Юлия Кудрявцева
Детские исследования в логико-математической деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детские исследования в логико- математической деятельности дошкольников.
Воспитатели не всегда понимают целесообразность применения исследовательских приёмов, больше делают внимание более понятным и простым «физическим и химическим» опытам и экспериментам. Испытывают значительные трудности в определении последовательности процесса решения – рассуждения, переключаются на «объяснение- научение» детей, затрудняются создать ситуацию развивающей интриги, предпочитают пересказывать детям информацию.
Публикация «Детские исследования в логико-математической деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Вместе с тем логика- математического развития детей строится именно как проблемно- игровая и подразумевает гармоничное соотношение практически- деятельстного (опытного, игрового) и логического.
Педагогический процесс включает исследовательский путь освоения детьми математики и строится в соответствии с уровнем и особенностями проявления исследовательской активности детей.
В практике отмечен низкий уровень развития познавательной деятельности, недостаточно сформированный познавательный интерес к экспериментированию, но не поэтапному освоению его компонентов. Анализ материалов показывает поверхностность детских познавательных интересов. Увеличение объёма информации, попадающей в поле освоения современных дошкольников и упрощенность способов ее подачи не способствуют качественным изменениям интереса (глубины, устойчивости). Обнаружено, что при относительно хорошо развитых интеллектуальных и эмоциональных показателях интересов наблюдается неравномерный уровень волевых и творческих проявлений. Значительная часть детей при эмоциональной привлекательности информации, новизне ситуации ярко проявляют познавательные эмоции и чувства (улыбаются и гордятся решенной задачей, задают познавательные вопросы. Такие дети стремятся к интеллектуальной нагрузке, предлагают загадать им задание посложнее, разгадать ребусы, решать «хитрые задачи».Вместе с тем определенная часть детей (до 2третей) в усложненной ситуации быстро теряют интерес, не хотят концентрироваться на решении и осуществить поиск. У значительной части детей логика- математический опыт недостаточно обобщен и системен: при достаточно хорошем уровне запоминания состава чисел, решении арифметических задач дети не используют освоенное в самостоятельной деятельности, в решении повседневных бытовых и игровых задач, затрудняются осуществить перенос на аналогичное содержание, часто механически (как ответ на загадку) повторяют ответ (кол-во воды не изменилось, делить нужно поровну).
Комбинаторные умения развиты относительно: дети строят варианты только практическим путем (на основе наглядных материалов, с использованием эквивалентов, методом проб и ошибок, значительная часть детей,не может осуществлять преобразование в умственном плане. Сложным является установления обратных зависимостей, недостаточно освоен принцип сохранения (на материале решения математических задач и ситуаций). Большинство детей могут принимать задачу, выдвигать некоторые гипотезы, осуществлять обследование. Однако выдвигаемые гипотезы носят шаблонный характер, значительная часть детей, не может выделить противоречия проблемы, ставить вопросы. Часть детей в процессе экспериментирования затрудняется действовать без указания взрослого (например, при проведении опытов не выделяет проблему, не может сформулировать предположение, ждет стимулирования копыту со стороны взрослого, не пользуется материалами для экспериментирования.
Причина –ориентация воспитателей и родителей на формирование знаний, а не на активизацию процесса их освоения.
В практике дошкольного образования оказалась эффективной методика развития исследовательского поведения у дошкольников, представленная пятью
1 этап
«Вопросы о вопросах»- имеет большое значение, мотивация исследовательской активности детей, освоение умений вглядываться (вдумываться) в разнообразную информацию:
a) Свойства и отношения;
b) Связи и отношения;
c) Зависимость;
d) Противоречия;
e) Формулирование вопросов.
Воспитатель использует в работе с детьми вопросы- утверждения, занимательные и проблемные ситуации, активизирующие поиск и детскую любознательность, стремление анализировать и наблюдать окружающее пространство и явление, экспериментировать.
Варианты игровых упражнений:
«Веришь или не веришь» : «Веришь, что всегда кол- во углов соответствует кол-ву сторон?», «Веришь (согласен) что чем больше углов у фигуры, тем лучше она катиться (фигура с большим кол-вом углов приближена к кругу?» :
«Найди как можно больше способов превращения фигуры в другую фигуру (получить разные фигуры из основы квадратной, прямоугольной форм круга). «Нарисуй (вырежи, как выглядит фигура, у которой 10, 12, 14 углов» :
Вопросы:
1. У всех ли фигур бывают «половины»?
2. Что будет если разделить пополам квадрат, прямоугольник, треугольник?
3. Может ли быть предмет и большим и маленьким одновременно?
4. У всех ли предметов есть высота (длина?
5. Что общего у пары десятка, дюжина (одна пара, один десяток, одна дюжина?
Веселые логические задачи и ситуации;
Измерение различными мерками: сажень, дюйм, фунт, их сопоставление, обсуждение, активизация использования разных средств и способов познания и «перепроверки» результатов. ;
На данном этапе важной является организация детской поисковой деятельности с разными материалами, веществами и объектами, все версии детей проверяются. Предлагаются ситуации: «Волшебные половины», «Рассадим гостей за столы», «Экономное печенье», «Делим яблоки», «Угощенье для друзей»
Для активизации и поддержания интереса к экспериментированию на математическом содержании возможна организация сюжетно- ролевой игры в «в лабораторию юных исследователей, первооткрывателей», с использованием персонажей: «Умного компьютера», «Лупы и пинцета», «Веселого математика», присуждение призов, использование бейджа с именем и фото детей, магистерской шапочки и т. п.
В совместной со взрослым деятельности необходимо предусмотреть использование таких методов и приемов: обсуждение вопросов (что хотел узнать, для чего, как можно узнать, с помощью чего, что нужно сделать?.) Ориентироваться на развитие у детей умений замечать проблемы, задавать вопросы. Возможно организовать обмен интересными фактами («я сегодня узнала что-то интересное», «я хочу узнать о…»). Детям предлагается заметить что-то необычное, красивое или неизвестное в объекте, вызвать интерес.
2 этап
«А что будет, если…»- развитие компонентов экспериментирования, выдвигать гипотезы, намечать план и проводить обследования, обобщать результаты, устанавливать связи, формировать выводы в процессе принципа сохранения. На данном этапе важным является, организация экспериментирования с разными веществами, в процессе которой осваивают количественные, пространственные отношения, используя разные способы познания. Известно, что однофрагментное проигрывание или практическое решение задачи не приводит к результату. Необходимо последовательное усложнение ситуации, серия аналогичных заданий, заданий- переносов.
Примером может служить усложненная ситуация на основе измерения кол-ва жидких веществ.
Ситуация1. В двух сосудах одинаковое кол-во воды. Детям предлагается перелить воду из одного сосуда в сосуд другой формы (например, более широкий, но узкий). Затем предлагаем ответить на вопросы:
a) Та же самая вода во втором сосуде?
b) Изменилось кол-во воды?
c) Как проверить?
Ситуация2. Детям предлагается до начала переливания высказать предположение о том, что будет, если воду из второго сосуда перелить:
В 6 маленьких сосудов;
В сосуд выше и уже исходного;
В точно такой же сосуд;
Добавить еще стакан (воды будет больше или меньше);
Отлить пол стакана.
Ситуация3. Работа с разными по форме и размерами сосудами. Предлагается попарное сравнение сосудов.
Ситуация4. Развитие ситуации на другом материале: «А что будет, если… вместо воды взять песок? Наши открытия повторятся? Выводы и результаты фиксируются с помощью символов и зарисовок.
Ситуация5. «Измерим воду разными чашами- установление зависимости между меркой, кол-ва мерок в измеряемом веществе. Детям рассказывается история, в которой персонажи измеряли разными мерками (стаканчиками и маленькими чашками) одинаковое кол-во воды и получили разное число мерок. Предлагается объяснить ситуацию, затем проверить рассуждения персонажей: измерить разными мерками, посчитать и записать символами –картинками и цифрами результат. С помощью вопросов взрослый подводит детей к пониманию, что чем больше мерка, тем меньше кол-во данных мерок в измеряемом веществе.
Ситуация6. Дальнейшее развитие умений может предполагать решение ситуации, основанных на приобретенном опыте. Рекомендую использовать ситуации: «Необычные части», «Математическое угощение гостей», «Два жадных медвежонка», «Строительные фокусы».
Подобные интересные ситуации представлены в разработках Т. И. Ерофеевой, З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, О. В. Суворовой, И. Н. Чеплашкиной.
3 этап (Комбинации)
Направлен на активизацию поиска в процессе решения сложных логических задач, развития у детей комбинаторных умений самостоятельности в процессе познания. Для данного этапа характерно самостоятельное использование логика- математического опыта на новом качественном уровне (уточнение, систематизация, обобщение, установление связей и зависимостей). Целесообразной является активизация действий в умственном плане с последующей практической проверкой (моделирование условия задачи с помощью эквивалентов, геометрических или числовых фигур.). Данные задачи, упражнения и ситуации широко представлены в технологиях Г. С. Альтшуллера, В. Г. Гоголевой, А. З. Зака, А. А. Толмачева, Б. Б. Филькинштейна. Такие ситуации: «пробки на дорогах», «тропинки Красной шапочки и волка», «дама сдавала в багаж», «рататуй», золушка- дизайнер», угощение конфетами», «в магазин мы идем». Отражение результатов детских исследований можно организовать по-разному:
1. Портфолио ребенка.
2. Именной «блокнот исследований»
3. Стена успехов.
4. Книга открытий.
5. Веселая математика.
6. Математика в вазе.