Татьяна Смоленцева
Цикл этических бесед нравственно-патриотического направления на тему Великой Отечественной войны
▼ Скачать + Заказать документы
Этическая беседа о блокаде Ленинграда о терпении и смирении.
Цель: формировать нравственные качества у детей на основе событий и действий людей во время блокады Ленинграда.
Задачи: дать представление детям о Блокаде Ленинграда.
Формировать нравственные качества характера на основе событий, происходящих во время блокады.
Закреплять знания детей о трудной жизни людей и детей во время блокады. Расширять словарный запас: «блокада», «прорыв блокады», «блокадное кольцо». Способствовать умению отвечать на вопросы полными предложениями.
Публикация «Цикл этических бесед нравственно-патриотического направления на тему Великой Отечественной войны» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Беседы к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать нравственные качества у детей: терпение, смирение, сочувствие чужому горю, жалость, взаимовыручку, желание помочь.
Развивать внимание, интерес к жизни людей военного времени.
Ход беседы
-Ребята, какое событие будет отмечать наша страна весной? (День победы)
На прошлом занятии я вам рассказывала о блокаде нашего российского города во время Великой Отечественной войны.
- Кто помнит, как назывался этот город. (Ленинград)
-А как он называется сейчас? (Санкт-Петербург) 1,2 слайд
Ребята, а кто помнит, что произошло с этим городом? (Блокада. На этот город хотели напасть враги. Они не смогли ничего сделать и решили город взять измором. Заморить людей голодом и чтобы они все умерли. Ещё на город сбрасывали бомбы по 8 -10 раз в сутки) слайд 3
- А кто скажет, что такое блокада, Что обозначает это слово? (Кольцо, в которое нет входа и нет из него выхода) Слайд 4
- Ребята, а почему люди не впустили врага в город? (Ответы детей) Если бы люди пустили врага в город, то город принадлежал бы фашистам. А люди не хотели отдавать фашистам свой любимый большой красивый город
А как можно назвать людей, которые отстояли свой город? (Герои)
- А почему они герои? Что обозначает это слово? (Люди защитили врага и не впустили его в свой город)
-Как жилось людям в блокадном городе? (Тяжело, плохо)
- А почему людям тяжело жилось? Какие трудности испытывали люди, что тяжёлого и страшного было в это время? (Было нечего есть, холодно, нечем было топить печь, продукты не поступали, постоянно людей бомбили, убивали)
Жалко вам этих людей? Слайды 5-11
- А сейчас представьте, что вы оказались в блокадном Ленинграде и сидите дома одни, нет папы и мамы, вам холодно, кушать нечего, папа на фронте, мама на работе, придёт очень поздно, когда будет уже темно. Что вы чувствуете в этот момент? (страшно, грустно, обидно, хочется к маме, хочется кушать).
А сейчас послушайте, как страдали дети в блокаду. (ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ)
Блокада
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно,
холодно,
холодно очень…
Вставлена вместо стекла
картонка…
Вместо соседнего дома –
воронка…
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется…
Страшно…
Темно…
Умер братишка мой…
Утром…
Давно…
Вышла вода…
Не дойти до реки…
Очень устал…
Сил уже никаких…
Ниточка жизни натянута тонко…
А на столе –
на отца похоронка…
Автор: Н. Радченко
Беседа по стихотворению:
-Как жили дети, какое было у них настроение?
-Трудно было жить в таких условиях? Почему?
- А теперь представьте, если бы люди сдались врагу, что было бы с нами сейчас?
Как бы мы жили? (Были бы в рабстве у фашистов) Слайд 12-13
Ребята, а что была за важная дорога?
-Была дорога жизни.
Что это за дорога жизни? Где она проходила?
(Через Ладожское озеро. Когда прекратилась связь жителей Ленинграда с другими городами, и людям негде стало брать продукты, оставалась одна надежда у людей на находящееся рядом Ладожское озеро. Зимой, когда замерзал лед, ездили на конных повозках и на машине, которая называлась?
- А как звали люди эту дорогу? (Дорога жизни)
-Что везла машина в город? (продукты, одежду, топливо, бензин, солярку, предметы первой необходимости) Слайд 14
Хлеба давали очень мало. На одного человека – 125 г. Это вот такой кусочек Слайд 117-19
-А кого вывозила из города? (Людей) Слайд 15, 16
-Кто по ней ехал? (Машина полуторка. Она привозила в город хлеб и продукты, а из города забирала детей и раненых. К весне эта дорога становилась опасной, машине приходилось ехать по воде. Люди, рискуя жизнью, ехали на машине, проваливаясь под лёд и буксуя на мокром снегу ехали, чтобы спасти людей из блокадного Ленинграда. Каждый раз замеряли толщину льда, потому что, если лёд был тонкий, по нему нельзя было ездить)
-Почему?
-Как вы думаете, каким словом можно назвать поступки людей, которые спасали других ценой своей жизни? (героические)
А как можно назвать людей, которые, рискуя своей жизнью, спасают других? (герои)
-Почему мы называем этих людей героями? (потому что они не жалеют себя, не боятся умереть.
А ещё в блокадном Ленинграде из многих выживших людей осталась жива девочка, которая вела дневник и делала в нем записи.
-Кто помнит, как звали эту девочку? (Таня Савичева)
-Что писала она в своём дневнике?
- Но ведь прошло время блокады, блокада закончилась. Кто помнит, как сняли блокаду? Как спасли людей? (Наши войска несколько раз пытались прорвать блокадное кольцо, но враги были очень сильные и не пропускали наших воинов в Ленинград. И вот в начале января 1943 года наши воины, солдаты собрали все силы и прорвались в Ленинград. Освободили людей и вывезли их из Блокадного Ленинграда. Люди были измождены, голодны, многие еле держались на ногах. Очень много людей погибло во время блокады Ленинграда, во время войны. И оставшиеся в живых люди ни на минуту не забывали о тех, кто освободил нашу страну от врагов. И ежегодно мы отмечаем Дни памяти, посвящённые павшим воинам.
-А вы помните, какой это день? (9 мая - День победы, и 22 июня – День, в который началась война)
И в эти дни все люди чтят память павших героев минутой молчания и зажигают свечу памяти.
-А кто из вас знает, что такое минута молчания? (когда играет метроном и все люди молча стоят 1 минуту)
Что такое метроном? (стук сердца)
-Давайте и мы с вами зажжём свечу памяти и почтим память павших минутой молчания.
Итог беседы.
–Что нового вы узнали из нашей беседы?
- Как жилось людям во время Блокады?
- С какими новыми словами познакомились? (герои, героический подвиг, метроном, свеча памяти).
Следующая наша беседа будет посвящена Дню защитника отечества. Мы с вами поговорим о том, как защищали Родину такие же маленькие детки, как и вы.
Этическая беседа, посвященная Дню защитника Отечества о чувстве
долга, мужестве, любви к Родине, о непринятии войны и зла.
Цель: развитие чувственно-эмоционального восприятия событий Великой Отечественной войны.
Задачи: закреплять элементарные знания о великой отечественной войне.
Учить видеть нравственную сторону событий и поступков людей в военное время и выражать своё отношение к ним.
Развивать речевые навыки, умение выражать свои мысли словами.
Формировать у детей чувство патриотизма, чувство долга,
Воспитывать мужество, любовь к своей Родине, к семье, к родным и близким, неприязнь к войне, доброту.
Ход беседы
- Ребята, какой праздник мы с вами отмечали 23 февраля? (день защитника отечества)
-Что это за праздник? Для кого он отмечается?
Да ребята, была война. Не так давно мы с вами разговаривали о блокаде Ленинграда и узнали, как трудно жилось людям в военное время.
-Что испытывали люди во время войны, с какими трудностями им приходилось бороться?
-Да, ребятки, во время войны погибло очень много людей, много было раненых, покалеченных людей. Но благодаря нашей советской армии, солдатам, которые смело и отважно защищали нашу родину, смело шли на врага и не пустили его на нашу землю, не дали завоевать нашу огромную родину, мы с вами сейчас живем в мирное время.
- Как можно назвать людей, которые защищали нашу страну от врагов? (защитники).
-Каким должен быть защитник Родины?
Вот, в честь них и придумали этот праздник, который называется День защитников Отечества.
-Что такое отечество? (отчизна, родная страна)
СЛАЙД 1 (военное сражение)
Во время войны люди страдали, погибали. Это хорошо или плохо? Почему вы так думаете?
-Что вы видите на этой иллюстрации?
-как чувствуют себя люди, бойцы во время боя?
-какое у них выражение лица?
(им холодно, на улице зима). Погреться негде. Вокруг поля и степи. Людям страшно, не хочется погибать. Люди падают раненые, убитые.
-Как вы думаете: им больно, страшно? Почему вы так думаете?
- Тем, кто остался жив, им жалко раненых, но сдаваться нельзя, нужно бить врага.
- Как можно назвать людей, которые не щадя себя, защищают свою родину? Какие они? (смелые, отважные, храбрые, герои)
А как вы думаете, люди молча шли в бой или что-то говорили, кричали?
СЛАЙД 2, 3,4 (люди с криками ура идут на врага).
Аудиозапись (боевой клич)
Д а, люди кричали (кричали: Ура!В бой! За Победу! За Родину! Бей Врага! Вперёд)
-Почему кричали люди, зачем они кричали такие слова? (Чтобы не чувствовать страха, для смелости, для поднятия духа. Многие люди боялись смерти, им страшно было. И чтобы придать смелости другим людям, впереди шли командиры и кричали призывы к бою.)
-А вы знаете, как назывался этот призыв? (боевой клич)
И когда командир кричал, все люди подхватывали боевой клич и становились дружнее, сильнее, сплочённее и отважнее. Забывали об усталости и страхе. Не обращали внимания на летевшие в небе самолёты, которые поочередно сбрасывали на них бомбы, на взрывы снарядов вокруг.
Физминутка
Мы пока что дошколята,
Но шагаем, как солдаты.
Раз, два – дружно в ногу
Три, четыре – твёрже шаг!
На парад идут солдаты,
Они смелые ребята!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить,
Чтобы было нам всегда
Хорошо на свете жить
- Когда была война, то наравне со взрослыми страдали и дети. И некоторые ребятишки тоже попадали на войну, участвовали в боевых сражениях. Хотя им не давали оружие: пистолеты, автоматы, они не могли стрелять из автоматов и пушек, но они по-своему воевали и многие стали героями и погибли во имя своей родины.
Не так давно мы с вами читали произведение о мальчике, который ценой своей жизни спас целый отряд.
Кто помнит, как называлось это произведение? («Сказка о маленьком барабане»)
Что сделал маленький барабанщик?
Что случилось с мальчиком?
Почему он так поступил?
Как можно назвать поступок этого мальчика?
- А сегодня я хочу вам рассказать и показать историю о другом мальчике, который тоже пошёл на войну. Этот мальчик был трубачом. Как вы понимаете это слово? Кто такой трубач?
-Этот мальчик тоже погиб. Но благодаря его смелости, отваге, отряд не испугался, и измождённые, уставшие солдаты поднялись в бой и пошли на врага.
Просмотр видеоролика.
- Понравился фильм?
- О ком этот фильм?
- Кем был мальчик?
- Какой он был сначала? Каким его называли люди?
- В какое время он жил?
- Почему он оказался на войне?
- Страшно было мальчику? Как вы это поняли?
- Больно ему было? Где вы это увидели. Как он вёл себя? Что мы можем сказать о его поведении?
- Что случилось с мальчиком? Почему так произошло? Как можно назвать поступок мальчика?
- Как можно назвать мальчика за такой поступок?
- А мог он остаться в живых? Как?
- Что было бы, если бы мальчик испугался, спрятался?
- Как можно назвать поступок маленького трубача? (смелый, отважный, геройский.)
-В чём подвиг трубача?
Благодаря отваге маленького мальчика наши воины пошли в бой и выиграли ещё одну битву и разбили врагов.
А маленький трубач, так же как и маленький барабанщик и многие другие солдаты и обычные люди, которые погибли во имя Родины, стали героями и мы их называем защитниками отечества, и они остаются навечно в памяти людей и в нашей памяти. Их поступки помнят наши бабушки и дедушки, папы и мамы и мы с вами всегда будем помнить о тех, кто защитил нас от фашистов и подарил нам мир и чистое небо над головой. И очень хорошо, что мы не знаем войны и живём в мирное время.
Чтение стихотворения
Как хорошо, что мы войны не знаем…
Как хорошо, что мы войны не знаем.
Растем, живем, смеемся и играем.
Глядим с улыбкой в неба синеву,
И ловим в реках быструю плотву.
И помним как отважные бойцы -
Солдаты — братья, деды и отцы
Для нас мир добрый храбро отстояли.
Чтоб мы войны не видели, не знали.
- Ребята, давайте вспомним, как мы чтим память погибших героев (свеча памяти, минута молчания)
Зажигаем свечу памяти. Минута молчания (метроном)
Итог занятия:
- О чем вы сегодня узнали?
- Какие подвиги совершали дети во время войны?
- Как вы думаете, сложно ли совершать героические подвиги? Легко ли быть героем?
- Какие нужны качества характера для того, чтобы стать героем?
В следующий раз мы с вами поговорим ещё об одном очень хорошем качестве человека – о МИЛОСЕРДИИИ.
Этическая беседа с детьми подготовительной группы о милосердии.
Цель: формировать у старших дошкольников представление о значении слова «Милосердие» на основе событий во время ВОВ. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам.
Задачи: познакомить детей со значением слова «милосердие». Помочь понять смысл этого слова, учить употреблять его в речи.
Формировать нравственные качества характера детей: бесстрашие, желание помочь людям, попавшим в беду, животным, птицам, бескорыстие, заботливое отношение к людям и всему живому.
Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи, сопереживания, учить не бояться трудностей.
Развивать речевую активность, память, внимание, стремление проявлять добро и милосердие разными способами.
Ход беседы
I часть. Введение.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из самых нежных, ласковых, добрых слов – это слово «милосердие». Как вы думаете, что это слово обозначает? (ответы детей)
- Если вслушаться в произношение этого слова, то можно услышать два коротких слова. Какие это слова, как вы думаете? (милое сердце)
- Милое это значит какое? (доброе, нежное, ласковое)
- Как поступают люди?
А сейчас, послушайте стихотворение и подумайте, что такое милосердие.
Чтение стихотворения Виктора Павлова «О милосердии»
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь,
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.
-Понравилось Стихотворение?
- Чем понравилось?
-О чём оно? О каких добрых делах в нем говорится?
-Каким словом можно назвать все добрые дела, о которых говорится в стихотворении? (милосердие).
А как вы понимаете слово «милосердный» (натолкнуть детей на то, что слово состоит из двух слов «милое сердце»
Воспитатель: Милосердие это милость сердца, доброта, идущая от сердца. Это готовность человека сделать доброе дело, проявить заботу о ком – либо, помочь тем, кто нуждается.
А кто может нуждаться в нашей помощи? (сверстники, друзья, птички, животные, растения).
Попросить детей привести примеры: кому и как мы можем помочь (накормить бездомного котёнка или собаку, помочь малышу надеть одежду, застегнуть замочек, полить завядшее растение, заступиться за товарища, помочь бабушке донести сумку ….)
Физминутка:
«Поможем бабушке»
Мы ходили к бабушке и ей помогали:
В доме подметали, цветочки поливали.
Мы дрова рубили, на место их носили.
Чистили дорожки от снега понемножку
А потом нам бабушка испекла оладушки.
2 часть
- Мы с вами много говорили о событиях, которые происходили во время ВОВ. Вспомните о чём мы говорили. (о блокаде, о том, как люди помогали друг другу)
- О каких героях читали. (барабанщик не ел сам пряники, чтобы отнести их сестрёнке, трубач, не жалея себя, поднял бойцов на бой с фашистами).
Какие поступки они совершали? (добрые дела, спасали своих бойцов от врага, защищали Родину, во время блокады делились последним кусочком хлеба, чтобы человек не умер)
-Можно ли назвать этих героев милосердными? Почему? (каким словом можно назвать героев войны).
Во время войны милосердные люди были очень нужны. Благодаря им много людей остались живы.
3 часть: А сейчас мы с вами посмотрим презентацию тоже о войне. А вы подумайте, кто были эти люди. Кого мы можем назвать словом «милосердный» и почему.
Просмотр презентации о медсёстрах.
-О ком вы посмотрели? (о медсестрах)
- Почему вы думаете, что медсестер можно назвать милосердными?
Что они делали? (помогали раненым, выносили их с поля боя, не жалея себя)
-Как вы думаете, легко ли было вытаскивать маленькой хрупкой медсестре тяжёлого бойца, который не мог двигаться?
Мы с вами играли в игру, Лиза даже с места не могла сдвинуть Тимошу, чтобы перетащить его на другое место.
- Лиза легко тебе было тащить раненого?
-Перебинтовывали их под свист пуль и снарядов.
- Писали письма родным тех бойцов, которые не могли держать ручку.
-Кормили и поили их, разговаривали с ними, утешали, когда им было больно.
От военной медсестры зависела жизнь многих раненых. Если медсестра окажется рядом и вовремя окажет помощь раненому, то он оставался жив.
- Кто знает, как раненые ласково называли медсестер? (сестричка, милая, сестрёнка, родная, дорогая0
- С каким словом связаны эти слова? (милосердие)
- Медсестёр военного времени называли ещё «СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ»
- Почему? (сочувствовала, помогала, переживала, лечила)
Рефлексия: Что вы сегодня узнали? С каким очень хорошим качеством человека вы познакомились? Как вы думаете, легко ли быть милосердным?
Какие качества нужно иметь человеку, чтобы его можно было назвать милосердным?
Кого мы можем назвать милосердным в нашей группе?
Коллаж.
Изготовление коллажа на тему: «Спасая других, не жалея себя» (дети выбирают вырезанные заранее иллюстрации, наклеивают их на приготовленный ватман.
Зажигаем свечу памяти. Коллаж берем в руки, чтим память минутой молчания под звук метронома.