Анна Шеремет
Детско-родительский проект «Помните-здоровье начинается со стопы»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский проект
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятий физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием.
Публикация «Детско-родительский проект „Помните-здоровье начинается со стопы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением её сводов. Оно различается в зависимости от причины возникновения по видам: врождённое, рахитическое, паралитическое, травматическое и статическое. Физиологическая слабость и хрупкость голеностопного сустава просто диктуют необходимость его укрепления с максимально раннего возраста.
Следует отметить, что в рамках плановой диспансеризации дошкольников 3-4 лет крайне редко проводятся осмотры врачом ортопедом в силу разных причин, поэтому в старшем возрасте мы наблюдаем удручающую картину свода стопы у многих детей.
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся.
Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду. Созданные в последние годы программы имеют чётко выраженный оздоровительный характер.
К сожалению, подходы обучения с позиций предметно–развивающей среды, позволяющей оптимизировать двигательную деятельность ребенка разработаны недостаточно подробно.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Выявление детей с деформациями стопы в среднем дошкольном возрасте и качественные улучшения их здоровья через создание системы профилактики плоскостопия в детском саду.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА. Организация работы группы ЛФК по результатам медицинского осмотра. Технологическое оснащение группы ЛФК. Создание предметно – развивающей среды в группе, физкультурной площадке и на участке детского сада. Приобщение родителей к коррекционной работе в домашних условиях.
Состояние стопы ребёнка является одним из показателей общего физического развития. Стопа обеспечивает вертикальное положение тела, амортизацию резких движений, тем самым значительно снижая риск травм позвоночника. Правильно развитая стопа обеспечивает качественное выполнение самых различных движений – бега, ходьбы, прыжков и др.
При плоскостопии отмечаются следующие симптомы:
- повышенная утомляемость во время ходьбы;
- при длительной ходьбе в течение дня – к концу дня боли в икроножных мышцах, боли в стопах и в области лодыжек;
- снижение физической работоспособности;
- головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы;
- изменение формы стопы, особенно в средней её части;
- появление (с возрастом) пяточных шпор, косточки выступающей возле большого пальца;
- стаптывание внутренней части каблука, на которую приходится большая нагрузка.
Стопа имеет сводчатое строение и является важным опорным и рессорным аппаратом, а также одним из активных периферических сосудистых насосов.
Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья ребёнка. Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвёртывания» стоп, болей в суставах (боли в коленных суставах могут имитировать ревматизм) и позвоночнике, головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп.
В возрасте 3-4 лет ещё не закончено формирование стопы, но уже можно получить косвенную информацию о её развитии, так как даже уже в раннем возрасте отмечена определённая связь между состоянием стопы и наличием ряда заболеваний (рахит, избыточная масса тела, слабость опорно – связочного аппарата у часто болеющих детей, последствия повышенного мышечного тонуса у детей с перинатальной энцефалопатией и др.).
Кроме того, по мнению некоторых специалистов, на стопе есть «представительства» всех внутренних органов, следовательно, воздействуя на стопу, мы активизируем весь организм.
В практической работе я столкнулась с тем, что поздние исследования стопы не позволяют выявить плоскостопие на ранней стадии его развития. Следовательно, специалисту в детском саду приходится не предотвращать возникновение плоскостопия, а уже корректировать его.
При этом следует отметить, что диагностика плоскостопия довольно проста, и её можно провести даже в домашних условиях, используя способ плантографии – отпечатка стоп во время стояния и ходьбы. При нормальном своде стопы внутренняя часть её подошвенной поверхности не оставит следа на бумаге, так как не соприкасается с ней. При резко выраженном плоскостопии на бумаге остаётся отпечаток всей подошвенной поверхности стопы.
Наглядно представленный материал для исследования (отпечаток ступни конкретного ребёнка в начале и конце проекта) позволяет очень чётко отследить качественное изменение состояния стопы в каждом отдельном случае, что свидетельствует о простоте и эффективности диагностического аппарата.
Я решила проверить, есть ли среди малышей моей группы детей, страдающие плоскостопием. В результате выяснилось, что практически здоровых детей у нас всего 14 человек. Для лечения плоскостопия я применяла физиотерапевтические методы, специальную физкультуру и массаж. Также я посчитала, что эффективным будет использование специальных методик, направленных на укрепление мышц стоп и улучшение кровообращения в них. Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо донести до родителей всю серьезность ситуации. Как важно укреплять его здоровье ежедневно и делать это не навязчиво.
Для решения проблемы плоскостопия были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми систематически.
В спальне была помещена «дорожка здоровья», по которой дети проходят отправляясь спать и после сна. В комплекс утренней гимнастики я включила такие упражнения, как ходьба на носочках, ходьба приставными шагами по гимнастической палке, канату, катание палки или мячика вперед- назад, опираясь стопами на её поверхность. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком. Стопа при этом рефлекторно «подбирается» укрепляются мышцы – супинаторы стоп.
Самые простые упражнения - это хождение по песку на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стопы, ходьба с поднятыми пальцами, с собранными в «кулачок». Чтобы у детей не пропал интерес, я старалась придумывать самые разнообразные игры. Детям нравилось рисовать на бумаге полоски и кружочки фломастером. Я подумала: «А почему не рисовать на песке?» Это детям так понравилось, что мы придумывали всё новые, и новые забавы. Во второй половине дня подгруппами, с помощью помощника воспитателя дети выполняют специальные комплексы упражнений, подобранные мною для моих детей. Мы рисовали на песке палочки и кружочки, солнышко и ёлочки. Делали ямки пяточками, собирали горки из песка стопами, танцевали на песке. С целью создания положительного эмоционального фона выполняли упражнения под музыку. Кроме того, использовались наглядные пособия (различные картинки, рисунки).
Мною было проведено родительское собрание, на котором я показала, как и какие упражнения необходимо проводить с детьми по профилактики плоскостопия. Вместе с моими воспитанниками мы подготовили наглядный фотоальбом, в котором показали, как правильно проводится профилактика плоскостопия. Так же для каждого родителя я подготовила памятки с упражнениями для профилактики плоскостопия.
Родители тоже проявили заинтересованность. Каждый хотел выяснить: все ли в порядке у его ребенка. Многие родители выражали обеспокоенность состоянием здоровья своих детей. Я проводила консультации, помещала нужную информацию в уголок для родителей, рекомендовала проводить с детьми для профилактики плоскостопия специальные игры и упражнения.
Многие родители после просмотра фотоальбома и проведения профилактических занятий дома, подходили ко мне повторно и рассказывали о том, что они заметили значительное улучшение общего состояния здоровья у своих детей.
Комплекс №1
1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
2. Ходьба боком по гимнастической палке.
Упражнения сидя на стуле:
1. И. п. – ноги на ширине ступни, руки на коленях. Поочередно отрывать от пола носки, вернуться в и. п., и затем поочередно отрывать от пола пятки. 2. «Сгребать песок». Пятки на полу. «Сгребать песок» всеми пятью пальцами. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Темп средний. Далее «отгребать песок» по тому же принципу.
3. Положить на пол шнурок или ленточку. Подбирая под себя носки, двигаем ленточку, захватывая ее пальчиками ног.
4. Положить под стопы гимнастическую палку и катать ее вперед-назад, опираясь стопами на ее поверхность.
5. Зажать пальцами правой ноги фломастер, рисуем круги на листе бумаги. Затем рисуем левой ногой
Комплекс №2
Упражнения сидя на полу
И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади.
1. Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально. Соединить большие пальцы, развести в стороны, мизинцами коснуться пола. 3-4- раза.
2. На полу – шарф, один конец которого держит воспитатель. Захватив пальцами ног шарф, ребенок тенят его к себе. Пятками пола не касаться.
3. Зажать мяч между голеностопными суставами. Удерживая мяч, приподнять ноги, согнуть их и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуть в и. п. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
4. Перед сидящими детьми высыпают грибы и ставят корзиночки. Задача детей собрать пальцами ног грибы в корзиночки.
5. Ребенок садится на пол и ставит ступню на теннисный мячик. Начинаем катать мячик от носка к пятке и обратно то левой, то правой ногой.
Комплекс №3
Упражнения стоя
1. И. п. – стопы параллельно на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднимаемся на носки и возвращаемся в и. п.
2. «Обезьянки». Воспитатель показывает детям, как ходит обезьянка: по земле точно так же, как и по дереву – на внешней стороне ступни, сжав пальцы ног внутрь, словно держась за невидимую ветку, слегка сгибая ноги в коленях.
3. Ходьба приставными шагами по толстому канату. Наступать на канат нужно средним отделом стопы.
4. Приседание с подниманием рук вперед. Нагрузка на передник отдел стопы. Повторять 6-8 раз.
5. Ходьба на пятках. Захватить пальцами ног платочки или карандаши и идти с ними на пятках
Комплекс №4
Упражнения с кеглями
1. «Перешагни». Кегли расставить на полу на расстоянии шага друг от друга. Перешагивать через них, высоко поднимая колени.
2. «Прыжки вокруг кегли». Легко прыгать вокруг кегли, стараясь не задеть ее.
3. «Перешагни через кеглю». Держать кеглю в опущенных руках за оба конца (как палку). Надо перешагнуть через нее, стараясь не задеть и не выпустить из рук.
4. «Подними». И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Захватить кеглю подошвами и приподнять ее.
5. И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Переставляем кеглю с места на место, не роняя ее.