Лучший педагог года

Деловые игры и их разновидности

Елена Холод
Деловые игры и их разновидности

Деловая игра представляет собой имитационную модель хозяйственной деятельности в искусственной обстановке.

Основные признаки деловой игры : наличие объекта моделирования; взаимодействие участников, наделенных ролевыми функциями; общность цели при различии интересов участников; учет вероятностного характера производства; воспроизведение не самого производства, а системы управления им; возможность изменения игроками своих решений (имитация альтернатив); реализация «цепочки» управленческих решений с учетом их последовательности и преемственности; изменение масштаба времени; возможность «самооценки» участников посредством системы стимуляции.

Публикация «Деловые игры и их разновидности» размещена в разделах

Последовательность разработки деловой игры :

Выбор цели и объекта.

Определение предмета исследования.

Сбор исходных данных.

Обработка данных.

Разработка модели, принципов и механизма игры :

– отбор данных и их упрощение;

– замена реальной системы стимулирования, прав и внешних связей игровыми элементами (баллы, условные рубли, фишки и т. д.);

– определение целей, критериев и формирование модели объекта управления и внешней среды;

– построение модели управляющей системы;

– предварительная разработка процесса игры.

Разработка системы стимулирования.

Информационное и математическое обеспечение.

Детальная разработка процесса игры.

Выбор технических и организационных средств.

Разработка процедур, реализуемых участниками деловых игр.

экспертная проверка игры. Внесение уточнений и внедрение в систему обучения.

Деловая игра характеризуется следующими общими чертами:

- жизненность и типичность конкретной ситуаций, рассматриваемых в деловых играх, наличие обстановки, в условиях которой необходимо проводить анализ проблемной ситуации и принимать решения;

- отсутствие полной информации, принятие решения в условиях неопределенности, риска или противодействия, невозможность полной формализации задачи;

- наличие конфликтности и скрытых резервов;

- динамичность процесса управления, возможность влияния принятых ранее решений на изменение обстановки в последующие моменты;

- наличие действующих лиц в системе управления: игроков, исполняющих роли должностных лиц, игроков-экспертов и игроков-организаторов, готовящих материалы для деловой игры, выдающих информацию и направляющих ход игры;

- наличие правил и регламентация игры.

Системный подход предполагает рассмотрение объектов как систем с раскрытием целостности объекта и выявлением многообразия его связей. Отечественный и мировой опыт показал высокую эффективность использования для этих целей имитационных или деловых игр. Деловые игры – это адекватное моделирование структур, процессов и механизмов управления производством, но не самого производства.

Современные социально-экономические системы представляют собой сложные, построенные по принципу иерархии человеко-машинные системы. Они включают объект управления, управляющую систему и элементы обратной связи. В рамках структуры управления системой осуществляется общение и совместная деятельность руководящих работников и специалистов. Общение и совместная деятельность имеют целью выработку решений, направленных на изменение состояния функционирующей системы, а именно на изменение состояния объекта управления; профиля, направленности и содержания общения; структуры и параметров совместной деятельности.

Необходимость в человеческом управлении обусловлена сложностью системы, которая исключает возможность использования формализованных алгоритмов управления, неопределенностью информации, имеющейся в распоряжении руководящих работников и специалистов, вероятностным характером воздействий на систему, наличием в системе других неопределенных факторов (например, невозможность формализации поведения человека).

Особенностью описываемой системы является то, что управленческие решения в ней представляют собой плод коллективного труда. В большинстве случаев решение – это итог рассмотрения (анализа) нескольких возможных альтернатив. Оно выступает как компромисс между различными интересами, выразителями которых предстают различные элементы, входящие в структуру системы. Другими словами, решение принимается в конфликтной ситуации. При этом тот или иной конечный результат весьма значим для тех, кто решение принимает, поскольку его достижение определенным образом стимулируется.

В процессе подготовки и переподготовки специалистов в вузе или в системе повышения квалификации должны формироваться их знания, умения и навыки по профессиям, по специальностям и по должностям. Очевидно, что при отсутствии модели труда, то есть использовании неимитационных средств обучения, можно сформировать у обучаемых знания, умения и навыки по профессии и специальности, но чрезвычайно трудно сделать это по должности.

Активные имитационные методы обучения по сравнению с традиционными обеспечат и приближение процесса обучения к условиям практической деятельности реальных работников, и вынужденную активность, и высшую степень интенсификации учебного процесса, и его творческий характер.

Специфические черты социально-экономической системы, рассмотренные выше, позволяют по-разному подойти к формированию имитационных методов активного обучения.

Примеры деловых игр :

- имитационные упражнения закрепляющие в творческой обстановке важные навыки или понятия;

- анализ конкретных производственных ситуаций, когда конкретное событие создает условие для коллективного решения и обсуждения;

- разыгрывание ролей – исполнение ролей, оценка действий в различных ситуациях;

- полномасштабная деловая игра, создающая профессиональную деятельность и последствие принимаемых профессиональных решений.

Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» – это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель.

Он ставит условия задачи перед «штурмом».

Группа «генераторов идей» за 20-30 минут выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Идеи записываются.

Группа экспертов оценивает гипотезы.

Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия (сделай наоборот, аналогия, эмпатия (выясни свои чувства, фантазия.

Гипотезы оцениваются по 10-бальной системе.

Публикации по теме:

Фотоотчет о развлечении «Игры с Василинкой» к Дню любимой игры и игрушки на МAAMФотоотчет о развлечении «Игры с Василинкой» к Дню любимой игры и игрушки на МAAM Наши ребята очень любят музыкальные игры. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет о музыкальном развлечении «Игры с Василинкой».Игры проводились.

Фотоотчет об участии в фестивале по популяризации детской подвижной игры «Игры «4 Д»Фотоотчет об участии в фестивале по популяризации детской подвижной игры «Игры «4 Д» Сегодня в нашем детском саду проходил фестиваль Игры "4 Д". Это - Дети, Движение, Дружба, Двор! Основная цель фестиваля "4Д" - популяризация.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л]Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла"Игры-помощники" предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука "Л"Игра «Найди картинку».

Изготовление вязаной развивающей игры «Стручок горошка» и правила игры с дидактической игройИзготовление вязаной развивающей игры «Стручок горошка» и правила игры с дидактической игрой Изготовление развивающей игры «Стручок горошка» и дидактические игрыДоброго времени суток! Хочу рассказать о своей развивающей игрушке,.

Конспект НОД «Букет. Цветы и их разновидности»Конспект НОД «Букет. Цветы и их разновидности» КОНСПЕКТ НОД Номинация: «Начало начал». I. Пояснительная записка: Тема: Букет. Возрастная группа: средняя. Цели: расширить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловые игры и их разновидности
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 14:50
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД