Получи документы

Детская литература и дети

неля норбикова
Детская литература и дети

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, дети не любят, не хотят читать.

Публикация «Детская литература и дети» размещена в разделах

Целью современного образования сегодня становится общекультурное, личностное и познавательное развитие дошкольников. Важнейшей культурной практикой, в которой развиваются ценностно-смысловая сфера личности, широкие познавательные интересы и инициатива, умение слушать и осмыслять услышанное, является чтение художественной литературы.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Поэтому я решила работать над темой: Роль художественной литературы в развитии речи и творческой активности детей и разработала долгосрочный, познавательный, творческий, групповой проект «Детская литература и дети»

Актуальность проекта: В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через детскую литературу ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Цель проекта развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми;

• работа с родителями;

• связь с социумом (городская детская библиотека имени С. А. Есенина, городские музей, театры, и др.).

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу,

• подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас, совершенствующие звуковую культуру, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников

Разработала конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

Формы и методы работы с детьми:

При ознакомлении детей с литературным произведением использую такие методы, как:

Чтение по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

Рассказывание. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой использую разные приё мы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

— выразительное чтение;

— беседа о прочитанном;

— повторное чтение;

— рассматривание иллюстраций;

— объяснение незнакомых слов.

Основное правило, которым я пользуюсь при организации НОД по чтению художественной литературы (рассказыванию) детям - эмоционально приподнимаю и чтеца, и слушателей. Настроение приподнятости я создаю, бережно обращаясь с книгой, с уважением произнося имя автора, несколькими вводными словами стараюсь возбудить интерес малышей к тому, о чем собираюсь читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую показываю детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Дети, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно. Должны почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, читаю выразительно, кроме того, пользуюсь дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это:

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных его частей. чтение может сопровождаться:

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

3) словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Поэтому я систематизировала соответствующие картотеки: пословиц, поговорок, загадок, потешек, считалок и т. д.

Я начала работать с детьми в старшей группе. Но чтобы с ними работать, мне потребовалось начать изучение программы младшей и средней группы.

В старшей группе дети при восприятии содержания литературных произведений учились замечать выразительные средства языка. Они способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Ознакомление с художественной литературой включает выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие словесного творчества детей.

Обязательным условием полноценной реализации образовательной области речевое развитие является взаимодействие педагога с родителями.

Было проведено анкетирование родителей о роли книги в жизни человека, которое выявило, что 80% семей считают литературу все еще основным источником знаний.

По результатам анкетирования ежедневно читают книги детям только 20% родителей и лишь 15% считают чтение художественной литературы семейной традицией. А значение художественной литературы как средства эмоционального общения с детьми, духовного сближения с ними отмечают единицы.

При этом в анкетах нежелания читать и рассказывать детям не выражал никто. Причины «нечтения» родители объясняли нехваткой времени, усталостью в связи с напряженным графиком работы и поздним приходом домой (32%, тягой к телевизору, Интернету, иными формам времяпрепровождения (48%). В большинстве анкет (60%) просматривались явные затруднения родителей в самой организации семейного чтения: выбор книг, их разнообразие, содержание общения взрослого и ребенка в процессе чтения, обсуждение и обыгрывание прочитанного и т. п.

Полученная и обработанная информация легла в основу модели взаимодействия с педагогами и родителями.

Педагоги стали участниками семинара-практикума по созданию в семье условий для домашнего чтения. В круг изучения вошли темы: «Роль домашнего чтения в развитии и воспитании ребенка»; «Роль воспитателя в организации домашнего чтения»; «Методы организации домашнего чтения»; «Круг домашнего чтения».

Проводились консультации для родителей:

- «Роль детской литературы в умственном воспитании детей»;

- «Нравственное воспитание средствами художественной литературы»;

- «Развитие творческих способностей средствами домашнего чтения»;

- «Общение взрослого и ребенка в процессе чтения».

На родительских собраниях, проводила разъяснительную работу о значении развивающих функций художественной литературы. В родительских уголках выставляла рекомендации родителям, как правильно выбрать книгу соответствующую возрасту ребенка, как воспитывать бережное отношение к книге.

В группе существует "мастерская по ремонту книги", в которой мои воспитанники чинят книги. Мною был проведен цикл бесед "Как книга к детям пришла" и "Из прошлого книги", во время которых дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по чтению художественной литературы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень развития речи, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.

Главный результат проведенной мною работы заключается в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и творчески мыслят.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению» Уважаемые родители! Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг.

«Книжкин день». Выставка работ «Мой любимый сказочный герой»«Книжкин день». Выставка работ «Мой любимый сказочный герой» Одной из проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. В наш век информатики отношение детей к книге изменилось, интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская литература и дети
Опубликовано: 25 марта 2015 в 18:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД