наблюдений. -лупы;- демонстрационный столик.

• Ход эксперимента.

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем работу в научной лаборатории. В связи с этим на занятии вы не просто дети, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны и наблюдательны.

Давайте вспомним, какое исследование проводится в нашей научной лаборатории?

Дети: Мы изучаем микробы. Условия, в которых они растут. Во влажных условиях, или под воздействием воздуха.

Воспитатель: Что мы предположили, проводя эксперимент?

Дети: Что влага и тепло создают хорошие условия для роста микроорганизмов.

Воспитатель: Что мы делали вовремя проведения эксперимента?

Дети: Мы положили хлеб в два контейнера. Первый контейнер оставили открытым поставили в хорошо проветриваемое место на подоконник. Во второй контейнер положили намоченный в воде хлеб и плотно накрыли крышкой.

Воспитатель: Как мы его отметили?

Дети: Он отмечен белыми кружочками.

В: Давайте рассмотрим хлеб в первом контейнере, который находился на открытом воздухе. Для этого возьмите лупы.

Дети внимательно рассматривают кусочки хлеба с помощью лупы.

В: Что вы можете сказать, как выглядит хлеб, как он изменился?

Дети: Хлеб выглядит сухим.

В: Как вы думаете, можем ли мы увидеть присутствие микробов?

Дети: Нет, без микроскопа мы не можем увидеть микробы.

В: Теперь рассмотрим хлеб, который находился во влажных условиях, и стоял в тёплом месте.

Воспитатель: Как мы отметили эти контейнеры?

Дети: Они отмечены голубыми капельками.

Воспитатель: Как выглядит хлеб в этом контейнерах?

Дети отмечают, что хлеб изменился, он покрылся плесенью.

Воспитатель: Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачный контейнер вы ее хорошо увидите.

Воспитатель: Подумайте, можем ли мы теперь увидеть присутствие микробов?

Дети: Да ведь на хлебе поселилась плесень.

Воспитатель: А что такое плесень?

Дети: Плесень это особые микроорганизмы.

В: Как вы думаете, почему плесень появилась на хлебе именно в этом контейнере?

Дети: Потому что там была благоприятная влажная среда.

Воспитатель: Как вы думаете, плесень только вредит, или нет?

Дети: При помощи плесени готовят кефир, йогурт, творог, квашеную капусту.

В: Плесень так же используется и для приготовления лекарства «пенициллин».Пенецилин помогает людям бороться со многими болезнями.

Мы как настоящие ученые должны сделать вывод. Какие условия благоприятны для роста микробов?

Дети: Во влажных теплых условиях микробы хорошо размножаются

Воспитатель: Спасибо вам ребята хорошую работу в научной лаборатории. Вы как настоящие учёные проводили научные исследования. Наиболее эрудированным был Дима. Как настоящим профессором делал, выводы точно отвечал, на вопросы. Мелена была, помощником профессора она очень старалась внимательно работала.

Мы с вами поучаствовали в интересных научных открытиях, узнали много нового о микробах.

Я предлагаю вам провести дальнейшее исследование микроорганизмов с вашими родителями. Во время выходных дней подготовьте рассказ, или нарисуйте рисунки о микробах. Как с ними бороться, как они помогают человеку, что бы вы хотели узнать о них. В понедельник мы вместе их изучим и сделаем выставку.

Воспитатель: В течение недели мы изучали условия роста микроорганизмов. Результаты фиксировали в дневник наблюдений. Дети на основе этих наблюдений, расскажите, как она изменялась?

Воспитатель: Я предлагаю вам зарисовать результат сегодняшнего наблюдения в ваших дневниках

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:

Конспект познавательно-творческого занятия для старших дошкольников "Мужская и женская одежда на Руси".

Занятие - экскурсия для старших дошкольников в мини-музей "Русская горница", в ходе которой, на примере музейных экспонатов дети знакомятся с традиционной русской одеждой.

Цель: Развивать интерес к русскому народному костюму.

Задачи:

Обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.

Познакомить детей с традиционным женским и муж ским комплексом одежды, особенностями её изготовления и приме нения.

Развивать мелкую моторику рук, ху дожественный вкус и творческое вообра жение.

Воспитывать чувство патриотизма, интерес к жизни наших предков.

Форма проведения: Познавательное – творческое занятие.

Место проведения: мини-музей «Горница» в детском саду.

Словарная работа.

Народный костюм, сара фан, понёва, рубаха-косоворотка, кокошник, оберег, вышивка, лапти.

Предварительная работа.

Чтение произведения К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;

Рассматривание льна, льняной ткани, прялки, овечьей шерсти,

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия.

При входе в мини-музей детей встречает Хозяюшка.

Хозяюшка: Доброго вам здоровьица, гости дорогие, милости прошу. Спасибо, что мимо не прошли,

Ко мне в «Горницу» зашли.

Проходите, не стесняйтесь

Поудобнее располагайтесь!

Сегодня я хочу пригласить вас на выставку старинной русской одежды.

С самых давних времен славилась наша Русь-матушка искусством мастериц – рукодельниц. Не было в те давние времена ни швейных машин, ни таких больших магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду. Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи.

А из чего же шили одежду наши предки? (из льна и шерсти).

Из выращенного льна женщи ны сами делали пряжу (скручивали нити) и ткали полотно, из которого потом шили рубахи, сарафаны, юбки, штаны. Такая одежда называлась домотканой. (рассказ Хозяюшка сопровождает показом иллюстраций из серии «Женщины за работой»).

Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм! (дети подходят к экспозиции «женского костюма», рассказ сопровождается показом)

Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан, передник.

Главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная, ниже колен, одежда. Такую рубаху красиво украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту.

Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Сарафаны шили из тканей, разрисованных пышны ми букетами, украшали серебряными и позолоченны ми пуговицами. Шили сарафаны и из однотонной ткани – красной, голубой, жёлтой, коричневой. Красный цвет символизировал (означал) – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – землю кормилицу.

Другой женский комплекс одежды состоял из рубахи и понёвы.

- Что такоё понёва?

Понёва – одежда типа юбки, которую одевала женщина после замужества.

Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани. Ее обшивали лентами и тесьмой.

Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. А для чего был нужен передник? (защищать одежду от загрязнения) Передник женщины обязательно был украшен вышивкой, обережными знаками. Как сейчас называют передник? (фартук)

В русском женском костюме особое внимание уделялось головному убору. Головные уборы были разными. Это была своеобразная визитная карточка. По головному убору можно было узнать из какой местности женщина, сколько ей лет, замужем ли она.

Так, например, молодые девушки в старину носили вокруг головы, венок, повязку или атласную ленту. Волосы они заплетали в косу, вплетали в неё яркие ленты, цветные нити. В народе говорили: "Коса - деви чья краса". Посмотрите на наших девочек. У кого есть коса - девичья краса? (Дети рассма тривают носы и находят самую длин ную.) Замужние женщины заплетали две косы и носили кичку — твердую шапочку, на которую надевали мягкий вышитый верх — сороку. Еще носили шапочки в форме рогов. Считалось, что рога — это символ пло дородия. Распространенным головным убором были кокошники. Их украшали речным жемчугом, золоты ми и серебряными узорами, драгоценными камнями. Зимой девушки и женщины носили шапки, опушенные мехом, а в сильные морозы на шапку накидывали теплый узорчатый платок или шаль, изготовленную из шерсти коз.

(Дети с Хозяюшкой переходят к экспозиции мужского костюма)

Основой мужского костюма тоже была рубаха. Рубаха эта была не такой длинной, как у женщин и доходила до колен. Рукава у рубахи были длинные и широкие. Не закатав рукава работать было невозможно. Есть такое выражение «работать спустя рукава», объясните его.

Ворот вырезался по шее и имел впереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицы. Ещё были рубахи-косоворотки. (т. к. ворот был сбоку) Рубаху мужчины носили навыпуск и обязательно подпоясывали узким пояском с кистями, который ещё называли опояском или широким поясом - кушаком. Раньше люди верили, что пояс оберегал от болезней, разных несчастий, выходить без пояса из дома считалось неприличным. По вороту и подолу мужские рубахи, как и женские часто украшались вышивкой. Белые и красные рубахи считались особо нарядными, их одевали только по праздникам.

Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Головные уборы мужчин были проще женских. Летом надевали с рубахой шляпу или картуз. Зимой носили шапки-колпаки или, малахаи.

Все костюмы и женские и мужские непременно были украшены вышивкой. А для чего это делали? Вышитые узоры - это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.

- Извилистая линия – это вода; круг – солнышко; квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Считали, что изображение птицы, например, приносит радость, добро.

Вышивка служила «оберегом» - т. е. оберегала человека. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет их от злых сил.

Самой распространенной обувью на Руси были лапти, которые плели из лыка или бересты. Лыко — это часть коры моло дых лиственных деревьев, например липы, а берес та — наружная часть коры березы. Чтобы получить лыко, срубали молодые деревья, сдирали с него кору в виде полосок, из которых потом плели лапти.

Воспитатель обращает внимание детей на кукол Машу и Ваню в русских народных костюмах, предлагает внимательно рассмотреть их костюмы, назвать предметы женского и мужского костюма и сказать, чего не хватает?

(Дети рассматривают костюмы и выясняют, что на переднике Маши нет обережных знаков).

Хозяйка просит украсить передник «обережными» знаками, с которыми дети познакомились в ходе экскурсии. На столах лежат передники. Детям предлагается придумать узор и выполнить аппликацию. (самостоятельная работа детей)

Хозяюшка во время выполнения работы детьми, подводит итог, выясняет. какие элементы русского народного костюма (женского и мужского) запомнили дети. Что символизирует круг, ромб, птица. Что означали в старину цвета: красный, жёлтый. Для чего всю одежду украшали вышивкой.

Хозяюшка: В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.

Проводится любая русская народная подвижная игра.

Публикации по теме:

Беседа с детьми подготовительной группы «Что такое микробы?» Цель: дать детям представления и микроорганизмах. Задачи:1) познакомить детей со свойствами микроорганизмов (рост,размножение,питание);.

Консультация «Что такое микробы?» Микробы. Знания о микробах кажутся нам необходимыми только в школьном возрасте, на уроках биологии. Однако для детей дошкольного возраста.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект НОД по окружающему миру «Про Микробы» Конспект занятия по окружающему миру: «Что мы знаем о микробах?» Цель занятия : * Дать детям представление о микробах. * Знакомство с понятием.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Что такое погода?» Тема урока: «Что такое погода?» Тип урока. Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Дать общее представление о погоде и том, из.

Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость? Вежливый ли ты человек?» Конспект занятия по окружающему миру «Что такое вежливость. Вежливый ли ты человек?» Цель: способствовать нравственному развитию личности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
План-конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы «Что такое микробы»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 05:47
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Я хочу быть здоровым!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
Классификация проекта: • по тематике: здоровьесберегающий; • по срокам реализации: долгосрочный; • участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,...
Программа кружка «Изучение нетрадиционной техники рисования в старшем дошкольном...
Пояснительная записка Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает...
Консультация для воспитателей «Главная роль экологического воспитания у дошкольников»
Слайд 1. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к...
Сценарий праздника «До свиданья детский сад»
Сценарий праздника, посвященного выпуску детей в школу "До свиданья детский сад" для детей разновозрастной группы МБОУ им. Л. Н. Толстого, филиал в с....
Календарно — тематическое планирование в старшей группе
1 1. 09 – 15. 09 17г. Тема недели: «День знаний» Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские,...