Лучший педагог года

Способы преодоления вредных привычек у воспитанников социозащитных учреждений

Инна Ивановна Иванова
Способы преодоления вредных привычек у воспитанников социозащитных учреждений

В статье автором отражены основные способы, при помощи которых происходит преодоления вредных привычек у воспитанников, развитие стойких позитивных интересов, пропаганда здорового образа жизни.

Автор: Изотова И. Р., воспитатель СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Публикация «Способы преодоления вредных привычек у воспитанников социозащитных учреждений» размещена в разделах

Сложный период в экономической и социальной жизни России привел к массовому приобщению детей и молодежи к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и веществ, стимулирующего действия. Алкоголь и табак страшны не только тем, что они разрушают здоровье человека. Они страшны саморазрушением личности, искажением её взаимоотношений с другими людьми, разрывом всех социальных связей с миром, потерей человеческого облика. Употребление алкоголя и табака - серьёзное основание для перехода к наркотикам. По данным отечественного Центра профилактической медицины, курение всего 3,5 сигарет в день мужчинами и 2 — женщинами сокращает продолжительность их жизни на 2 года. Вся научная деятельность этого центра доказывает, что распространение сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе ран-нее развитие атеросклероза, большинство случаев внезапной смерти молодых людей от указанных заболеваний тесно связаны с такими факторами риска, как курение, употребление алкоголя и неправильное питание.

По наблюдениям наркологов, средняя продолжительность жизни наркоманов на 20—30 лет короче, чем у обычных людей.

Между тем сравнительный анализ распространенности вредных привычек среди школьников показал, что за последние 10 лет частота курения среди девочек возросла с 12 до 18%, а среди мальчиков она стабильно сохранялась в пределах 28—32%.

По данным МВД России, количество несовершеннолетних, к которым были приняты меры воздействия за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, возросло за 5 лет в 90-х гг. в 2,7 раза, а число подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел за употребление наркотических средств, увеличилось в 5 раз и составило в 1995-1996 гг. 25 тыс. человек. Но приведенные цифры не учитывают случаев скрытой наркомании, которая по данным общественных организаций в несколько раз превышает официальные показатели.

Интерес МВД России к указанному контингенту подростков состоит в том, что за отмеченный период преступность подростков, находящихся в состоянии опьянения, поднялась на 52%, а среди употребляющих наркотики — в 2,2 раза.

На основе изложенной информации можно сделать следующие выводы:

вредные привычки (курение, потребление алкоголя, интерес к наркотикам) закладываются в школьном возрасте, и их распространение увеличивается как среди всей популяции детского населения, так и по мере взросления детей;

вредные привычки сокращают продолжительность жизни человека, что делает их несовместимыми со здоровым стилем жизни;

— злоупотребление вредными привычками провоцирует детей и подростков на асоциальные формы поведения;

пресечение и предупреждение вредных привычек в школьном возрасте требуют создания современных программ профилактики приобщения детей к вредным привычкам, грамотного проведения соответствующего санитарного просвещения в образовательных учреждениях.

Злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние человека (курение табака, употребление алкоголя, ингалянтов, наркотиков, но не доводящее его до физической зависимости от указанных веществ, специалисты называют аддиктивным поведением. Это название произошло от английского слова «addiction», которое переводится как пагубная привычка, порочная склонность, пристрастие к чему-либо.

Именно пристрастие, но еще без физической зависимости, характерно для детей и подростков. И это указывает на то, что в образовательных учреждениях приходится иметь дело не с болезнью, а с нарушениями поведения, коррекция которого требует преимущественно воспитательных мер.

Профилактика вредных привычек у детей представляет непростую задачу. Практика показывает, что лекции и беседы, традиционно построенные на раскрытии того вреда для здоровья, который наносят курение, употребление спиртных напитков и других токсических веществ, непривлекательны для большинства подростков, потому что прогнозируемый от них вред представля-ется для одних слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья.

Попытки строить такие беседы на информации о лишении перспектив в спорте, выборе престижных профессий тоже оказываются мало продуктивными в силу существенно изменившихся у современных подростков жизненных ориентиров. Примером тому могут служить результаты опроса нескольких тысяч учащихся старших классов школ, профессионально-технических училищ и техникумов. При опросе было установлено, что лишь 5—10% подростков проявляют устойчивый интерес к спорту и ценят успехи в этой области, в то время как современной музыкой увлекаются 0 - - 60%, а последняя вовсе не ставит никаких преград аддиктивному поведению.

Пояснительная записка

Контингент воспитанников Приюта сложный : искалеченные судьбы, вредные привычки, негатив стереотипов, девиантное поведение. Воспитанники поступили в наш приют, уже приобретя, вредные привычки или имели неосторожность попробовать курить, легкие алкогольные напитки и т. д. Поэтому важным элементом комплексной реабилитации является индивидуальный подход к восстановлению здоровья, коррекции личности и социального статуса подростков, борьба с токсикоманией, курением, употреблением алкоголя. Это возможно за счет раннего выявления детей с вредными привычками и различными зависимостями, имеющих устойчивое противоправное поведение, трудности в социальной адаптации и оказание им своевременной помощи (педагогической, психологической); через организацию наркопоста, где ведётся учёт обучающихся с «риском» по схеме:

№ девочки мальчики примечание

1 Всего воспитанников

2 Состоит на внутреннем учёте

3 Самовольные уходы

4 Наркоманы

5 Токсикоманы

6 Употребляют алкоголь

7 Правонарушители

8 Некурящих

9 Курящих

Педагогическая коррекция по преодолению вредных привычек является одним из направлений социализации воспитанников, поэтому оказанием своевременной помощи детям и подросткам, имеющим вредные привычки, в Приюте занимается социальный педагог. В содержание работы социального педагога включается выявление индивидуальных особенностей дезадаптированных детей с девиантным поведением, анализ конфликтных ситуаций в педагогической среде; выработка рекомендаций для осуществления психолого-педагогических мероприятий в процессе обучения и воспитания; оказание консультативной помощи воспитанникам и педагогам. Деятельность по профилактике вредных привычек может являться успешной только в результате системной координированной работы всех специалистов, призванных к оказанию помощи подростку. Поэтому данная работа проводится в рамках внеклассной воспитательской работы, в рамках работы различных секторов Соуправленческой Думы (Приложение №1, индивидуальной работы соц. педагога и психолога, в рамках дополнительного образования. Т. е. с воспитанниками взаимодействуют соц. педагог, учителя, воспитатели, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, юрист и другие специалисты.

Совместная коллективная деятельность взрослых и детей формирует у ребят положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества личности, создает условия для присвоения новых ценностей, воспитания нравственных качеств личности, изменения ценностных ориентаций на позитивные, формирования адекватной самооценки, обеспечения социально-психологической адаптации.

Преодоления вредных привычек включает в себя три основных структурных блока:

1. Первичный, направлен на предупреждение реального приобщения подростков к одурманиванию.

2. Вторичный, предотвращающий развитие зависимостей у детей и подростков, имеющих опыт вредных привычек

3. Третичный, педагогическая реабилитация подростков со сформированной зависимостью.

В связи с тем, что детям с ОИН присущи неустойчивые интересы, низкая мотивация к внеурочной деятельности, возникает вопрос о необходимости вовлечения подростков с отклонениями в поведении в регулярные занятия спортом, трудовой и досуговой деятельностью.

Используемые приё мы:

-информационные (оформление стендов, организация встреч с медицинскими специалистами, представителями органов внутренних дел, людьми, ранее употреблявшими алкоголь и сумевшими справиться со своей болезнью);

-образовательные (проведение психологических игр, социально психологических тренингов, проведение (совместно с психологом) различных анкетирований и тестирований);

- социально-воздействующее (видеофильмы, беседы, обсуждение газетных и журнальных статей, посвящённых этой теме, создание и защита плакатов, конкурсы рисунков, сотрудничество (предусматриваются экскурсии, встречи с различными специалистами, выезды в детские учреждения и т. п)

Цель программы:

Создание условий для преодоления вредных привычек у воспитанников, развитие стойких позитивных интересов, пропаганда здорового образа жизни

Задачи программы:

• Выявить воспитанников, имеющих вредные привычки.

• Коррекция эмоционально – волевой сферы

• Сформировывать поведение препятствующего появлению вредных привычек.

• Установить доверительное общение с социальным педагогом.

• Развитие навыков самоконтроля

• Коррекция личностной сферы воспитанников

• Повысить навыки организации свободного времени через формирование привычки к труду, учёбе, досугу

Привлечь к досуговой деятельности, общественным мероприятиям

• Формировать представления у детей о механизмах функционирования человеческого организма.

• Формировать представление воспитанников о негативном влиянии вредных привычек на тело человека и мозг человека.

Ожидаемые результаты:

Позитивные изменения во взглядах и увлечениях детей.

Приобретение представлений, необходимых для сохранения и поддержания здоровья, противодействия возможному негативному влиянию сверстников.

Активное участие в общественно - досуговой деятельности в группе

Снижение или отсутствие количества вредных привычек у воспитанников.

Методы работы:

Групповая работа

Индивидуальная работа

Тренинг поведения

Беседы

Ролевые игры

«Круглые столы»

Экскурсии

Праздники

Тематические недели

Акции «Жизнь без сигареты»

Программа разработана на два года обучения для воспитанников 14 -16лет с диагнозом: умственная отсталость.

Умственно отсталые дети.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией, что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Публикации по теме:

«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе Предлагаю материал для подготовки и проведения родительского собрания в школе по одной из актуальных проблем. Использовала рисунки и плакаты,.

Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений»Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений» 18 октября 2016 годаВ спортивном зале МКЦ состоялись ежегодные соревнования среди детских дошкольных учреждений города «Осенняя пора».

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчёт об участии учеников 3 класса в общешкольной акции «Мы без вредных привычек!»Фотоотчёт об участии учеников 3 класса в общешкольной акции «Мы без вредных привычек!» На этой неделе в нашей школе проходила акция "Мы без вредных привычек!" Мои третьеклассники с удовольствием приняли в ней участие.

Фотоотчёт «Весёлые старты» среди воспитанников учреждений дошкольного образованияФотоотчёт «Весёлые старты» среди воспитанников учреждений дошкольного образования Состязания проводились 16 мая в спорткомплексе ДЮСШ посёлка Плесецк с целью популяризации занятий физической культурой, повышения двигательной.

Классный час «Мы за мир без вредных привычек» для 8–9 класса Классный час «Мы за мир без вредных привычек» (8-9 класс) Девиз классного часа: Без вредных привычек по жизни иди, Здоровье свое и других.

Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения»Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Профилактика вредных привычек. Конспект беседы «О вреде курения» Цель: формирование отрицательного отношения к курению. Задачи: Образовательные:.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Сценарий семейного мероприятия в ДЮЦ по профилактике вредных привычек у подростков «Здоров будешь — все добудешь!» Познавательное мероприятие «Здоров будешь - все добудешь!» Цель 1. Воспитание у обучающихся ответственности за свое здоровье, устойчивого.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы преодоления вредных привычек у воспитанников социозащитных учреждений
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 14:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД