Бончукова Светлана
Деловая игра для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС до«
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов ДОУ
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности в рамках реализации ФГОС ДО»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия «инициатива» и условия развития инициативного поведения дошкольника.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС до„» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
2. Расширить знания педагогов о технологиях поддержки индивидуальности и инициативы детей с учетом современных требований и социальных изменений.
3. Создать условия для поиска эффективных форм, инновационных подходов и технологий поддержки инициативы детей.
Форма проведения: деловая игра
Ход мероприятия:
I. (Педагоги при входе в зал получают карточки с текстом и рассаживаются по местам).
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! При входе в зал вы получили карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм.
(Например,
• «Некоторые люди никогда не проявляют свою инициативу — до тех пор, пока кто-то не попросит их об этом» Бэнкс Р.
• «Даже инициативный глупец, который хоть что-то делает, без особых усилий обойдет пассивного гения» Тейлор Р.
• «Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы» Эмерсон Р.
• «Инициативность и уныние трудно совместимы.» Боуви К.
• «Даже лучшие машины мы не можем наделить инициативой : самый лучший паровой каток не станет сажать цветы» Липпман У.
• «Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят» Хаббард Э.
• «Друзья поддерживают инициативу под локти, а соперник бьет ее по рукам» Красовский В.
• «Посеешь заботу — пожнешь инициативу» В. Ключевский
• «Владеть инициативой — значит иметь определённое преимущество» Хосе Рауль Капабланка
• «Высшее мужество в том, чтобы мыслить самостоятельно. Кто отважился самостоятельно мыслить, будет и действовать самостоятельно»
Артрим Б.
• «Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно» Цицерон
• «Быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно решать, что делать и чего не делать» Жан де Лабрюйер
• «Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности» Василий Ключевский.
• "Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен" М. Монтессори
Ведущий: Как вы думаете, коллеги, какова же будет тема нашей сегодняшней встречи?
Педагоги : Мы будем говорить об инициативе.
Педагоги : О развитии детской самостоятельности.
Ведущий: Совершенно верно, сегодня мы собрались здесь, чтобы поделиться опытом работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности.
II. Ведущий: Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то и нам педагогам она понятна и близка, поэтому я предлагаю построить работу в форме игры.
Так как вам уже известна тема нашей встречи, то для создания положительного настроя предлагаю вам обратить внимание на плакат, на котором изображено дерево, которое стоит с голой кроной, предлагаю вам подумать и сформулировать свои вопросы, суждения или ожидания от сегодняшней встречи. Подумайте и напишите их на листочках дерева и закрепите у его подножия. ( Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от встречи, вопросы, зачитывают их, узнают об ожиданиях других участников, в конце игры видят свое продвижение вперед).
Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны листьев, плакат, скотч. (Метод «Дерево «Ожидания»)
Ведущий: И вновь игра, это игровое упражнение называется «Легенда своего имени». Цель: создание положительного эмоционального настроя группы. Предлагаю каждому из вас подобрать прилагательное на первую букву своего имени. ( Например: Катя – красивая, Марьяна – милая, Ирина – игривая, Наталья – настойчивая, Нина – нежная, Татьяна – творческая, Светлана – смешливая, Ольга – оригинальная т. д.)
III. Ведущий: Коллеги! А какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “инициатива”? Предлагаю вам подобрать слова – существительные к этому слову, отмечаю при этом, что слова должны начинаться с начальных букв данного слова). (метод “Ассоциации”)
Например,
ИИ
Интерес
НН
Напор
ИИ
Индивидуальность
ЦЦ
Целеустремленность
ИИ
Идея
ИА
Активность
ТТ
Творчество
ИИ
Игра
ВВ
Выбор
АА
Азарт
Ведущий: Коллеги, обратите внимание, какие слова вы подобрали, ведь они сами говорят за себя.
(Слайд №2) В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
(Слайд №3). ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.
(Слайд №4). Предлагаю вам для начала разобраться, что же подразумевает понятие «Инициатива». Предлагаю каждому из вас дать свое определение этого понятия. (метод «Мозгового штурма») ( Цель: усиление познавательной активности педагогов, определение формулировки понятия. Участники по кругу дают определение понятия «инициатива - это…»). Далее ведущий обобщает высказывания педагогов и дает определение.
Ведущий: (Слайд №5) В большой Советской энциклопедии дано следующее определение: инициатива (франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле, побуждение к началу какого-либо дела; способность к самостоятельным активным действиям.
В Толковом словаре Ожегова дано следующее определение: почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.
IV. Ведущий: (Слайд №6) Какими же качествами, на ваш взгляд, должен обладать дошкольник, чтобы его можно было назвать инициативной личностью.
Предлагаю вам обсудить это вместе игровым методом «Светофор». У каждого из вас две карточки – красная и зеленая, договоримся, что красная – означает несогласие, а зеленая – согласие. Я озвучу некоторые качества ребенка, а вам нужно выбрать лишь те, которые характеризуют дошкольника, как инициативную личность.
Итак,
• Развитая эмоционально - волевая сфера
• Боязнь порицания, наказания
• Замкнутость
• Произвольность поведения
• Пассивность
• Самостоятельность
• Общительность
• Стремление к самореализации
• Отсутствие творческого воображения
• Творческий подход к деятельности
• Несамостоятельность
• Познавательная активность
• Ожидание указаний педагога
• Инициатива в различных видах деятельности
• Высокий уровень умственных способностей. (Далее идет обсуждение подходящих качеств).
Ведущий: (Слайд №7) Вот мы и выбрали основные качества присущие инициативному ребенку, а именно это:
• произвольность поведения
• самостоятельность
• развитая эмоционально-волевая сфера
• инициатива в различных видах деятельности
• общительность
• творческий подход к деятельности
• познавательная активность
• стремление к самореализации
• высокий уровень умственных способностей
Ведущий: А где на ваш взгляд дошкольник может проявить инициативность? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы также с помощью сигналов светофора: красного и зеленого (игровой метод «Светофор»).
Варианты:
-исследовательская деятельность,
-коллекционирование,
-игра с правилами,
-уборка игрушек,
-застегивание пуговиц,
-выполняет прямые указания взрослого,
-задание по образцу,
-сюжетно - ролевая игра,
-коммуникативная игра,
-игра – импровизация,
-моделирование,
-просмотр телепередачи (идет обсуждение, педагоги перечисляют различные виды детской деятельности, аргументируя при этом свой выбор).
Ведущий: Но следует помнить, что инициативная личность развивается исключительно в деятельности, а так как ведущая деятельность дошкольного возраста - это игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности дошкольника.
Ведущий: Что же на ваш взгляд важно при воспитании инициативного поведения у дошкольника?
Педагоги : Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ.
Ведущий: (Слайд №8)
Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.
2. Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
3. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей
4. Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.
Ведущий: Но далеко не секрет, что не все дети в детском саду даже в условиях развивающей предметно-пространственной среды, созданной с учетом всех принципов, способны проявить инициативу и самостоятельность. Что еще важно учитывать педагогу?
Педагоги : Педагог должен увидеть и выделить детей, которые не проявляют инициативу и самостоятельность.
Ведущий: Вы правы, коллеги, как правило, в каждой группе есть дети, которые
• затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности,
• чрезмерно исполнительны,
• не способны предложить новые способы выполнения поручений,
• не задают вопросов,
• никогда не предлагают свои варианты выполнения задания,
• игровые действия бедны и однообразны,
• в играх выступают на второстепенных ролях.
V. Ведущий: Предлагаю вам немножко поиграть, эта рефлексивно-ролевая игра называется «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть инициативным и самостоятельным?» ( Цель: создание игровых ситуаций для выявления различных точек зрения на существующую проблему и раскрытия основных путей ее решения).
Для этого предлагаю вам разделиться на 4 группы:
«Воспитатели»
«Родители»
«Администрация»
«Специалисты»
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть инициативным (далее представитель каждой группы зачитывает основные причины, а ведущий обобщает).
(Слайд №9). Безусловно, задача педагога при выявлении детей, не проявляющих инициативу, способствовать
- формированию у ребенка установок «Я смогу», «Я сумею»;
- созданию ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающей положительной оценки «Ты - очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
(Слайд №10)
Ведущий: Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо :
• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
• отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
• поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
• для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
• содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
• поощрять различные творческие начинания ребенка.
Важно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе : сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
VI. Еще бы мне хотелось попытаться с вами разобрать некоторые педагогические ситуации, которые могут возникнуть в детском саду и высказать свое мнение и способы решения этих проблем.
Ситуация 1
Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их, и намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
- Да нет. я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы.
Как, по- вашему мнению, должен поступить педагог в данной ситуации?
Ситуация 2.
В группе появился новенький мальчик, воспитатель предлагает ребенку строительный конструктор. Он с большим удовольствием начинает раскладывать его детали.
– Что ты хочешь построить? – спрашивает педагог.
– Что… что получится, – отвечает Вова.
– Как же ты будешь строить?
– Буду строить из кубиков и кирпичиков. (Начинает строить, но постройка ему не нравится и он все ломает).
– Нет, я лучше ракету построю. (Вова начинает строить, но постройка все время падает. Он пытается удержать ее рукой, но тщетно. И в итоге уходит от места строительства, оставляя груду строительных деталей).
Что должна была сделать педагог, предложив новичку новый строительный конструктор?
Ситуация 3.
Вероника с интересом лепит птичку, но тут за ней приходит мама.
- Вероника, ты уже вылепила птичку, быстрее заканчивай работу, все убирай, тебя ждет мама, говорит педагог.
- Но я еще не украсила ее, - говорит девочка и просит подождать еще чуть-чуть, а потом «еще минуточку», ей так хочется закончить начатое дело.
Возмущенная неповиновением, педагог отбирает пластилин.
- До чего же упрямая девочка! — сердится воспитатель, отправляя девочку в раздевалку.
Правильно ли поступила педагог? Как следовало реагировать на поведение девочки в данной ситуации?
Ситуация 4.
Занятие по изобразительной деятельности, дети рисуют пейзаж.
- Марья Ивановна, посмотрите, какие деревья у меня получились! - кричит Петя.
- Петя! Ты неправильно нарисовал деревья, они вовсе не похожи на деревья, посмотри, как я показала на доске, - сказала воспитатель
- А я хочу так! Они у меня волшебные!- ответил мальчик
- Так нельзя, это не правильно, посмотри, как нарисовал Сережа! Сколько раз тебе говорит, не нужно ничего придумывать, повышенным тоном отвечает ему педагог.
(Мальчик замолчал и стал рассматривать рисунок соседа)
В чём педагог допустила ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?
Ситуация 5.
Однажды, когда Ольга Петровна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валера вдруг поднялся и с шумом пошел что-то строить.
- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? — спросил педагог.
- А я не хочу заниматься, не хочу рисовать, мне не интересно, - ничуть не смущаясь, ответил мальчик.
- Сейчас же садись на место, — строго, с возмущением сказала воспитательница.
- Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался, - сказал мальчик, вздохнул и сел на свое место.
- А теперь всегда будешь сидеть на занятиях, и заниматься вместе со всеми детьми,- строго сказала воспитательница.
Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога. Как бы вы реагировали на поведение Валеры?
Ситуация 6.
Воспитатель при посещении открытого мероприятия увидела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в творческую игру «Рыбаки». Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры. Но игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Объясните, почему, на ваш взгляд, не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Ситуация 7.
Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
— Я буду врачом, — кричала Наташа.
— А я - бортмехаником! — сказала Саша.
— Чур, я - командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
— Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
— А я раньше сказал, я первый!
— Ну и что, ты уже был капитаном на корабле! - сказал Вова
Но тут подошедшая к детям педагог решила все споры.
- Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Прав ли был педагог в данной ситуации? А как поступили бы вы?
VII. Ведущий: А как вы решаете подобные проблемы, возникают ли у вас подобные ситуации с воспитанниками? Чтобы разобраться, давайте поиграем в игру «Цепочка» и поделимся с коллегами интересными приемами, методами или формами работы с детьми. Предлагаю вам свои мини-отчеты, начинать с одной фразы: «А у нас в группе…», «Мы делаем так…» и т. д.
VIII. Ведущий: И в завершении нашей деловой игры предлагаю вам небольшую творческую работу, а именно: составить синквейн со словом «дошкольник» (работа в подгруппах). (Слайд №11).
Возможный вариант: 1. Дошкольник
2. Любознательный, инициативный
3. Интересуется, познает, творит
4. Будущее России
5. Личность
IX. Подведение итогов: Наша встреча подошла к концу, благодарю всех за активное участие и в завершении нашей встречи, предлагаю вам переложить свои пожелания и предложения, написанные на листочках, если вы считаете нужным, на дереве пожеланий. Если вы получили то, что хотели, удовлетворили свои потребности, то листочек поместите наверх на крону. Если наполовину, то – переместите на ствол. Если же не получили ничего из того, что ожидали от встречи, то оставляют листочек на корнях дерева. Спасибо за внимание! (Слайд №12).