Елизавета Сидорова
Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия «ЧТО Я ВИЖУ?» (старший возраст)
Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные типы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное).
Задачи:
развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
развитие причинно-следственной связи;
профилактика дислексии (профилактика нарушений процесса чтения);
развитие зрительно-пространственной ориентации;
Публикация «Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии „Что я вижу?“, „Что я слышу?“, „Что я чувствую?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
развитие устойчивости, распределения и переключения внимания;
развитие образно-логического мышления;
развитие общей моторики, координации движений;
активизация детей посредством использования большого количества наглядного и раздаточного материала.
Материалы: наглядный материал для упражнения «Что сначала, что потом?»; наглядный материал для упражнения «Найди отличия»; наглядный материал для упражнения «Забавные гимнасты»; «цветовая полоска» со всем радужным спектром и оттенками; квадрат с 9 цветными ячейками и заготовка-квадрат с 9 пустыми ячейками; набор из 9 предметных картинок и заготовка-квадрат с 9 пустыми ячейками; заготовка для упражнения «Муха» и картинка «Муха»; наглядный материал для упражнения «Небылицы», наглядный материал для упражнения «Помоги человечкам найти свои машины».
Содержание занятия:
Упражнение «Что сначала, что потом?»
Каждому ребёнку выдаётся набор из 6 карточек (или 1 набор на двоих, и предлагается разложить их по порядку «Что сначала, что потом?».
Упражнение «Найди отличия»
Ребятам предлагается задание на внимание: необходимо найди отличия между двумя картинками.
Упражнение «Забавные гимнасты»
Всем детям предлагается «позаниматься зарядкой» и выполнить по очереди все статичные движения, соответствующие картинкам.
Упражнение «Прочитай цветовой ряд без ошибок»
Каждому ребёнку выдаётся «цветовая полоска» со всем радужным спектром и оттенками, и предлагается «прочитать» цветовой ряд, т. е. по очереди называть цвета (например: зелёный, жёлтый, синий, красный и т. д.). Нужно постараться «прочитать» всю полоску без ошибок.
Упражнение «Запомни цвета»
Детям предлагается посмотреть на таблицу-образец и запомнить как можно больше цветов и их расположение в течение 40 секунд. Затем в пустой таблице необходимо нарисовать карандашами те цвета, которые они запомнили (предварительно закрыв образец или перевернув его).
Упражнение «Запомни картинки»
По аналогии с предыдущим упражнением, только вместо цветных квадратов детям предлагаются предметные картинки (представляющих определённый цвет).
Упражнение «Муха»
По полю, расчерченному на клетки, по инструкции педагога должна передвигаться «муха». Она может двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Педагог даёт команду, а дети передвигают «муху» в нужном направлении. Каждому ребёнку предварительно выдаётся раздатка – расчерченное поле и «муха».
Физкультминутка «Муха»
Муха в гости собиралась,
Ехать очень далеко.
Умывалась, одевалась,
Волновалась, завивалась,
Перед зеркалом металась,
Зазевалась…
И упала в молоко!
Л. Ульяницкая
Упражнение «Небылицы»
Ребятам предлагается картина, на которой художник «допустил немало ошибок». После внимательного рассмотрения дети озвучивают, что не правильно нарисовано на картине.
Упражнение «Помоги человечкам найти свои машины»
Одно из любимых упражнений у детей. Каждому предлагается задание с перепутанными дорожками и даётся инструкция «Помоги человечкам найти свои машины».
Итог: Все ребята отлично позанимались, сели на свои машины и разъехались по домам.
КОНСПЕКТ образовательной деятельности «ЧТО Я СЛЫШУ?» (старший возраст)
Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные типы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное).
Задачи:
развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;
развитие образно-логического мышления;
развитие восприятия различных шумовых звуков;
развитие чувства такта по образцу;
развитие общей моторики, координации движений;
Материалы: шумотека с набором звуков; предметы и картинки, соответствующие звукам в шумотеке; простые карандаши.
Содержание занятия:
Упражнение «Составь слово»
Педагог называет слово, отдельно произнося каждый звук в слове, и предлагает детям определить, какое это слово:
д…о. м, ш…к…а…ф, к…о…ф…т…а, к…о…ш…к…а, и т. д.
Упражнение «Что лишнее?»
Шкаф, диван, кресло, телевизор;
Корабль, яхта, самолёт, лодка;
Ботинки, сапоги, носки, туфли;
Тюльпан, роза, гладиолус, берёза.
Упражнение «Слушай внимательно»
Детям на слух предлагается набор слов и даётся инструкция: «Услышишь название цветка, хлопни в ладоши».
Морковь, мак, синица, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.
Упражнение «Телеграфист»
Педагог простукивает карандашом по столу определённый ритм для каждого ребёнка. Дети должны его запомнить и простучать.
- стук-пауза-стук-стук);
- стук-стук-пауза-стук-стук);
- стук-пауза-стук-стук-пауза-стук-стук);
- стук-стук-пауза-стук-стук-пауза-стук);
- стук-пауза-стук-стук-пауза-стук); и т. д.
Упражнение «Различи звук на слух и найди подходящий предмет» (авт.)
Перед детьми на столе выкладываются различные предметы и картинки (около 20). Затем по очереди включаются различные звуки и шумовые эффекты. Ребятам предлагается на слух определить, что они услышали, и среди представленных предметов и картинок найти подходящую. Перечень в шумотеке может быть любым, например: гудок паровоза, шум дождя, колокольчик, машина заводится, щебетание птиц, трактор заводится, пила пилит, лай собаки, ветер, гул самолёта, цокот копыт лошадей, треск костра, мурлыканье кошки, вертолёт пролетает мимо, комканье бумаги, хруст яблока, тиканье часов, упавшая монетка, жужжание мухи, детский смех.
Динамическая пауза «Весёлые ребята»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Мы ногами топ- топ.
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя.
Сели встали, сели – встали.
Ванькой–встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь.
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора.
Игра «Небылицы»
Детям на слух предлагаются перепутанные стихи. Ребята должны внимательно прослушать и заметить в них как можно больше неточностей.
Летит по небу паровоз,
Он без трубы и без колёс.
С рыбами в небе встречается,
Здоровается и улыбается!
Ложусь я спать сейчас на стол,
Над головой, конечно, пол.
Уснуть я всё-таки не смог —
Встал на холодный потолок.
Светит солнце ясное,
Какая погода ужасная!
Надену сапожки, зонтик возьму.
Только смеются все, а почему?
Плыла по пустыне акула,
Весёлая, добрая, милая,
На минуту она заснула,
И лягушка её проглотила.
Вчера в окно бегемот залетел,
Он почитать газету хотел,
Но папа его испугался,
В кастрюлю сразу забрался.
Рыбы по небу летают,
Звёздочки они считают,
Детям сказки сочиняют
И болтают, и болтают.
Велосипед на Федю сел,
За руль он смело взялся,
Велосипед был очень смел,
На Феде он помчался!
Возьму я лук, чеснок, картошку,
Перемешаю всё немножко,
Добавлю воды, поперчу, посолю,
Компот я такой ужасно люблю.
Сумка взяла хозяйку
И в магазин пошла.
Сумка совсем не лентяйка,
Много еды принесла.
Зелёный заяц в болоте сидел,
Белая лягушка под кустом грустила.
К ним жёлтый волк подойти хотел,
Но ворона красная его не пустила.
Треугольный колобок
По тропинке топал,
Ухватил лису за бок,
Разжевал и слопал.
Мышь поймала кошку
В маленькой норе.
Съела всю до крошки,
И конец игре!
КОНСПЕКТ образовательной деятельности «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ?» (старший возраст)
Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные типы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное).
Задачи:
развитие тактильного и кинестетического восприятия;
развитие образно-логического мышления и воображения;
развитие общей и мелкой моторики.
Материалы: поднос с песком для каждого ребёнка, влажные салфетки; цветная бумага, простые карандаши, ножницы; раздатка для упражнения «Моё настроение»; несколько видов рассыпчатых круп; деревянные геометрические фигуры, воздушные непрозрачные шарики; предметные картинки для упражнения «Чувствуем спиной».
Содержание занятия:
Упражнение «Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности песка дети и взрослый делают отпечатки кистей рук. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая детям о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?». Теперь, когда дети получили образец проговаривания ощущений педагога, они пробуют сами рассказать о том, что чувствуют по очереди.
Упражнение «Моя ладошка»
Можно предложить детям положить ладонь на лист бумаги и описать свои ощущения (холод, тепло, шершавость или гладкость бумаги). Затем попросить детей простым карандашом обвести контур ладошки и после выстричь её ножницами.
Упражнение «Моё настроение»
Каждому ребёнку выдаётся раздатка с изображением «мышки» в разных настроениях. Детям предлагается рассказать о настроении мышки на рисунках. Затем ребятам предлагается на выстриженной ладошке нарисовать своё настроение в данный момент.
Игра «Что внутри» (авт.)
Перед детьми на столе лежат воздушные непрозрачные шарики с крупами внутри. Ребятам предлагается на ощупь определить, чем заполнен шарик, найти пару с одинаковым наполнителем. По аналогии можно провести игру с геометрическими деревянными фигурами.
Упражнение «Чувствуем спиной»
Детям предлагается отгадать нарисованные на их спине пальцем педагога различные предметы или фигуры. Если ребёнок не может догадаться, ему могут быть предложены подсказки: предметные картинки (например: солнышко, ёлочка, мячик, шарик воздушный, цветок и т. д., либо словесные подсказки (например: выглянуло, в лесу родилась… и т. д.).
Тренинговое упражнение «Посещение зоопарка»
Один из известнейших и простых способов расслабить мышцы тела – массаж.
Все участники становятся в круг друг за другом или разбиваются на пары. Стоящий сзади массирует спину тому, кто стоит впереди.
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «обегать» вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как жирафики радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест - накрест).
5. Рядом – загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко щипать руки).
11. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки и поменяться местами).
Используемая литература:
1. В. Л. Шарохина «Психологическая подготовка детей к школе», 2011 г.
2. Т. В. Модестова «Скоро в школу», 2005 г.
3. С. В. Дойкова, О. В. Дувакина «Точка опоры», 2010 г.