МААМ-картинки

Деловая игра «Социализация ребенка в условиях современного общества» (1 фото)

Юлия Ладонина
Деловая игра «Социализация ребенка в условиях современного общества»
▼ Скачать + Заказать документы

Деловая игра

«Социализация ребенка в условиях современного общества»

Цель: стимулирование познавательной активности педагогов ДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению

1. Целеполагание (выступление педагога-психолога)

Публикация «Деловая игра „Социализация ребенка в условиях современного общества“» размещена в разделах

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Социализация чаще всего трактуется как «процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и восприятия социокультурного опыта» (А. В. Мудрик). Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности названного процесса.

Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.

Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др., образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой – в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.

Деловая игра предполагает обогащение опытом педагогов по социально-нравственному развитию детей. Поэтому основной единицей измерения опыта педагога будет «Монета» (круглая фишка, которую вы будете получать при верном выполнении заданий.

2. Кроссворд для педагогов

Дайте определение слову, получившемуся у вас в выделенных клетках. Как вы его понимаете? (социум)

3. Педагогические ситуации

Важное место в социализации дошкольников играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. Истинные духовные ценности человека можно сохранить только в семье, а передать их только через детей. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаем вам проиграть ситуации, часто встречающиеся в повседневной практике.

(Даны педагогические ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка)

1-я ситуация.

Воспитатель просит родителей вместе с детьми изготовить тряпичные куклы для пополнения мини-музея «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?

2-я ситуация.

Для детей организуется выездная экскурсия в музей-заповедник «Ростовский Кремль». Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?

3-я ситуация.

Папа забирает ребенка домой. Ребенок пытается ему показать рисунки своей группы, и свой в том числе, с изображением архитектуры города Ростова. Папа торопится, не обращает внимания на творчество детей, ругает ребенка за то, что тот отвлекается. Как поведет себя воспитатель?

4. Основные направления работы по социализации дошкольников (старший воспитатель)

Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, выступает детская субкультура. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня. В содержании детской субкультуры разные авторы (В. В. Абраменкова, Т. И. Алиева, В. Т. Кудрявцев, М. В. Осорина и др.) выделяют различные компоненты. Обобщенный анализ разных точек зрения позволяет выделить следующие компоненты детской субкультуры:

• Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, заклички и др.)

• Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки, смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы и др.)

• Своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), коллекционирование

• Детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношения со сверстниками (знаки собственности, мены, «мирилки», «дразнилки», «считалки»)

• Традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и т. д.)

• Способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности

Мир детства существует как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.

5. Задание для педагогов «Методическая копилка»

Основные задачи работы дошкольного учреждения по социализации подрастающего поколения:

1) осознание значимости своей личности, собственного внутреннего мира

2) развитие самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления

3) расширение и обогащение опыта конструктивного межличностного взаимодействия с окружающими, развитие социальной уверенности

4) формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем

5) осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, развитие нравственных качеств

Педагогам предлагается мешочек - копилка с монетами (круги, на которых написаны формы работы с детьми, используемыми в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной монете, определить задачи, которые реализуются в данной деятельности. При правильном выполнении педагог оставляет монету себе.

Варианты форм:

• Презентация проектов-коллажей о семейных увлечениях «Давайте познакомимся» во 2 младшей группе (1,3)

• Совместные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» в старшей группе (2,3)

• Пешая экскурсия в школу для подготовительной группы (4,5)

• Организация дежурства в столовой, уголке природы в старшей группе (2,5)

• Экскурсия на фабрику «Ростовская финифть» для подготовительной группы (3,5)

• Создание групповой коллекции «Календарики» в средней группе (1,3)

• Выпуск новогодней газеты для родителей силами детей старшей и подготовительной групп (1,2,3)

• Создание индивидуальных коллекций игрушек - киндер «Киндер- сокровища» детей средней группы (1,2,3)

6. Практическая работа «Коллаж»

При выполнении предыдущего задания мы затронули вопрос обогащения развивающей среды компонентами детской субкультуры. Кто был внимателен и вспомнит все компоненты субкультуры, о которых говорили в предыдущем задании (групповые коллекции календариков, индивидуальные коллекции киндер-сюрпризов, новогодняя газета для родителей силами детей, проекты коллажи о семейных увлечениях)

Как вы понимаете, что такое коллаж? Коллажи выполняют из различных материалов: фотографий, природных материалов, вырезок их старых газет, журналов, открыток, кусочков ткани и т. д. Основная идея коллажа – рассказать о некой системе, разнообразии. Предлагаем вам создать коллаж «Мое хобби», где были бы отражены ваши увлечения, предпочтения мест отдыха, чем вы любите заниматься в свободное время. Вам в помощь – ватман, клей, старые цветные журналы и время – 5 минут.

6. Рефлексия, подведение итогов

По окончании игры обсудить следующие вопросы:

• Кому было комфортно на протяжении всей игры?

• У кого возникали трудности, в чем именно?

• Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?

Затем можно подсчитать набранные монетки – баллы. Таким образом, у педагогов формируется «методическая копилка». У кого-то больше, у кого-то меньше, но ни с чем не сравнить богатство общения и накопления педагогического опыта.

Деловая игра «Социализация ребенка в условиях современного общества»
Публикации по теме:

Семинар — практикум «Профессиональная компетентность»Семинар — практикум «Профессиональная компетентность» На районом семинаре-практикуме на тему «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через инновационные образовательные технологии».

Сценарий педсовета «Театрализованные игры и их значение в развитии социальных навыков дошкольников» Педсовет «Театрализованные игры и их значение в развитии социальных навыков дошкольников». Старший воспитателдь МБДОУ «Детский сад № 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Социализация ребенка в условиях современного общества»
Опубликовано: 31 января 2015 в 00:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра «Социализация ребенка в условиях современного общества»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ладонина (УИ 289080) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД