Получи документы

Деловая игра «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Оксана Попова
Деловая игра «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Деловая игра

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Цели задачи:

- Повышать профессиональный уровень педагогов ;

-Открыть для педагогов малоизвестные страницы русской народной культуры, приобщать их к культурному наследию страны;

Публикация «Деловая игра „Приобщение дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах

-Систематизировать и закрепить знания педагогов об истории России: наших предках, их быте, жизни, о народных и фольклорных праздниках;

-Формировать чувство причастности педагогов к наследию прошлого России.

1. Вступление:

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки.

Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки принесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие?

М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»

Однако, чтобы на должном уровне проводить работу по приобщению детей к культуре русского народа, педагоги должны сами обладать достаточным запасом необходимых знаний.

Организация игры:

Воспитатели разбиваются на команды, дают название. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столах разложены различные материалы для выполнения заданий: листы бумаги, карандаши, ручки. Ведущий игры заранее оговаривает правила:

-задания в игре даются не все сразу, а по мере выполнения;

-на выполнение каждого задания дается определенное время;

-по истечению времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают ответы на поставленные вопросы;

-Задания оцениваются по 3 бальной системе. Оценивается также оригинальность, юмор, творчество педагогов.

-решение о правильности ответа принимает жюри (старший воспитатель, заведующая)

-в конце игры жюри подсчитывает баллы, подводит итог, называет команду – победителя.

Ход игры:

1 тур. «Название команды»

Первое задание: придумать название своей команде, учитывая тематику сегодняшнего дня, т. е. связанное с культурой, традициями русского народа и поприветствовать друг друга в русских народных традициях.

2 тур. «Разминка»

Определить жанр устного народного творчества (команды по очереди называют жанр)

«Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку.

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или заиньке снесть.

Я и сам откушу,

Да и заиньке снесу» (потешка)

«В гостях хорошо, а дома лучше» (пословица)

«Мы на масляной неделе

Праздник не нарушили,

Все друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали! (частушка)

«Попрыгунья-стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»(басня)

«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним»(поговорка)

«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (загадка)

3 тур. «Виды росписи»

Назвать вид росписи. Каждая команда смотрит на изображение предмета и называет вид росписи (хохломская, дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская)

4 тур. «Анаграммы»

(из предложенных букв составить слово, команды выбирают карточки с заданием по очереди)

-Самая мелкая монета, четверть копейки ( буквы: к, ш, а, л, п, у, о.)-слово «полушка»

-Перерыв в работе для еды и отдыха ( буквы: о, д, у, о, п, в) слово «уповод»

5 тур. «Один из четырёх»

Каждой команде по очереди задаётся вопрос, к которому предлагаются 4 варианта ответа, необходимо выбрать верный. Время на раздумье -1 минута.

В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома?

А) зимой;

Б) летом;

В) весной;

Г) осенью.

В крещенские морозы дерево самое сухое, в нем практически нет сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения с окружающей средой, и дерево лучше и дольше сохранялось.

2. Какой день Масленой недели назывался «широким»?

А) вторник;

Б) среда;

В) четверг;

Д) пятница.

С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье. Именно этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях.

Устраивались кулачные бои, шумные застолья. По улицам на санях возили соломенное чучело, олицетворявшее собой зиму.

3. Какой предмет внутреннего убранства крестьянской избы называли «божьей ладонью»?

А) печь;

Б) стол;

В) лавку;

Д) сундук.

«Божьей ладонью» называли стол, поэтому нельзя было бить по столу и садиться на него.

4. Как называлась хозяйственная постройка крестьянского двора, которая строилась на сваях?

А) хлев;

Б) амбар;

В) рига;

Д) гумно.

Амбар иногда ставили не на земле, а поднимали на столбах – сваях. Тесали столбы с хитростью: верх делали наподобие шляпки гриба. Поэтому грызуны не могли пробраться в амбар. По столбу еще можно было забраться, а дальше шляпка не пускала. Иногда в качестве столов использовали выкорчеванные деревья. Их врывали в землю корнями вверх. Корни тоже служили препятствием для мышей и крыс.

5. Какое дерево крестьянин сажал в середине места, выбранного для строительства избы?

А) ель;

Б) березу;

В) дуб;

Д) иву.

Березу считали счастливым деревом, верили. Что она оберегает от зла, приносит здоровье и добро, а также защищает дом от молнии.

Как называлось родовое имение боярина, передававшееся по наследству?

А) вотчина;

Б) усадьба;

В) поместье;

Д) посад.

Правильный ответ – вотчина. Поместье было у дворян, у князей – усадьба. Посадом называлось любое поселение вне городских стен.

Назовите художника – автора картин на мотивы русских народных былин и сказок, среди которых «Баба Яга» и «Кощей Бессмертный»?

А) И. Е. Репин;

Б) А. П. Рябушкин;

В) И. Н. Крамской;

Д) В. М. Васнецов.

Виктор Михайлович Васнецов очень хорошо знал русскую историю и, как никто другой, восхищался песнями, былинами и сказками русского народа. Создал на их мотив многие свои полотна.

Как в русской рубахе называлась специальная пройма под мышками на рукаве для большого удобства в работе?

А) подоплека;

Б) ластовица;

В) понева;

Д) епанечка.

Для большего удобства у рукава вшивалась ластовица: она вбирала в себя весь трудовой пот, а когда изнашивалась, её выпарывали и заменяли новой, продлевая тем самым срок службы рубахи.

Назовите непременный атрибут женской и мужской одежды на Руси.

А) телогрея;

Б) кафтан;

В) кушак;

Д) портки.

Непременным атрибутом женской и мужской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например, было десять таких поясов, у Дмитрия Донского – восемь. Однако пояс – не только украшение, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы.

Как назывались бродячие актеры на Руси?

А)трубадуры;

Б) пилигримы;

В) скоморохи;

Д) сказители.

Непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актеры – скоморохи. Их еще называли «шутами», «глумцами», «смехотворцами». Группами по 15-20 человек они странствовали из города в город. Из села в село. Одни играли на музыкальных инструментах, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей. Группа скоморохов обязательно включала жонглеров, кукольников и особых шутников-потешников, умевших складно говорить всякие шутки-прибаутки.

6 тур. «Праздник – время года»

Разложить карточки с названиями народных праздников по временам года.

Зима

-Николай Чудотворец /19декабря/

-Святки /7-19 января/

-Крещение /19 января/

-Сретение /15 февраля/

Весна

-Благовещение /7 апреля/

-Пасха

-Красная Горка /послед. день пасх. недели/

-Вербное воскресение

Лето

-Троица /50 дн. после Пасхи/

-Иван Купала /7 июня/

-Яблочный спас /19 августа/

-Успение Пресвятой Богородицы /28 августа/

Осень

-Покров /14 октября

- Воздвижение /27 сентября/

7 тур. «Мифология»

Каждой команде по очереди задаются вопросы:

-Злая, ленная старуха – волшебница и ведьма (баба-яга)

-Как назывался мифический дух, меняющий свой облик, превращающийся во что угодно? (оборотень)

-Как назывались мелкие предметы, которые носились на шее, на шнурках? (обереги)

-Как в славянской мифологии называли хозяина леса и зверей? (леший)

-Кто из языческих богов, разгневавшись метал на землю молнии? (Перун)

-Какой из славянских богов отвечал за дождь (Даждь - бог)

-Какое имя было у кота бабы-яги? (Баюн)

-Как в старину называли колдунов с длинными седыми волосами? (чародеи)

-Кто по представлению славян был хозяином воды и жил в омуте или на мельнице? (водяной)

-Какая птица жила до 300 лет и могла приносить живую и мертвую воду? (ворон)

-Каким музыкальным инструментом владел Садко? (гусли)

8 тур. «Сундучок с загадкой»

Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в сундучке.

Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем.

Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.

Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Хотя в наше время существует много заменителей этого предмета.

Предмет имеет длину 5см. (спички)

9 тур. «Старинные слова»

Каждому из участников из команд предлагается старинное слово. Нужно определить его значение.

Разболакаться – раздеваться

Комонь – лошадь, конь

Зрелки-зрелые ягоды

Долонь-ладонь

Браная-узорчатая (ткань)

Година - ясная, хорошая погода

Важко – тяжело, тяжко

Вьялица – вьюга

Супостатка - соперница

Порный - сильный, здоровый

Баской – нарядный, красивый,

Живот – жизнь,

Ладом – хорошо,

Орать – пахать,

Седмица – неделя,

Супостатка – соперница,

Имение – добыча, имущество,

Маклак – посредник, плут.

10 тур. «Кроссворд»

По горизонтали:

2 «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлома)

3Народное искусство, свойственное какой-либо местности. (Промысел)

5. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева (Богородское)

7. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области. (Городец)

9. Характер построения узора (Композиция)

По вертикали:

1. Система цветовых сочетаний изделий (Колорит)

4. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке (Стека)

6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм (Дымково)

7. «Бело-синее чудо» (Гжель)

8. Чередование элементов росписи в определённом порядке (Узор)

Подсчитывание баллов, подведение итогов, награждение команд.

Игра «Народные приметы»

(Жюри подводит итоги, участникам команд предлагается объяснить значение народных примет)

Если двое зевают одновременно (значит, им вместе водку выпивать).

Не ешь с ножа (будешь злым).

Нельзя подавать другому соль из рук (к ссоре)

Что не поссориться, подавая соль (нужно засмеяться).

Нельзя давать другому булавку (к ссоре)

Выходить куда-либо в дождь (к благополучной дороге).

Локоть чешется (на новом месте спать).

Прищемить одежду в дверях (быть еще раз в этом доме).

Ведущий благодарит команды за участие.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Опубликовано: 15 сентября 2022 в 19:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД