Людмила Галеницкая
«Эколого-оздоровительная работа с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Эколого-оздоровительная работа с детьми.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – в первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «„Эколого-оздоровительная работа с детьми“» размещена в разделах
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.
Для правильного проведения экологического воспитания разработана специальная программа «Юный эколог» автор Николаева Светлана Николаевна. Эта программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предлагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а так же освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. На основе развития положительных эмоций учить ориентироваться в окружающем, понимать речь, наблюдать за объектами и явлениями природы, слушать звуки, подражать им, воспитывать спокойное и доброжелательное отношение к животным, учить находить их на картинках, среди игрушек. Формировать устойчивый интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным, на основе развития ощущение и восприятие расширять пространственно-ориентировочные навыки.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением (действиями, словами, интонацией голоса) создаёт образец правильного и гуманного отношения к природе через воздействие с растениями и животными уголка природы. Он показывает, что и как надо делать с ними, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались живыми и здоровыми. При этом ребята минимально участвуют в самых трудных операциях, их самостоятельность отсутствует, хотя они по просьбе воспитателя и выполняют отдельные действия.
Дети приходят в детский сад. Воспитатель знакомит их с помещениями детского сада, обращает внимание в умывальной комнате на тёплую воду в кране, которая «поёт песенку», приглашая вымыть руки:
«Льётся чистая водица,
Приглашает деток мыться…»
Подойдя к окну, воспитатель вместе с детьми улыбается яркому солнцу, его теплым лучам:
«Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату:
Мы похлопаем в ладошки,–
Очень рады солнышку».
Можно предложить детям закрыть глаза, вытянуть вперёд руки ладошками вверх, попросить у солнышка тепла, радости, здоровья; в другой раз обратить внимание детей на деревья, цветы, птиц и т. д., а зимой прочесть стихотворение:
«Белоснежна, белокудра
Наша зимушка – зима:
Всё прилежно побелила –
И деревья и дома». (О. Жук)
Почаще надо обращать внимание детей на погоду (тёплая, жаркая, холодная, сырая, на то, как в соответствии с этим надо одеваться.
Большое значение для экологического воспитания детей имеет развивающая среда. Создавая уголок природы, учитывать, что объекты природы лучше размещать в светлой части группы на тумбу (высотой 50 см) поставить аквариум с карасиком или какой-то другой рыбкой. На подоконниках желательно ставить цветущие растения с ярко-выраженными составными частями (фикус, герань, бальзамин, фуксия и т. д.). Их высота не должна превышать 40 см. Располагать цветы так, чтобы ребёнок мог понаблюдать за ними вместе с воспитателем. В живом уголке можно разметить и клетку с птичкой. На видном месте помещают картинки, изображающие явление природы, которые соответствуют конкретному времени года. Время от времени воспитатель уточняет: растение и животное – не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им нравится, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.
Работа с детьми младшей группы построена на произведениях В. Бианки, Г. Чарушина. Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и другие, поэтому у нас в детском саду есть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный обзор их персонажей.
Используются учебно-наглядные пособия: «картины из жизни домашних животных» и «картины из жизни диких животных». (авторы С. Н. Николаева и Н. Н. Мешкова).
Экологическое воспитание в широком его понимании объемлет все стороны развития личности ребёнка. Систематическое восприятие живой природы, её красоты, – пробуждает в детях чувство красоты, гармонии.
Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. Игрушки должны быть красивые, яркие, привлекательные, правдоподобные по форме, чтобы животное можно было узнать. Игрушка – это не муляж, не чучело, и поэтому ей необходимо имитировать все натуральные признаки.
На прогулке мы знакомим детей со свойствами воды, песка, снега. Организуем игры детей с природным материалом.
Учим детей не рвать цветы, а любоваться ими; не ломать веток деревьев и кустарников. Относиться бережно к жучкам и паучкам, букашкам, птичкам. Приучаем детей любить природу окружающую нас, заботиться о ней, относиться бережно. И так, начинать экологическое воспитание следует с раннего возраста, в тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьёй. Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста, знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьё тся интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребёнку, что всё в природе находится в определённой связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы, приёмы, в том числе элементарную поисковую деятельность.