Получи документы

Опыт работы «Освоение правил общения посредством игры»

Наталья
Опыт работы «Освоение правил общения посредством игры»

Освоение правил общения посредством игры

А. С. Макаренко писал: “Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях… Если же происшествий нет… О проблемах воспитания не вспоминают“. Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.

Публикация «Опыт работы „Освоение правил общения посредством игры“» размещена в разделах

Известно, что некоторые дети, играя часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей - получить роль, игрушку. Говорить ребё нку: “Не играй с Петей, потому что он дерётся” – малоэффективно. Петя ему нравится, и он всё равно будет с ним играть. Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними воспитательными беседами о справедливости в отношении детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками педагога, особенно в играх, научить их соблюдать правила, видеть те нарушения, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и таким образом влиять сообща на поведение всех детей группы.

Прежде всего мы обратили внимание ребят наиболее частые причины, по которым возникают ссоры. Исследователи детских взаимоотношений (С. Н Карпова, В. Г. Нечаева, С. Г. Якобсон, Л. В. Артёмова и др.) отмечают, что это ссоры из – за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, её сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумения разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Для этого необходимо использовать определённый набор правил, чтобы помочь ребёнку освоить нравственные нормы общения. Научить видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре означает научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Мы научили ребят использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника. Теперь они сами могут оценить отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя. Опираясь на то, кто как соблюдает правила взаимоотношениях в играх, дети составили самостоятельно мнение о других ребятах. Единая оценка всех детей по отношению к конкретному поступку или сформированное мнение группы позволило объективно и благотворно влиять на каждого члена группы. Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнёры для игры того, кто доброжелателен – эти качества ребята научились оценивать. Так складывались новые игровые группы, где справедливость становилась нормой отношений.

Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны, мы составили рассказы об играх в детском саду, где ярко показали ситуации нарушения нравственных норм. Всё услышанное было понятно, в подобных ситуациях приходилось бывать нашим воспитанникам. В то же время мы тактично не затрагивали поведение конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того, рассказ давал образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие эти проблемы возникают тут же, только ребята начнут играть. В игре дети упражнялись, закрепляли правила, с которыми только, что познакомились, наблюдали как их выполняют другие дети. Каждый ребёнок стремился соблюдать правила, ведь кому хочется быть похожим на отрицательных персонажей рассказов. На этапе усвоения правил воспитатель участвовал в играх ребят, помогал руководствоваться правилами. После игры обязательно говорили о том, как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть, а с кем выходят только ссоры. Дети указывали причину, почему это происходит. С каждым днём игры ребят становились интереснее потому, что не возникало ссор, повышался общий нравственный уровень отношений детей. Но были и такие, которые не хотели считаться с правилами игры, продолжали конфликты, за что каждый раз получали осуждение детей. Ребята тут же реагировали на нарушения и не хотели играть с ними. Теперь уже вся группа была регулятором взаимоотношений.

Усваивая правила, дети часто будут жаловаться взрослым о нарушении правил товарищами. Жалуясь ребёнок будет говорить о том, что он запомнил правило, а кто-то его нарушает. Воспитателю нужно внимательно отнестись к таким сообщениям и использовать их для бесед о поведении сверстников.

Для того, чтоб дети быстрее усвоили правила игры и правила поведения в игре рекомендуем использовать средство художественной выразительности: это поучительные беседы по картинкам, чтение детской художественной литературы, слушание и пение песен. Очевидно, что через наглядные примеры и художественное слово детям будет легче понять и принять правила игры, взаимодействовать непринуждённо и дружелюбно в игре, соблюдая правила культуры поведения.

Опираясь на свой педагогический и практический опыт в работе по данному направлению, мы составили ряд упражнений на закрепление правил культурного поведения в игре. Приведё м несколько примеров:

Младшая группа

Правило «Не бери игрушку без спроса у товарища».

Ситуация «Как Петрушка и Матрёшка играли»

Воспитатель разыгрывает ситуацию Матрёшка играет с петушком, поёт песни, подбегает Петрушка и вырывает у неё петушка. Матрёшка плачет, а Петрушка весело играет с петушком.

Воспитатель спрашивает: «Почему Матрёшка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите, дети, ему исправить свою ошибку. Запомните важное правило : «Не бери без спроса игрушку у товарища».

Ситуация «Волшебные слова».

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель спрашивает: «Хотите поиграть с игрушками? Подумайте, с какой игрушкой вам хотелось бы поиграть, но в руки её не берите. Пусть это будет ваш секрет. А я этот секрет попробую отгадать. Сейчас я раздам игрушки, а вы сидите тихо, не выдавайте свой секрет. Оля какую я дала тебе игрушку? Я не отгадала твой секрет? А какую игрушку ты хотела взять? Что нужно сделать, чтобы эта игрушка была у тебя? Иди, Оля, попроси её у Коли. Умница, Оля. Ты попросила вежливо, ласково смотрела на Колю, когда просила, и не забыла его поблагодарить. Коля тоже поступил хорошо: он поделился игрушкой с девочкой.

Чей же ещё секрет я не угадала? Ну ничего, вы попросите нужную вам игрушку так же как это сделала Оля.».

В заключение воспитатель обращается к детям: «Вы сейчас говорили друг другу волшебные слова. Молодцы, поступайте так всегда и помните правило : не бери без спроса игрушку у товарища.

Ситуация «Как Петя и Витя играли с кубиками».

Воспитатель разыгрывает ситуацию «Пришли утром в детский сад Петя и Витя, они сразу побежали играть с кубиками. Мальчики очень любили строить дома и мосты. Каждый из них взял себе несколько кубиков. Но у Пети не хватило одного кубика. Начавшаяся весёлая стройка прекратилась, потому что Петя схватил кубик у Вити и закончил свою постройку. Витя заплакал. Почему? Кто научит Петю правильно просить игрушки? Что ему скажет Витя?».

Дети несколько раз повторяют ответы, упражняясь в обращении.

«Какое правило забыл Петя? Что нужно сделать Пете, чтобы Витя никогда не обижался на него? Старайтесь, дети, в своих играх поступать так, как требуют правила : «Не бери без спроса чужую игрушку».

Правило «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

Ситуация «Поделись кубиками»

Воспитатель предлагает посмотреть какие постройки умеют делать Петя и Витя. Обращает внимание на то, что у Вити много кубиков, а у Пети мало. Спрашивает: «Что нужно сделать Пете, чтобы закончить постройку? Что ему ответит Витя? Правильно ответил Витя : «Возьми вот эти кубики Петя, у меня их много». Он выполнил правило : «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай»

Средняя группа

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Воспитатель читает рассказ, затем спрашивает: «Отчего детям стало скучно?» Обобщает ответы ребят: «Брат и сестра помирились, наверное, догадались, что играть надо дружно». В нашей «Книге добрых правил» есть правило о дужной игре, послушайте его. Дети повторяют правило.

Беседа по картине Е. Батуриной «Играли в поезд». Воспитатель обращается к детям: «Помните я обещала рассказать вам, в какую игру играли брат и сестра после того, как помирились. Посмотрите пожалуйста (в этот момент показывает детям картину). В какую игру они играли? Кем в этой игре был мальчик? Нравится ли ему быть регулировщиком? Посмотрите на его лицо. Мальчик как будто говорит: «Поехали». А кем в этой игре была девочка? Как вы думаете весело играть детям? Правильно, весело и интересно. Мальчик и девочка помнят очень важное правило» (Дети называют его).

Картина остаётся в группе.

Наблюдение за играми детей, их анализ.

Воспитатель и дети повторяют, что дружно играть – это значит делиться игрушками, вежливо их просить, договариваться о совместной игре.

Старшая группа

Правило «Поделись игрушками с товарищем».

Чтение стихотворение В. Лифшица «Мяч и Петя».

Воспитатель читает стихотворение и спрашивает: «Почему мяч ускакал от Пети? Как вы оцениваете поведение ребят, которых обидел Петя? Почему Пете стало совестно? А как вы поступаете, если игрушку или книжку у вас просит товарищ? В нашей «Книге добрых правил» есть очень важное правило (читает его детям). Вам не трудно его запомнить, потому что вы часто так и поступаете».

Подготовительная к школе группа

Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Вопрос детям: почему остаться одному самое страшное?»

Воспитатель предлагает вспомнить рассказы, сказки, в которых говорится о дружбе, о хороших, добрых, верных друзьях. Спрашивает: «Кто из героев сказки «Кот, петух и лиса» оказался хорошим другом? Как должен поступать настоящий друг?»

Вместе с педагогом дети вспоминают знакомые пословицы о дружбе: «Чтобы у тебя были друзья, ты должен сам уметь дружить», «Дружба заботой да подмогой крепка», «Жизнь дана на добрые дела».

Дети самостоятельно делают вывод: «Помогай товарищу, не жди, когда он у тебя попросит помощи, поделись с товарищем игрушками, книгами, карандашами. Будь настоящим другом – останови его, если он поступает плохо. Воспитатель напоминает детям, что эти правила дружбы и товарищества им надо запомнить и постараться всегда их выполнять.

Таким образом, игра для дошкольников становится регулятором взаимоотношений между ними, настоящей, жизненной школой нравственности.

Публикации по теме:

Освоение соотносящих действий посредством дидактической игрушкиОсвоение соотносящих действий посредством дидактической игрушки В раннем возрасте происходит бурное развитие движений ребенка, овладение многими новыми действиями, зарождение и совершенствование новых.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Игры с песком»Опыт работы «Игры с песком» Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Освоение правил общения посредством игры»
Опубликовано: 30 июля 2022 в 21:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД