Юлия Агаподченко
Детско-родительские исследовательские проекты среди дошкольников в форме лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей нашего ДОУ являются детско-родительские проекты.
Публикация «Детско-родительские исследовательские проекты среди дошкольников в форме лэпбука» размещена в разделах
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игр, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
Результатом совместного взаимодействия педагогов и родителей в детско-родительских проектах стало участие в городском конкурсе детско-родительских экологических проектов. Наш воспитанник подготовительной логопедической группы со своей мамой представлял в этом конкурсе свой проект «Дикие животные Подмосковья» в форме лепбука. Воспитанник был награжден дипломом за участие.
Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление различных игр и дидактических пособий, рисунков, макетов и др.
Реализация детско-родительских проектов помогает сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать их необходимость и важность для ребенка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире. А также особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.
Что такое лепбук, зачем он нужен и с чего начать?
Лепбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лепбук начали американцы. Лепбук – это книжка раскладушка с кармашками, дверцами, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лепбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Из чего состоит лепбук?
Лепбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются в кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме.
Зачем нужен лепбук?
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал, так как в дошкольном возрасте лучше развито наглядно-образное мышление.
2. Это отличный способ для повторения изученного. В любое удобное время ребенок просто открывает лепбук и с радостью повторяет изученное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к школе.
4. Создание лепбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой предоставления итогов проекта (как в нашем случае) или тематической недели.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
• Учебные;
• Игровые;
• Поздравительные, праздничные;
• Автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.);
В зависимости от формы:
• Стандартная книжка с двумя разворотами;
• Папка с 3-5 разворотами;
• Книжка-гармошка;
• Фигурная папка.
Организация материала:
• Стандартные кармашки;
• Обычные и фигурные конверты;
• Кармашки-гармошки;
• Кармашки-книжки;
• Окошки и дверцы;
• Вращающиеся детали;
• Высовывающиеся детали;
• Карточки;
• Стрелки;
• Пазлы;
• Чистые листы для заметок и т. д.
С чего начать создание лепбука?
1. Определитесь с темой будущего лепбука. Тема может быть любая – вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. В нашем случае – дикие животные Подмосковья.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лепбука, т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших кармашков. Например: собери картинку, отгадай загадку, назови животное, кто что ест, кто где зимует, детеныши и животные, прочитай слово, расскажи историю, придумай слово на заданную букву и др.
3. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде, Пэйнте, выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.
4. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к изготовлению лепбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок.
Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.