Получи документы

План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников»

Ольга Мамонова
План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - большой потенциал для их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдения за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Публикация «План работы по теме самообразования „Экологическое воспитание младших дошкольников“» размещена в разделах

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития:

• повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;

• повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;

• развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;

• создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе

Задачи:

• повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

• обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

• создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;

• формировать знания, умения и навыки воспитанников.

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;

2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;

3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;

• изучение нормативно-правовых документов;

• участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;

• ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

6. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы);

7. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников;

8. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий;

9. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

10. Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;

11. Проведение открытого занятия;

12. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу»;

13. Проведение досугов, экологических, народных праздников;

14. Изготовление экологического лэпбука;

15. Участие в конкурсах;

16. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.

План работы с детьми:

1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

• моделирование ситуаций;

• игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, экологические игры);

• опытно-исследовательская деятельность;

• разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

• просмотр мультфильмов;

2. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

• «Масленица»;

• «Пасха»;

• «День Земли»;

• «День птиц»;

• «День посадки деревьев»;

• «Всемирный день охраны окружающей среды»;

3. Проведение сезонных выставок поделок;

4. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;

5. Беседы;

6. Проекты:

• «Огород на подоконнике»;

• «Цветущий участок»;

7. Экологические акции:

• «Птичья столовая»;

• «Скворушка»;

8. Чтение художественной литературы;

10. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;

11. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

План работы с родителями:

1. Анкетирование родителей по экологии;

2. Разработка плана - программы взаимодействия с семьями воспитанников;

3. Разработка и проведение консультаций для родителей:

• «Экология и мы»;

• «Родители - пример для детей в соблюдении экологической культуры»

• «Игры экологического содержания»;

• «Ребенок и природа»;

• «Птичья столовая»;

• «Прогулки на природу - основа здоровья ребёнка»;

• «Чистая планета Земля»;

4. Памятки для родителей:

• «В каких продуктах «живут» витамины»;

• «Синичкин день»;

• «Экологическое воспитание»;

• «Берегите природу»;

• «Мы против мусора»;

• «День Земли»;

• «День птиц»;

• «День посадки деревьев»;

• «Зеленая весна»;

• «Всемирный день окружающей среды»;

5. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;

6. Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;

7. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;

8. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету;

9. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;

10. Привлечение родителей к созданию альбомов:

• «Растения нашего края»;

• «Берегите природу»;

• «Дикие животные России»;

12. Экологические акции:

• «Птичья столовая»;

• «Зеленая весна 2023»;

13. Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым, дидактическим и экологическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования;

14. Привлечение родителей к организации воспитательно-образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.

Перспективный план работы воспитателя:

Сентябрь

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «Угадай растение по описанию»; «Найди листок, какой покажу»; «Да или нет»; «Чудесный мешочек»; (овощи и фрукты); «Узнай на вкус» (овощи и фрукты).

3. Беседа «Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости» (беседа о котенке).

4. Чтение: С. Маршак «Усатый-полосатый»; В. Сутеев «Кто сказал мяу»; К. Ушинский «Васька».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Анкетирование родителей по экологии.

2. Разработка плана - программы взаимодействия с семьями воспитанников.

Октябрь

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников.

2. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «Где прятались матрешки»; «Найди, о чем расскажу»; «Где спряталась рыбка».

3. Беседа «Как мы одеваемся осенью».

4. Чтение: Л. Толстой «Спала кошка на крыше»; Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Консультация: «Экология и мы».

2. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка».

Ноябрь

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию.

2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования); «Угадай, что в руке»; «Найди такой же».

3. Беседы: «Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

4. Чтение: А. Блок «Зайчик»; В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живешь?», «Что за зверь?»; В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад; А. Майков «Осень».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины».

2. Участие в международном дистанционном конкурсе «Осенняя мастерская 2022».

3. Памятка для родителей: «Синичкин день».

Декабрь

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования); «Сложи картинку» (изображение кошки и кролика).

3. Беседы: «Как мы играем зимой»; «Твоя любимая зимняя игра»;, «Как можно играть с котенком и щенком».

4. Чтение: Л. Аким «Первый снег»; З. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок»; О. Высоцкая «Снежный кролик»; А. Введенская «На лыжах»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег…»; А. Барто «Снег»; В. Степанов «Как вы, кролики, живете?».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая».

2. Памятка: «Экологическое воспитание».

3. Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса».

Январь

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования); «Кто где живет» (лото с элементами моделирования); «Сложи картинку» (сложить из 4 частей).

3. Беседы: «Новогодний праздник дома»; «Зимние развлечения на улице».

4. Чтение: Н. Байрамов «Рыбка»; Л. Берг «Рыбка»; И. Токмакова «Где спит рыбка»; Л. Екимцев «Чего хочется рыбке».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры».

2. Памятка: «Мы против мусора».

Февраль

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.

2. Изучение нового материала по экологии.

3. Изготовление экологического лэпбука.

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «В зимней столовой»; «Птички»; «Узнай по голосу, какая это птичка»; «Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус).

3. Беседы: «Если птичка живет дома»; «Холодно ли птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой».

4. Чтение: А. Барто «Птичка»; В Жуковский «Птичка» (отрывок); А. Прокофьев «Снегири».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание».

2. Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края».

3. Памятка: «Берегите природу».

Март

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Разработка конспекта открытого занятия.

2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «Вороны»; «Уточка»; «Через ручеек»; «Воробушки и кот»; «Солнышко и дождик»; «Найди, что потерялось» (на прогулке); «Кто где живет»; «Угадай по описанию»; «Загадайте, а я отгадаю».

3. Беседы: «О птицах (сравнить внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям в группе); «В какие игры мы играем весной»; «На что похожи облака»; «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко»; «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день».

4. Чтение: С. Маршак «Весенняя песенка»; А. Барто «Птичка», «Кто как кричит»; В. Чарушин «Яшка».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка».

2. Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу - основа здоровья ребёнка».

3. Памятка: «День птиц».

Апрель

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.

2. Проведение открытого занятия.

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «К дереву беги»; «Через ручеек»; «Кто быстрее найдет березу, ель, липу»; «Угадай по описанию».

3. Беседы: «Какие растения живут у тебя дома»; «Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных).

4. Чтение: Т. Александрова «На солнышке согрелась ель»; И. Токмакова «Осинка», «Ели», Дуб» (стихи); Л. Толстой «Пришла весна».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

2. Привлечение родителей к участию в экологической акции «Зеленая весна 2023»;

3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев».

Май

Методическая работа воспитателя по экологическому воспитанию:

1. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.

Работа с детьми:

1. Наблюдения и опыты.

2. Экологические игры: «Найди дерево по описанию»; «Что изменилось»; «Кто где живет?» (лото с элементами моделирования); «Чья это тень»; «Кто как двигается (лото с элементами моделирования); «Собери цветок из частей».

3. Беседы: «Какие песенки поет дождь» (предложить детям послушать, как шумит дождь, - в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком); «Что солнце нагревает быстрее?» (почему весной нельзя садиться на камни, на землю); «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации).

4. Чтение: С. Капутикян «Май»; З. Александрова «Одуванчик»; С. Маршак «Радуга-дуга»; И. Бунин «Ясным утром»; К. Ушинский «Пчелки на разведках».

5. Игровая деятельность.

Работа с родителями:

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля».

2. Совместная работа по созданию альбома: «Берегите природу»; «Дикие животные России».

Список использованных источников

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 - 512 с.

2. Журналы «Наша флора и фауна». - М. : ООО «Игломосс Эдишинз», 2014- 2015.

3. Миронова А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологические подходы, виды, формы и методы деятельности. - Волгоград: Учитель, 2016. - 260 с.

4. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО. - М. : Просвещение, 2015. - 128 с.

5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с.

6. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - Волгоград: Учитель, 2015. - 203 с.

7. Сидорова А. А. Как организовать проект с дошкольниками. - М: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.

8. Шитова В. Е. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель. - 169 с.

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.

Отчет по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Для самообразования я выбрала методическую тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Сущность.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

План самообразования по теме «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников»План самообразования по теме «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников» План самообразования по теме «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольников». Цель: Сформировать у детей навыки безопасного.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 09:48
+126Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонова (УИ 701386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД