Ольга Мамонова
План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - большой потенциал для их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Публикация «План работы по теме самообразования „Экологическое воспитание младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
• повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;
• повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
• развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
• создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе
Задачи:
• повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
• обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
• создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
• формировать знания, умения и навыки воспитанников.
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
• изучение нормативно-правовых документов;
• участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
• ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
6. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы);
7. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников;
8. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий;
9. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
10. Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
11. Проведение открытого занятия;
12. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу»;
13. Проведение досугов, экологических, народных праздников;
14. Изготовление экологического лэпбука;
15. Участие в конкурсах;
16. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
План работы с детьми:
1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
• моделирование ситуаций;
• игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, экологические игры);
• опытно-исследовательская деятельность;
• разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
• просмотр мультфильмов;
2. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
• «Масленица»;
• «Пасха»;
• «День Земли»;
• «День птиц»;
• «День посадки деревьев»;
• «Всемирный день охраны окружающей среды»;
3. Проведение сезонных выставок поделок;
4. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
5. Беседы;
6. Проекты:
• «Огород на подоконнике»;
• «Цветущий участок»;
7. Экологические акции:
• «Птичья столовая»;
• «Скворушка»;
8. Чтение художественной литературы;
10. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;
11. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями:
1. Анкетирование родителей по экологии;
2. Разработка плана - программы взаимодействия с семьями воспитанников;
3. Разработка и проведение консультаций для родителей:
• «Экология и мы»;
• «Родители - пример для детей в соблюдении экологической культуры»
• «Игры экологического содержания»;
• «Ребенок и природа»;
• «Птичья столовая»;
• «Прогулки на природу - основа здоровья ребёнка»;
• «Чистая планета Земля»;
4. Памятки для родителей:
• «В каких продуктах «живут» витамины»;
• «Синичкин день»;
• «Экологическое воспитание»;
• «Берегите природу»;
• «Мы против мусора»;
• «День Земли»;
• «День птиц»;
• «День посадки деревьев»;
• «Зеленая весна»;
• «Всемирный день окружающей среды»;
5. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
6. Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
7. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
8. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету;
9. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
10. Привлечение родителей к созданию альбомов:
• «Растения нашего края»;
• «Берегите природу»;
• «Дикие животные России»;
12. Экологические акции:
• «Птичья столовая»;
• «Зеленая весна 2023»;
13. Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым, дидактическим и экологическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования;
14. Привлечение родителей к организации воспитательно-образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.
Перспективный план работы воспитателя:
Сентябрь
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.
2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «Угадай растение по описанию»; «Найди листок, какой покажу»; «Да или нет»; «Чудесный мешочек»; (овощи и фрукты); «Узнай на вкус» (овощи и фрукты).
3. Беседа «Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке).
4. Чтение: С. Маршак «Усатый-полосатый»; В. Сутеев «Кто сказал мяу»; К. Ушинский «Васька».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей по экологии.
2. Разработка плана - программы взаимодействия с семьями воспитанников.
Октябрь
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников.
2. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «Где прятались матрешки»; «Найди, о чем расскажу»; «Где спряталась рыбка».
3. Беседа «Как мы одеваемся осенью».
4. Чтение: Л. Толстой «Спала кошка на крыше»; Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Консультация: «Экология и мы».
2. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка».
Ноябрь
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию.
2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования); «Угадай, что в руке»; «Найди такой же».
3. Беседы: «Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).
4. Чтение: А. Блок «Зайчик»; В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живешь?», «Что за зверь?»; В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад; А. Майков «Осень».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины».
2. Участие в международном дистанционном конкурсе «Осенняя мастерская 2022».
3. Памятка для родителей: «Синичкин день».
Декабрь
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования); «Сложи картинку» (изображение кошки и кролика).
3. Беседы: «Как мы играем зимой»; «Твоя любимая зимняя игра»;, «Как можно играть с котенком и щенком».
4. Чтение: Л. Аким «Первый снег»; З. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок»; О. Высоцкая «Снежный кролик»; А. Введенская «На лыжах»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег…»; А. Барто «Снег»; В. Степанов «Как вы, кролики, живете?».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая».
2. Памятка: «Экологическое воспитание».
3. Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса».
Январь
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования); «Кто где живет» (лото с элементами моделирования); «Сложи картинку» (сложить из 4 частей).
3. Беседы: «Новогодний праздник дома»; «Зимние развлечения на улице».
4. Чтение: Н. Байрамов «Рыбка»; Л. Берг «Рыбка»; И. Токмакова «Где спит рыбка»; Л. Екимцев «Чего хочется рыбке».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры».
2. Памятка: «Мы против мусора».
Февраль
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.
2. Изучение нового материала по экологии.
3. Изготовление экологического лэпбука.
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «В зимней столовой»; «Птички»; «Узнай по голосу, какая это птичка»; «Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус).
3. Беседы: «Если птичка живет дома»; «Холодно ли птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой».
4. Чтение: А. Барто «Птичка»; В Жуковский «Птичка» (отрывок); А. Прокофьев «Снегири».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание».
2. Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края».
3. Памятка: «Берегите природу».
Март
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Разработка конспекта открытого занятия.
2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «Вороны»; «Уточка»; «Через ручеек»; «Воробушки и кот»; «Солнышко и дождик»; «Найди, что потерялось» (на прогулке); «Кто где живет»; «Угадай по описанию»; «Загадайте, а я отгадаю».
3. Беседы: «О птицах (сравнить внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям в группе); «В какие игры мы играем весной»; «На что похожи облака»; «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко»; «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день».
4. Чтение: С. Маршак «Весенняя песенка»; А. Барто «Птичка», «Кто как кричит»; В. Чарушин «Яшка».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка».
2. Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу - основа здоровья ребёнка».
3. Памятка: «День птиц».
Апрель
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.
2. Проведение открытого занятия.
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «К дереву беги»; «Через ручеек»; «Кто быстрее найдет березу, ель, липу»; «Угадай по описанию».
3. Беседы: «Какие растения живут у тебя дома»; «Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных).
4. Чтение: Т. Александрова «На солнышке согрелась ель»; И. Токмакова «Осинка», «Ели», Дуб» (стихи); Л. Толстой «Пришла весна».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
2. Привлечение родителей к участию в экологической акции «Зеленая весна 2023»;
3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев».
Май
Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:
1. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
Работа с детьми:
1. Наблюдения и опыты.
2. Экологические игры: «Найди дерево по описанию»; «Что изменилось»; «Кто где живет?» (лото с элементами моделирования); «Чья это тень»; «Кто как двигается (лото с элементами моделирования); «Собери цветок из частей».
3. Беседы: «Какие песенки поет дождь» (предложить детям послушать, как шумит дождь, - в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком); «Что солнце нагревает быстрее?» (почему весной нельзя садиться на камни, на землю); «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации).
4. Чтение: С. Капутикян «Май»; З. Александрова «Одуванчик»; С. Маршак «Радуга-дуга»; И. Бунин «Ясным утром»; К. Ушинский «Пчелки на разведках».
5. Игровая деятельность.
Работа с родителями:
1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля».
2. Совместная работа по созданию альбома: «Берегите природу»; «Дикие животные России».
Список использованных источников
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 - 512 с.
2. Журналы «Наша флора и фауна». - М. : ООО «Игломосс Эдишинз», 2014- 2015.
3. Миронова А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологические подходы, виды, формы и методы деятельности. - Волгоград: Учитель, 2016. - 260 с.
4. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО. - М. : Просвещение, 2015. - 128 с.
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с.
6. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - Волгоград: Учитель, 2015. - 203 с.
7. Сидорова А. А. Как организовать проект с дошкольниками. - М: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
8. Шитова В. Е. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель. - 169 с.