МААМ-картинки

Цикл этических бесед нравственно-патриотического направления на тему Великой Отечественной войны

Татьяна Смоленцева
Цикл этических бесед нравственно-патриотического направления на тему Великой Отечественной войны
▼ Скачать + Заказать документы

Этическая беседа о блокаде Ленинграда о терпении и смирении.

Цель: формировать нравственные качества у детей на основе событий и действий людей во время блокады Ленинграда.

Задачи: дать представление детям о Блокаде Ленинграда.

Формировать нравственные качества характера на основе событий, происходящих во время блокады.

Закреплять знания детей о трудной жизни людей и детей во время блокады. Расширять словарный запас: «блокада», «прорыв блокады», «блокадное кольцо». Способствовать умению отвечать на вопросы полными предложениями.

Публикация «Цикл этических бесед нравственно-патриотического направления на тему Великой Отечественной войны» размещена в разделах

Воспитывать нравственные качества у детей: терпение, смирение, сочувствие чужому горю, жалость, взаимовыручку, желание помочь.

Развивать внимание, интерес к жизни людей военного времени.

Ход беседы

-Ребята, какое событие будет отмечать наша страна весной? (День победы)

На прошлом занятии я вам рассказывала о блокаде нашего российского города во время Великой Отечественной войны.

- Кто помнит, как назывался этот город. (Ленинград)

-А как он называется сейчас? (Санкт-Петербург) 1,2 слайд

Ребята, а кто помнит, что произошло с этим городом? (Блокада. На этот город хотели напасть враги. Они не смогли ничего сделать и решили город взять измором. Заморить людей голодом и чтобы они все умерли. Ещё на город сбрасывали бомбы по 8 -10 раз в сутки) слайд 3

- А кто скажет, что такое блокада, Что обозначает это слово? (Кольцо, в которое нет входа и нет из него выхода) Слайд 4

- Ребята, а почему люди не впустили врага в город? (Ответы детей) Если бы люди пустили врага в город, то город принадлежал бы фашистам. А люди не хотели отдавать фашистам свой любимый большой красивый город

А как можно назвать людей, которые отстояли свой город? (Герои)

- А почему они герои? Что обозначает это слово? (Люди защитили врага и не впустили его в свой город)

-Как жилось людям в блокадном городе? (Тяжело, плохо)

- А почему людям тяжело жилось? Какие трудности испытывали люди, что тяжёлого и страшного было в это время? (Было нечего есть, холодно, нечем было топить печь, продукты не поступали, постоянно людей бомбили, убивали)

Жалко вам этих людей? Слайды 5-11

- А сейчас представьте, что вы оказались в блокадном Ленинграде и сидите дома одни, нет папы и мамы, вам холодно, кушать нечего, папа на фронте, мама на работе, придёт очень поздно, когда будет уже темно. Что вы чувствуете в этот момент? (страшно, грустно, обидно, хочется к маме, хочется кушать).

А сейчас послушайте, как страдали дети в блокаду. (ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ)

Блокада

Чёрное дуло блокадной ночи…

Холодно,

холодно,

холодно очень…

Вставлена вместо стекла

картонка…

Вместо соседнего дома –

воронка…

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то…

Еле живая ушла на работу…

Есть очень хочется…

Страшно…

Темно…

Умер братишка мой…

Утром…

Давно…

Вышла вода…

Не дойти до реки…

Очень устал…

Сил уже никаких…

Ниточка жизни натянута тонко…

А на столе –

на отца похоронка…

Автор: Н. Радченко

Беседа по стихотворению:

-Как жили дети, какое было у них настроение?

-Трудно было жить в таких условиях? Почему?

- А теперь представьте, если бы люди сдались врагу, что было бы с нами сейчас?

Как бы мы жили? (Были бы в рабстве у фашистов) Слайд 12-13

Ребята, а что была за важная дорога?

-Была дорога жизни.

Что это за дорога жизни? Где она проходила?

(Через Ладожское озеро. Когда прекратилась связь жителей Ленинграда с другими городами, и людям негде стало брать продукты, оставалась одна надежда у людей на находящееся рядом Ладожское озеро. Зимой, когда замерзал лед, ездили на конных повозках и на машине, которая называлась?

- А как звали люди эту дорогу? (Дорога жизни)

-Что везла машина в город? (продукты, одежду, топливо, бензин, солярку, предметы первой необходимости) Слайд 14

Хлеба давали очень мало. На одного человека – 125 г. Это вот такой кусочек Слайд 117-19

-А кого вывозила из города? (Людей) Слайд 15, 16

-Кто по ней ехал? (Машина полуторка. Она привозила в город хлеб и продукты, а из города забирала детей и раненых. К весне эта дорога становилась опасной, машине приходилось ехать по воде. Люди, рискуя жизнью, ехали на машине, проваливаясь под лёд и буксуя на мокром снегу ехали, чтобы спасти людей из блокадного Ленинграда. Каждый раз замеряли толщину льда, потому что, если лёд был тонкий, по нему нельзя было ездить)

-Почему?

-Как вы думаете, каким словом можно назвать поступки людей, которые спасали других ценой своей жизни? (героические)

А как можно назвать людей, которые, рискуя своей жизнью, спасают других? (герои)

-Почему мы называем этих людей героями? (потому что они не жалеют себя, не боятся умереть.

А ещё в блокадном Ленинграде из многих выживших людей осталась жива девочка, которая вела дневник и делала в нем записи.

-Кто помнит, как звали эту девочку? (Таня Савичева)

-Что писала она в своём дневнике?

- Но ведь прошло время блокады, блокада закончилась. Кто помнит, как сняли блокаду? Как спасли людей? (Наши войска несколько раз пытались прорвать блокадное кольцо, но враги были очень сильные и не пропускали наших воинов в Ленинград. И вот в начале января 1943 года наши воины, солдаты собрали все силы и прорвались в Ленинград. Освободили людей и вывезли их из Блокадного Ленинграда. Люди были измождены, голодны, многие еле держались на ногах. Очень много людей погибло во время блокады Ленинграда, во время войны. И оставшиеся в живых люди ни на минуту не забывали о тех, кто освободил нашу страну от врагов. И ежегодно мы отмечаем Дни памяти, посвящённые павшим воинам.

-А вы помните, какой это день? (9 мая - День победы, и 22 июня – День, в который началась война)

И в эти дни все люди чтят память павших героев минутой молчания и зажигают свечу памяти.

-А кто из вас знает, что такое минута молчания? (когда играет метроном и все люди молча стоят 1 минуту)

Что такое метроном? (стук сердца)

-Давайте и мы с вами зажжём свечу памяти и почтим память павших минутой молчания.

Итог беседы.

–Что нового вы узнали из нашей беседы?

- Как жилось людям во время Блокады?

- С какими новыми словами познакомились? (герои, героический подвиг, метроном, свеча памяти).

Следующая наша беседа будет посвящена Дню защитника отечества. Мы с вами поговорим о том, как защищали Родину такие же маленькие детки, как и вы.

Этическая беседа, посвященная Дню защитника Отечества о чувстве

долга, мужестве, любви к Родине, о непринятии войны и зла.

Цель: развитие чувственно-эмоционального восприятия событий Великой Отечественной войны.

Задачи: закреплять элементарные знания о великой отечественной войне.

Учить видеть нравственную сторону событий и поступков людей в военное время и выражать своё отношение к ним.

Развивать речевые навыки, умение выражать свои мысли словами.

Формировать у детей чувство патриотизма, чувство долга,

Воспитывать мужество, любовь к своей Родине, к семье, к родным и близким, неприязнь к войне, доброту.

Ход беседы

- Ребята, какой праздник мы с вами отмечали 23 февраля? (день защитника отечества)

-Что это за праздник? Для кого он отмечается?

Да ребята, была война. Не так давно мы с вами разговаривали о блокаде Ленинграда и узнали, как трудно жилось людям в военное время.

-Что испытывали люди во время войны, с какими трудностями им приходилось бороться?

-Да, ребятки, во время войны погибло очень много людей, много было раненых, покалеченных людей. Но благодаря нашей советской армии, солдатам, которые смело и отважно защищали нашу родину, смело шли на врага и не пустили его на нашу землю, не дали завоевать нашу огромную родину, мы с вами сейчас живем в мирное время.

- Как можно назвать людей, которые защищали нашу страну от врагов? (защитники).

-Каким должен быть защитник Родины?

Вот, в честь них и придумали этот праздник, который называется День защитников Отечества.

-Что такое отечество? (отчизна, родная страна)

СЛАЙД 1 (военное сражение)

Во время войны люди страдали, погибали. Это хорошо или плохо? Почему вы так думаете?

-Что вы видите на этой иллюстрации?

-как чувствуют себя люди, бойцы во время боя?

-какое у них выражение лица?

(им холодно, на улице зима). Погреться негде. Вокруг поля и степи. Людям страшно, не хочется погибать. Люди падают раненые, убитые.

-Как вы думаете: им больно, страшно? Почему вы так думаете?

- Тем, кто остался жив, им жалко раненых, но сдаваться нельзя, нужно бить врага.

- Как можно назвать людей, которые не щадя себя, защищают свою родину? Какие они? (смелые, отважные, храбрые, герои)

А как вы думаете, люди молча шли в бой или что-то говорили, кричали?

СЛАЙД 2, 3,4 (люди с криками ура идут на врага).

Аудиозапись (боевой клич)

Д а, люди кричали (кричали: Ура!В бой! За Победу! За Родину! Бей Врага! Вперёд)

-Почему кричали люди, зачем они кричали такие слова? (Чтобы не чувствовать страха, для смелости, для поднятия духа. Многие люди боялись смерти, им страшно было. И чтобы придать смелости другим людям, впереди шли командиры и кричали призывы к бою.)

-А вы знаете, как назывался этот призыв? (боевой клич)

И когда командир кричал, все люди подхватывали боевой клич и становились дружнее, сильнее, сплочённее и отважнее. Забывали об усталости и страхе. Не обращали внимания на летевшие в небе самолёты, которые поочередно сбрасывали на них бомбы, на взрывы снарядов вокруг.

Физминутка

Мы пока что дошколята,

Но шагаем, как солдаты.

Раз, два – дружно в ногу

Три, четыре – твёрже шаг!

На парад идут солдаты,

Они смелые ребята!

Будем в армии служить,

Будем Родину хранить,

Чтобы было нам всегда

Хорошо на свете жить

- Когда была война, то наравне со взрослыми страдали и дети. И некоторые ребятишки тоже попадали на войну, участвовали в боевых сражениях. Хотя им не давали оружие: пистолеты, автоматы, они не могли стрелять из автоматов и пушек, но они по-своему воевали и многие стали героями и погибли во имя своей родины.

Не так давно мы с вами читали произведение о мальчике, который ценой своей жизни спас целый отряд.

Кто помнит, как называлось это произведение? («Сказка о маленьком барабане»)

Что сделал маленький барабанщик?

Что случилось с мальчиком?

Почему он так поступил?

Как можно назвать поступок этого мальчика?

- А сегодня я хочу вам рассказать и показать историю о другом мальчике, который тоже пошёл на войну. Этот мальчик был трубачом. Как вы понимаете это слово? Кто такой трубач?

-Этот мальчик тоже погиб. Но благодаря его смелости, отваге, отряд не испугался, и измождённые, уставшие солдаты поднялись в бой и пошли на врага.

Просмотр видеоролика.

- Понравился фильм?

- О ком этот фильм?

- Кем был мальчик?

- Какой он был сначала? Каким его называли люди?

- В какое время он жил?

- Почему он оказался на войне?

- Страшно было мальчику? Как вы это поняли?

- Больно ему было? Где вы это увидели. Как он вёл себя? Что мы можем сказать о его поведении?

- Что случилось с мальчиком? Почему так произошло? Как можно назвать поступок мальчика?

- Как можно назвать мальчика за такой поступок?

- А мог он остаться в живых? Как?

- Что было бы, если бы мальчик испугался, спрятался?

- Как можно назвать поступок маленького трубача? (смелый, отважный, геройский.)

-В чём подвиг трубача?

Благодаря отваге маленького мальчика наши воины пошли в бой и выиграли ещё одну битву и разбили врагов.

А маленький трубач, так же как и маленький барабанщик и многие другие солдаты и обычные люди, которые погибли во имя Родины, стали героями и мы их называем защитниками отечества, и они остаются навечно в памяти людей и в нашей памяти. Их поступки помнят наши бабушки и дедушки, папы и мамы и мы с вами всегда будем помнить о тех, кто защитил нас от фашистов и подарил нам мир и чистое небо над головой. И очень хорошо, что мы не знаем войны и живём в мирное время.

Чтение стихотворения

Как хорошо, что мы войны не знаем…

Как хорошо, что мы войны не знаем.

Растем, живем, смеемся и играем.

Глядим с улыбкой в неба синеву,

И ловим в реках быструю плотву.

И помним как отважные бойцы -

Солдаты — братья, деды и отцы

Для нас мир добрый храбро отстояли.

Чтоб мы войны не видели, не знали.

- Ребята, давайте вспомним, как мы чтим память погибших героев (свеча памяти, минута молчания)

Зажигаем свечу памяти. Минута молчания (метроном)

Итог занятия:

- О чем вы сегодня узнали?

- Какие подвиги совершали дети во время войны?

- Как вы думаете, сложно ли совершать героические подвиги? Легко ли быть героем?

- Какие нужны качества характера для того, чтобы стать героем?

В следующий раз мы с вами поговорим ещё об одном очень хорошем качестве человека – о МИЛОСЕРДИИИ.

Этическая беседа с детьми подготовительной группы о милосердии.

Цель: формировать у старших дошкольников представление о значении слова «Милосердие» на основе событий во время ВОВ. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам.

Задачи: познакомить детей со значением слова «милосердие». Помочь понять смысл этого слова, учить употреблять его в речи.

Формировать нравственные качества характера детей: бесстрашие, желание помочь людям, попавшим в беду, животным, птицам, бескорыстие, заботливое отношение к людям и всему живому.

Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи, сопереживания, учить не бояться трудностей.

Развивать речевую активность, память, внимание, стремление проявлять добро и милосердие разными способами.

Ход беседы

I часть. Введение.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из самых нежных, ласковых, добрых слов – это слово «милосердие». Как вы думаете, что это слово обозначает? (ответы детей)

- Если вслушаться в произношение этого слова, то можно услышать два коротких слова. Какие это слова, как вы думаете? (милое сердце)

- Милое это значит какое? (доброе, нежное, ласковое)

- Как поступают люди?

А сейчас, послушайте стихотворение и подумайте, что такое милосердие.

Чтение стихотворения Виктора Павлова «О милосердии»

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь,

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз - согрей,

Если он неодет - одень

Если голоден - накорми

Если жаждет он - напои.

Если он скорбит - утешай,

Заболеет он - навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

-Понравилось Стихотворение?

- Чем понравилось?

-О чём оно? О каких добрых делах в нем говорится?

-Каким словом можно назвать все добрые дела, о которых говорится в стихотворении? (милосердие).

А как вы понимаете слово «милосердный» (натолкнуть детей на то, что слово состоит из двух слов «милое сердце»

Воспитатель: Милосердие это милость сердца, доброта, идущая от сердца. Это готовность человека сделать доброе дело, проявить заботу о ком – либо, помочь тем, кто нуждается.

А кто может нуждаться в нашей помощи? (сверстники, друзья, птички, животные, растения).

Попросить детей привести примеры: кому и как мы можем помочь (накормить бездомного котёнка или собаку, помочь малышу надеть одежду, застегнуть замочек, полить завядшее растение, заступиться за товарища, помочь бабушке донести сумку ….)

Физминутка:

«Поможем бабушке»

Мы ходили к бабушке и ей помогали:

В доме подметали, цветочки поливали.

Мы дрова рубили, на место их носили.

Чистили дорожки от снега понемножку

А потом нам бабушка испекла оладушки.

2 часть

- Мы с вами много говорили о событиях, которые происходили во время ВОВ. Вспомните о чём мы говорили. (о блокаде, о том, как люди помогали друг другу)

- О каких героях читали. (барабанщик не ел сам пряники, чтобы отнести их сестрёнке, трубач, не жалея себя, поднял бойцов на бой с фашистами).

Какие поступки они совершали? (добрые дела, спасали своих бойцов от врага, защищали Родину, во время блокады делились последним кусочком хлеба, чтобы человек не умер)

-Можно ли назвать этих героев милосердными? Почему? (каким словом можно назвать героев войны).

Во время войны милосердные люди были очень нужны. Благодаря им много людей остались живы.

3 часть: А сейчас мы с вами посмотрим презентацию тоже о войне. А вы подумайте, кто были эти люди. Кого мы можем назвать словом «милосердный» и почему.

Просмотр презентации о медсёстрах.

-О ком вы посмотрели? (о медсестрах)

- Почему вы думаете, что медсестер можно назвать милосердными?

Что они делали? (помогали раненым, выносили их с поля боя, не жалея себя)

-Как вы думаете, легко ли было вытаскивать маленькой хрупкой медсестре тяжёлого бойца, который не мог двигаться?

Мы с вами играли в игру, Лиза даже с места не могла сдвинуть Тимошу, чтобы перетащить его на другое место.

- Лиза легко тебе было тащить раненого?

-Перебинтовывали их под свист пуль и снарядов.

- Писали письма родным тех бойцов, которые не могли держать ручку.

-Кормили и поили их, разговаривали с ними, утешали, когда им было больно.

От военной медсестры зависела жизнь многих раненых. Если медсестра окажется рядом и вовремя окажет помощь раненому, то он оставался жив.

- Кто знает, как раненые ласково называли медсестер? (сестричка, милая, сестрёнка, родная, дорогая0

- С каким словом связаны эти слова? (милосердие)

- Медсестёр военного времени называли ещё «СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ»

- Почему? (сочувствовала, помогала, переживала, лечила)

Рефлексия: Что вы сегодня узнали? С каким очень хорошим качеством человека вы познакомились? Как вы думаете, легко ли быть милосердным?

Какие качества нужно иметь человеку, чтобы его можно было назвать милосердным?

Кого мы можем назвать милосердным в нашей группе?

Коллаж.

Изготовление коллажа на тему: «Спасая других, не жалея себя» (дети выбирают вырезанные заранее иллюстрации, наклеивают их на приготовленный ватман.

Зажигаем свечу памяти. Коллаж берем в руки, чтим память минутой молчания под звук метронома.

Публикации по теме:

70-летию Великой Победы посвящается! Рассказ о моих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны70-летию Великой Победы посвящается! Рассказ о моих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны Великая Отечественная война 1941-1945 г. оставила страшный след в истории нашей Родины!Буквально из каждой семьи на фронт уходили мужья,сыновья.

Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны»Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны» Аппликация «Открытка для ветерана Великой Отечественной войны» В преддверии праздника Победы, мы с ребятами изготовили открытки ветеранам.

Цикл бесед «Песни о войне». Беседа I «К 75 летию Победы в Великой Отечественной войне» «Значение музыки и песенного творчества в период Великой Отечественной войны». Музыкальный руководитель Иванова Н. Л МАДОУ МО г. Краснодар.

Фотоотчет о посещении ветерана Великой Отечественной войныФотоотчет о посещении ветерана Великой Отечественной войны В преддверии Дня Победы воспитанники подготовительной к школе группы «Калинка» из детского сада №1 «Колокольчик» посетили ветерана Великой.

Квест-игра «По дорогам Великой Отечественной войны» к 75-летию Великой Победы Квест -игра «По дорогам Великой Отечественной войны»Цель: формирование у воспитанников знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ,.

Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны»Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Сообщение для педсовета «Дети в годы Великой Отечественной войны» Слайд 1.«Дети в годы Великой Отечественной войны». Слайд 2. В тот далёкий летний день, 22 июня 1941 года, люди занимались обычными для себя.

Сюжетная картина на тему Великой Отечественной войны в смешанной технике рисования: восковые мелки и акварельСюжетная картина на тему Великой Отечественной войны в смешанной технике рисования: восковые мелки и акварель Великая Отечественная война – эта та страница в нашей истории, которую нельзя оставлять без внимания. В знак вечной памяти и уважения.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войныВстреча с ветеранами Великой Отечественной войны Великою победу одержал наш народ в великой отечественной войне 1941-1945 году. Нелегко досталось стране эта победа. Сегодня к нам в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл этических бесед нравственно-патриотического направления на тему Великой Отечественной войны
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 19:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл этических бесед нравственно-патриотического направления на тему Великой Отечественной войны» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Смоленцева (УИ 519896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД