Лучший педагог года

Экологическое воспитание младших дошкольников

Галина Воронкова
Экологическое воспитание младших дошкольников

Экологическое воспитание младших дошкольников.

Воронкова Г. Л., воспитатель, ЧДОУ «Детский сад №75 ОАО «РЖД» г. Орел

Жизнь человека тесно связана с природой, которая всегда была для нее источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека в природе и связано с низким образовательным уровнем населения. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы. А также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Публикация «Экологическое воспитание младших дошкольников» размещена в разделах

Именно поэтому так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать личность, уметь жить в гармонии с природой, чувствовать себя ее частью, для которой нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать это следует с самого раннего детства.

Удивительный мир природы …Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, присмотреться, прислушаться, задуматься. Бесконечно разнообразный, он пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой и художественной деятельности.

Однако далеко не все может быть правильно понятно детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления- знания ребенка об объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи экологического образования.

Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс- в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду: это уголки природы. экологическая комната, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой, организация систематических наблюдений за природными объектами.

На занятиях по экологии используются различные формы обучения.

1. Специально подготовленные занятия.

2. Совместная деятельность воспитателя и дошкольников.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Экологическое воспитание-это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений. Нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояний растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом появляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе. Накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Дети- существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, а не от непонимания последствий. Чаще всего ребенок ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор просто не знает, к чему это приводит, для него подобные действия просто развлечение.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира. Нужно помогать им открывать больше тайн живой и неживой природы.

Начинать экологическое воспитание дошкольников можно уже в младшей группе. В этой группе детей нужно учить различать и правильно называть объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познакомить с их главными сенсорными свойствами (форма, цвет, величина, характер поверхности и. п.) получить первоначальные представления о возможном взаимодействии с ним. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание психофизиологических особенностей детей этого возраста. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя. Охотно повторяют за ним слова и действия.

Это и подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно экологическому воспитанию детей в младшем дошкольном возрасте, поэтому я выбрала тему моей работы: «экологическое воспитание у младших дошкольников».

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование у детей первоначальных представлений о живых объектах, их принципиальном отличии от предметов (неживого объекта); развитие элементарных умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях- это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного взаимодействия с живыми существами. Работу с детьми по экологическому воспитанию 3-4лет строю на использовании известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот: задача сказочных героев вызывает положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помогают формированию реалистических представлений о них. Поэтому четко нужно различать, где сказка, а где правда, и правильно отражать это в речи- не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе.

Важное место в работе с детьми занимает игра - несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Наряду с игрой в экологическом образовании использую и такие виды деятельности, как познавательско - исследовательская, продуктивная, проектная. В настоящее время в практике работы широкое распространение получили экологические игры.

В своей работе по экологическому воспитанию детей в детском саду использую различные методы, они разнообразны: это наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы); экспериментальные (опыт). Все методы классифицируются на две группы – это знакомство детей с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.)

Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы, поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, дети выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно-следственные связи, зависимости.

Большинству проводимых наблюдений придаем экологический характер, включая вопросы, направленные на выявления связей наблюдаемого объекта (растений, животных, с другими представителями живой природы. Например; наблюдение за птицей. Задаем детям вопросы: что эта за птица? Какие у нее перья, ноги? Как птица двигается? Как человек оказывает зимующим птицам помощь? – послушать их пение. При наблюдении за деревом предлагаем ребенку провести ладошкой по стволу (ствол гладкий или шероховатый, при наблюдении за травяным покровом – потрогать травку (она шелковистая).

Интересная и полезная форма работы - это привлечение детей к систематическим наблюдениям и сравнениям. Например, после появления листочка, бутона, цветка с детьми рисуем растение с натуры, через некоторое время сравниваем и определяем произошедшие изменения. Это стимулирует наблюдательность, внимательность к деталям, способствует сенсорному развитию.

Привлекаем детей к выращиванию растений в уголке природы или на участке детского сада, этот вид деятельности является продуктивным. Продуктивным является потому, что дети создают продукт- растение, получают элементарные представления о влиянии экологических факторов на рост и развитие растений.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта. В котором представление о предмете получают материальное воплощение в рисунке, конструкции, например, рисуем божью коровку, природу осенью, лепим белку и в процессе этой работы педагог формирует отношение к изготавливаемым объектам. Что относится к сфере экологического воспитания.

Понятие «экологическое образование детей» рассматривается в научных работах Л. В. Моисеевой, Н. А. Рыжовой, Т. А. и др. где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанной на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно - практического компонентов.

В условиях современного социума особую актуальность приобретает научная позиция С. Н. Николаевой, которая определяет цель экологического воспитания как «становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления». Это позволило прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания детей ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанно- правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы.

Наблюдая за детьми, я каждый раз убеждаюсь, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы мои воспитанники и в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.

С любовью к родной природе начинается любовь к Родине.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь, сохраняя любовь к своему родному краю.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. –М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2012.

2. Николаева С. Н. Юный эколог. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.

3. Николаева. С. Н. Ознакомление с миром природы в младшей группе детского сада. МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2016.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. Н. А- Рыжова-М. Карапуз. 2009.

5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду в младшей группе. МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2017.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников» Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание младших дошкольников
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 17:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД