Елена Гребенщикова
Цифровизация в ДОУ как средство современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровизация в ДОУ как средство современного образования
Гребенщикова Елена Николаевна,
старший воспитатель высшей
квалификационной категории,
БМАДОУ «Детский сад № 17»,
г. Березовский, Свердловской области
Современные дети в 2-3 года уже умеют пользоваться гаджетами, их родители привыкли общаться через мессенджеры, а у педагогов появляются новые вызовы и возможности. В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Публикация «Цифровизация в ДОУ как средство современного образования» размещена в разделах
Сегодня невозможно представить детский сад без современных технических средств и компьютерных технологий. Педагоги организуют деятельность детей с использованием мульти- медиапроекторов, компьютеров. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств : сайт детского сада, Viber, WhatsApp и др.
Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотноситься в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах (Национальный проект «Образование» - проект «Цифровая образовательная среда»; Государственная программа РФ «Развитие образования» - проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», признается важнейшим национальным приоритетом и направлено на повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые. Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе при организации дистанционного обучения.
Цели цифровой среды :
Для дошкольников:
• расширение возможностей построения образовательной траектории;
• доступ к самым современным образовательным ресурсам;
• растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителей:
• расширение образовательных возможностей для ребенка;
• повышение прозрачности образовательного процесса;
• облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для воспитателя:
• снижение работы за счет ее автоматизации;
• снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий воспитанниками за счет автоматизации;
• повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
• формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
• формирование новых условий для мотивации дошкольников при выполнении заданий;
• формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ребёнка;
• облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории дошкольника
Работа педагогов при цифровизации учебного процесса :
1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации
познавательной деятельности дошкольников в организованной учебной деятельности.
2. Дистанционное образование, повышение квалификации.
3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного занятия.
4. Создание Интернет-занятий, интегрированных занятий.
5. Занятия на основе готовых программных продуктов.
6. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки.
7. Создание банка данных развития дошкольников, базы портфолио.
Работа с детьми:
1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.
2. Начать развивать компьютерную грамотность в рамках дополнительного образования дошкольников.
Использование различных форм ИКТ в учебном процессе
1. Презентации.
2. Тестирование.
3. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.
4. Создание учебно-методических материалов.
5. Создание презентаций и фильмов по различным разделам.
8. Использование ИКТ в воспитательной работе ДОУ.
Ожидаемые результаты цифровизации :
• Повышение эффективности процесса обучения;
• Активизация познавательной деятельности детей;
• Создание банка данных по различным направлениям деятельности;
• Создание общедоступной коллекции КИМ (компьютерно-игровых методик);
• Распространение опыта успешного использования дистанционных технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ;
• Обеспечение массового доступа к дистанционным и облачным технологиям всех групп пользователей.
Единое информационно-образовательное пространство детского сада обеспечит:
– создание дополнительных условий для социализации детей;
– формирование критического мышления в условиях работы с информацией, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность;
– формирование творческих навыков;
– формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
– развитие инициативы;
– развитие коммуникативных способностей и навыков выступлений;
– проведение культурно-просветительской работы (правовое, эстетическое и др. воспитание).
Однако следует помнить, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения. Современные технологии делают информацию доступной.
У нас есть возможность постоянно расти профессионально, перенимать у коллег лучшие практики и обмениваться идеями. Педагоги благодаря цифровизации чувствуют себя уверенно, потому что важная информация всегда под рукой. Педагоги проходят аттестацию, повышают квалификацию, повышают уровень самообразования. На сегодняшний день, роль педагога со знанием цифровых технологий, играет не маловажную роль, педагог растет и шагает в ногу со временем повышая свой профессионализм.
Если каждый педагог будет владеть и грамотно использовать цифровые технологии - то это позволит разнообразить форму подачи и закрепления учебного материала, и самое главное, что у воспитанников будет желание и интерес к познавательному развитию в целом.
Но не стоит забывать, что педагог - это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве.