МААМ-картинки

Деятельностный метод в дошкольном образовании

Гульнара Гараева
Деятельностный метод в дошкольном образовании

Деятельностный метод в дошкольном образовании

Одной из приоритетных целей развития системы образования в настоящее время и на ближайшую перспективу является восстановление единого образовательного пространства, в котором реализуется новая, деятельностная парадигма образования.

В связи с вариативностью образовательных систем и в последние годы остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали.

Публикация «Деятельностный метод в дошкольном образовании» размещена в разделах

В целях решения данной проблемы в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования Российской Федерации на основании решения Ученого совета академии № 27 от 27.10.2003 г. создан Центр системно-деятельностной педагогики (ЦСДП) «Школа 2000.» (приказ по АПК и ПРО № 3 от 05.01.04 г.).

Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000.», получившая в последние годы научное признание и широкое распространение (авторский коллектив под руководством директора Центра, д. п. и. Л. Г. Петерсон удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 г. - указ № 1178 от 5 октября 2003 г.).

Данная дидактическая система интегрирует не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования (П. Я. Гальперин. Л. В. Занков. В. В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой.

На базе Центра СДП «Школа 2000.» в рамках программы модернизации российского образования развернута работа восьми лабораторий по развитию теоретических основ дидактической системы деятельностного метода, использованию ее в преподавании математики и других предметов, по проблемам комплексного мониторинга результатов обучения, подготовке педагогических кадров к практической реализации технологии деятельностного метода и др.

Ежегодно (в марте) ЦСДП «Школа 2000.» проводит конференции по проблемам развития и освоения дидактической системы деятельностного метода, где обсуждаются результаты работы лабораторий, обобщается опыт регионов по вопросам методического и организационно-педагогического обеспечения деятельности образовательных учреждений.

Центр уделяет особое внимание новым технологиям повышения квалификации и содействует их распространению. Разработан проект «Школа - Центр методической работы по дидактической системе «Школа 2000.» (проект «Пять шагов», в задачу которого входит создание региональных центров для оказания информационно-методической помощи и повышения квалификации учителей (воспитателей) в регионе по технологии деятельностного метода. Проект реализуется совместно с региональными управлениями образования, методическими службами и институтами повышения квалификации.

Одним из основных направлений деятельности ЦСДП «Школа 2000.» является организация системы курсовой подготовки по дидактической системе деятельностного метода и ее реализации в непрерывном курсе математики программы «Школа 2000.». С точки зрения теории деятельности, необходимыми составными элементами любой системы деятельности, в том числе и системы образования, являются:

1) целевые требования к деятельности системы (чего мы хотим достичь);

2) информация об исходном состоянии (с чего мы начинаем, на чем базируемся);

3) средства и методы реализации деятельности (как мы будем это делать);

4) условия реализации нормы деятельности субъекта деятельности (что необходимо конкретному исполняющему лицу для достижения результата);

5) условия реализации нормы деятельности управленца (что необходимо лицу, управляющему процессом);

6) средства контроля соответствия результата деятельности целевым требованиям (как определить, соответствует ли полученное нашим исходным желаниям, критерии достижения цели);

7) допуски соответствия результата деятельности целевым требованиям (возможные варианты результата).

Обеспечить развивающую функцию образования позволяет новая система дидактических принципов, которая предусматривает:

• самостоятельное «открытие» детьми нового знания (принцип деятельности);

• преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики (принцип непрерывности);

• формирование единой картины мира (принцип целостного представления о мире);

• разноуровневое обучение, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

• снятие стрессробразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

• максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности (принцип творчества);

• развитие вариативного мышления (принцип вариативности).

Таким образом, семь перечисленных выше дидактических принципов задают требования ко всем элементам системы. Следовательно, именно эти семь принципов являются необходимыми и достаточными для реализации современных целей образования, то есть они, подобно аксиомам, составляют теоретическую базу в педагогике развивающего обучения.

Реализация цели формирования у подрастающего поколения готовности к саморазвитию обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

1) формирование мышления через деятельность;

2} формирование системы ценностей;

3) формирование целостной картины мира.

Изменение парадигмы образования связано прежде всего с приоритетностью деятельностных целей что требует новых подходов к организации образовательного пространства.

В мире деятельности существует всего три вида деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) ее выполнения: самоопределение («хочу» и «могу» выполнить данную норму деятельности, нормореализация (выполняю норму) и нормотворчество (составляю новую норму).

Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы (алгоритма) деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»). Самоопределение бывает как положительным, гак и отрицательным. При положительном самоопределении фиксируется наличие:

1) способностей к реализации данной нормы деятельности;

2) потребности к включению в эту деятельность.

Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности; ее итогом является преобразованный продукт.

Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.

Под самореализацией понимается процесс нормореализации в условиях выполнимости известной нормы и нормотворчества в условиях кризиса (невыполнимости) известной нормы, а под саморазвитием - процесс самоопределения и самореализации.

Таким образом, понятийный инструментарий, разработанный в методологии, позволяет не только однозначно трактовать значение понятий самоопределения, самореализации и саморазвития личности, но и вскрывает их технологическую структуру. В свою очередь, знание этой структуры позволяет построить интегративную технологию организации учебного процесса, направленного на формирование готовности к саморазвитию.

Под технологией организации процесса обучения мы понимаем функционарно связанную последовательность его этапов и систему требований к каждому из них, а так же обеспечивающую системное включение каждого обучающегося, независимо от его актуального уровня, в основные виды деятельности и тем самым формирующая у него способность к этим видам деятельности, то есть готовность к саморазвитию.

Под технологией организации процесса обучения мы понимаем функционарно связанную последовательность его этапов и систему требований к каждому из них, а так же обеспечивающую системное включение каждого обучающегося, независимо от его актуального уровня, в основные виды деятельности и тем самым формирующая у него способность к этим видам деятельности, то есть готовность к саморазвитию.

Разработанная технология адаптирована для детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей.

1) Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

Например:

2) Затруднение в игровой ситуации.

Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, определяется проблема возникшая в мотивацнонной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.

Например:

3) «Открытие» нового способа действий.

Детям предлагается и, после согласования с ними, принимается новый способ действий.

Например:

4) Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.

На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью подобранного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.

Например:

5) Повторение и развивающие задания.

Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.

Например:

6) Итог занятия.

Построение занятий с дошкольниками в соответствии с перечисленными этапами обеспечит поэтапную непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и начальной школы. Заметим, что предложенная технология может быть использована не только при изучении математике, но и на занятиях по другим предметам.

Итак, вам были изложены основные теоретические положения, обосновывающие интегративную технологию развивающего обучения, т. е деятельностного метода, и показана возможность его практического использования в дошкольных образовательных учреждениях.

Публикации по теме:

Актуальность использования информационных коммуникационных технологий в сфере образования Актуальность использования информационных коммуникационных технологий в сфере образования В настоящее время, мы с вами, являемся свидетелями.

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельностный метод в дошкольном образовании
Опубликовано: 24 марта 2015 в 20:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД