Людмила Арчегова
Деловая игра для педагогов «Мы знаем права ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.
Задачи:
- выявить творческий потенциал педагогов;
- научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребенка;
- дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Мы знаем права ребенка“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Материал и оборудование: тест для выбора аналитиков, Конвенция о правах ребенка, методическая литература по правам ребенка, буклеты для родителей.
Место и время проведения мероприятия: методический кабинет, 21.11.2016г.
Ход игры:
1-й этап.
1. Выбрать аналитиков посредством теста. Аналитики потом решают, кто из педагогов правильно и профессионально оценил педагогические ситуации (по две на каждую группу).
Тест (для выбора аналитиков).
а) Придумать три оригинальных названия молочных продуктов.
б) Задать оригинальный вопрос.
в) Вы – конструкторы. Добавьте по одной детали к данной игрушке и получите три новых вещи. (Игрушка – любая).
Аналитики выбираются по самым интересным и творческим ответам.
2. Разделить участников на три группы и предложить составить проект ближайшего родительского собрания. Тема – «Детский сад и права ребенка», на основе анализа состояния дел по данному вопросу. (Продолжительность анализа - 10 минут).
Цель родительского собрания: познакомить родителей с правами ребенка в детском саду и семье. (При составлении проектов используются все методические материалы, собранные к педагогическому совету).
2-й этап.
1. защита проекта.
Каждой группе дается по пять минут. Аналитики оценивают каждый проект по параметрам:
• активность;
• демократичность;
• актуальность;
• подкреплен ли практической основой;
• имеется ли в проекте новизна;
• доступность;
• может ли данный проект быть реализован в детском саду? (По 3- бальной системе).
2. Обсуждение командами педагогических ситуаций.
Каждая команда получает по две педагогических ситуации для обсуждения.
Аналитики оценивают решение по таким параметрам:
- знание особенностей возрастной группы;
- знание положений Конвенции о правах ребенка;
- умение аргументировано и убедительно доказывать свою правоту.
3-й этап.
Итог деловой игры подводит старший воспитатель, используя данные группы аналитиков.
Педагогические ситуации.
Ситуация 1
Ребенка 2,5 лет называют Мишуткой, потому что он похож на мальчика из рекламы сгущенного молока «Мишутка».
Вопросы:
- Какое право ребенка нарушено?
- К каким последствиям это может привести?
Ситуация 2
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей, есть молча.
Вопрос:
- Нарушают ли родители права детей?
Ситуация 3
Ребенок ясельной группы ходит в детском саду в памперсе, который воспитателю приходится менять несколько раз за смену. Родители другого малыша требуют, чтобы их ребенка сажали на унитаз.
Вопрос:
- Нарушают ли родители права детей?
Ситуация 4
Родители выступили против сбора денег на оплату охраны в детском саду. Эта проблема была внесена в повестку родительского собрания.
Вопросы:
- На какие документы по защите прав детства вы будете ссылаться на родительском собрании?
- Какое право ребенка пытаются оспаривать родители?
- Назовите формы предварительной работы с родителями?
Ситуация 5
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.
Другие дети рисуют.
Вопрос:
- Какое право реализует ребенка в данной деятельности?
Ситуация 6
Средняя группа. Завтрак. Воспитатель повязывает «слюнявчик» девочке.
Вопросы:
- Насколько, по вашему мнению, реальна такая ситуация?
- В какой степени она допустима?
- Имеет ли ребенок и это право?
Ситуация 7
Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром.
Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача, что это «профессия нищих».
Вопрос:
- Как реагировать на такое мнение ребенка?
Ситуация 8
Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала».
Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.
Ситуация 9
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
- Как считаете Вы?
- Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?
- Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.
Подведение итогов.
Самоанализ проведенной деловой игры
«Мы знаем права ребенка»
Поставленные цель и задачи достигнуты в полном объеме. Данная форма проведения стала событием в жизни коллектива и превратила встречу коллег в совет единомышленников, в парад идей. Деловая игра прошла в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Педагогическая активность составила 100%, так как были исключены ситуации, в которых педагог мог бы отмолчаться или отсидеться. Данной работе предшествовала кропотливая и серьё зная подготовка: изготовление буклетов, тестов, подбор педагогических ситуаций и т. д. Правильно подобрана технология проведения, позволяющая сформировать у педагогов систему знаний и получить практические рекомендации по защите прав ребенка. Педагогами были предложены и составлены очень интересные проекты родительских собраний по теме – «Детский сад и права ребенка», доказывающие важность и значимость педагогов, вносящих с первых лет жизни в сознание детей образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты. Именно они делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения, людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и конвенции ничего не сделают.
Сообща была выстроена система работы с родителями по одной из трудных тем. Обучая других, мы учимся сами. Подготовленные проекты будут использованы педагогами в ближайшее время.
Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель должен знать свои права и права ребенка, соблюдать и защищать их. В противном случае мы не научим других, не обладая знаниями сами.