Получи документы

Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты занятий №4 и №5

Нина Васильевна Шмакова
Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты занятий №4 и №5
▼ Скачать + Заказать документы

Н. Шмакова, педагог-психолог

В этой статье представлены конспекты двух занятий (№4, №5) игрового детско-родительского тренинга, направленного на коррекцию детских страхов и коррекцию детско-родительских взаимодействий. В приложении дается описание целей и содержания игр. Программа тренинга «Школа бесстрашия» разработана на основе авторской методики А. И. Захарова.

Структура и содержание занятия № 4

1. До начала занятия, пока собираются участники, организуется совместная детско-родительская деятельность по их выбору: рисование, сбор пазлов, конструирование, дидактические игры, чтение книги, конструирование из бумаги и др.)

Публикация «Детско-родительский тренинг „Школа Бесстрашия“: конспекты занятий №4 и №5» размещена в разделах

Примечание: впоследствии, на родительской встрече, помочь родителям проанализировать свою роль, свои воздействия на ребенка в совместной деятельности, насколько реализуется правило 3-х "П": принять, понять, признать.

2. Приветствие и продолжение знакомства: "Я – Владик. Больше всего Я люблю…". Цель: расширять образ «Я», учить видеть, что предпочтения могут быть самые разные; снижать уровень стеснительности; учить предъявлять себя группе.

3. Игра "Царство-государство". Устраняет страх замкнутого пространства с неожиданным воздействием, развивает уверенность, быстроту реакции (приложение 1).

4. Игра в парах «Доскажи слово». Цель: проявить самостоятельность и творчество в домысливании слова по первой его части. Условие: дети меняются мамами для игры.

5. Игра "Быстрые ответы". Цель: Снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, развивает сообразительность, находчивость, смекалку (приложение 2).

6. Игра «Алаверды». Цель: дать возможность каждому ребенку почувствовать себя лидером. Содержание: дети и взрослые стоят в кругу; каждый ребенок по очереди задает движение, которое все должны повторить. Упражнение выполняется под задорную музыку.

7. Игра «Тачка» Цель: согласованность движений, сосредоточенность на выполнении упражнения; обеспечение телесного контакта, положительных эмоций. Содержание: родитель держит ребенка за ноги, ребенок на руках передвигается в противоположную сторону зала.

8. Упражнение «Гномики и шишки». Цель: тренировка в физической саморегуляции: напряжение – расслабление (тяжелая шишка на плече - мышцы напряжены; положили шишку на землю – мышцы расслаблены).

9. Завершение дня: А) детям предложить сказать хорошие слова мамам. Б) мамы отмечают достижения детей на занятии.

10. Прощальный круг.

Домашнее задание: сделать мягкие тряпочные или поролоновые мячи к занятию №5

Структура и содержание занятия № 5

1. Приветствие и продолжение фразы «Я огорчаюсь, когда…»

Примечание: предварительно дать родителям установку: не связывать свои огорчения с детьми, их поведением, неуспехами.

2. Игра «Сражение». Цель: снятие страха в играх типа «куча-мала», снятие агрессивности, тренировка в переходе от «враждебности», «обиды» к перемирию; развитие ловкости, смелости, активности (приложение 3)

3. Игра «Рычи, лев, рычи»: активизация детей, страдающих скованностью и пассивностью, снятие напряжения у агрессивных детей.

Содержание: взрослые и дети «переговариваются» только рычанием, выражая эмоции: сердитость, недовольство, нападение (физически не прикасаясь, преследование, испуг, отступление и т. д. В конечном итоге «недоброжелательное» общение львов переходит в перемирие, рычание – в ласковое урчание, доброжелательность.

4. Благодарение детьми родителей (Интересно было играть с родителями? Хотите поблагодарить? Как это сделаете).

5. Прощальный круг.

Домашнее задание: Рисунки "Как я не боюсь…" и «Как я помогаю

маме» - к занятию № 6. К занятию № 7 сделать очень страшную маску.

Приложение 1

Игра «Царство-государство» (или: «Проникновение и выход из круга»(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997;

http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml)

Цель: Устраняет страх замкнутого пространства с неожиданным воздействием, развивает уверенность, быстроту реакции.

Взрослые и дети сцепленными руками образуют круг. Они закрывают глаза и твердо заявляют, что никто не сможет проникнуть в их царство-государство без их ведома, особенно ловкие мальчики и девочки (этим уже поощряются решительные действия детей). «Мы – охрана, встаем рано. Никого не пропустим в царство-государство. Особенно ловких мальчиков и девочек». Все играющие ходят с наружной стороны круга и пытаются проникнуть в него, незаметно проскользнув сквозь одну из пар. Но охрана начеку и быстро реагирует приседанием и опусканием рук на всякий подозрительный шум, тем более случайное прикосновение, то есть осуществить «коварный» замысел и проникнуть незамеченным весьма непросто. Если же цель достигнута и ребенок (или взрослый) находится в круге, он хлопает в ладоши, все открывают глаза и с удивлением «обнаруживают» проникшего в их закрытое от всех царство. Теперь задача - выйти из круга. Все снова закрывают глаза и повторяют не менее решительно, что ни за что и никогда не выпустят. Следует несколько попыток, и ребенок, очутившись за кругом, радостно хлопает в ладоши. Все опять широко открывают от изумления глаза и отдают должное ловкости и храбрости того, кто решился на это. После того, как в роли «нарушителя» побывают все дети и взрослые, игра повторяется при движущемся круге - хороводе.

Приложение 2

Игра «Быстрые ответы»

(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 19974;

http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml)

Цель: Снимает торможение, возникающее при внезапных вопросах, развивает сообразительность, находчивость, смекалку.

Участники стоят вдоль линии, ведущий - напротив. Он задает каждому участнику поочередно посильные для его возраста вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета: 1-2-3. Ограничение времени создает стрессовую ситуацию, поскольку после счета 3 ответ признается недействительным. При подходящем ответе производится перемещение участника игры вперед на один шаг. Таким образом, отвечающий опережает остальных. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания других. Это усиливает интерес к игре, так как никто не может быть заранее уверен, что именно он одержит победу. Надо создать условие, чтобы ребенок хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в себя и стать более уверенным перед лицом воображаемой или реальной опасности.

Вопросы должны носить доступный возрасту и шутливый характер, часто с «подковыркой», и на них можно отвечать «по-детски» или как полагается. Если ответа нет, он задержался или «не тот», то вопрос адресуется рядом стоящему до получения правильного ответа. Вопросы могут быть на любую тему, и умение их быстро придумывать, как и чередовать темы, как нельзя лучше развивает спонтанное мышление и творческую фантазию всех участников.

Образцы детских вопросов и ответов:

-Почему лягушки скачут? (ноги длинные)

-Как называется страна, где живут самые высокие люди? (Великания)

-Где живут самые маленькие люди? (Лилипутия)

-Почему крокодил зеленый? (живет в болоте)

-Почему мороженое холодное? (из холодильника)

-Почему птички поют? (весело)

-Почему Земля круглая? (такая получилась)

-Почему все кончается на «у»? (потому)

У взрослых можно спросить:

-Почему лампочка светит? (электричество)

-Почему Земля внутри горячая? (нагрели)

-Без чего не испечешь хлеб? (без корки)

-В какую посуду нельзя налить воду? (в полную)

-Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)

-Сколько лет Бабе Яге (много)

-Какое расстояние от Земли до Марса? (такое же как от Марса до Земли) и т. д.

Т. е, принимаются любые ответы детей («Верно!», «Вот какой молодец – ответил!», «Ну надо же… и про это знает!», «Удивил… Молодец!» и т. п.). Это придает игре веселый характер, снимает страх ошибиться.

Приложение 3

Игра «Сражение»

(из книги А. И. Захарова «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997;

http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml)

Игра "Сражение" - бросание мягкими (тряпочными, поролоновыми) мячами друг в друга из-за укрытия в виде стульев и кресел, поставленных напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Предметы нельзя бросать слишком сильно, главное – попасть и увернуться. Играющие разделяются на два лагеря, по одну сторону которого находится родитель, а по другую – ребенок. Вначале нужно «поссориться» - предъявить обвинения, высказать обиды, претензии, требования, то есть всячески раззадорить друг друга, и, в конце концов, объявить «войну». Тем, кто бросил все предметы, необходимо под продолжающимся «обстрелом» выйти из укрытия на «поле боя» и собрать «снаряды». Апогей игры – в «атаке» (сближении под прикрытием стульев) и «рукопашной схватке» (противоборстве). Заканчивается игра примирением, принесением взаимных извинений и рукопожатиями - «братанием».

Как и две предыдущие игры, «сражение» идет в обрамлении постоянных шутливых угроз и насмешек типа «простофиля», «мазила», «так тебе и надо» и т. д.

Литература:

1. Захаров А. И. Метод игровой коррекции, ЛГУ, 1974.

2. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста. ЛГУ, 1976

3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.

4. Захаров А. И. «Неврозы у детей», СПб, Дельта, 1996

5. Захаров А. И. «Что снится нашим детям», СПб, Дельта, 1997

6. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. М., Фолиум, Журнал практического психолога № 6 - 1996.

7. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб. : Издательство "Союз", 2004.

8. Зимбардо Ф. «Застенчивость», М., Педагогика, 1991

9. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997.

10. Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. М., Фолиум, ЖПП № 2 - 1998.

11. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., ИнтелТех, 1995.

12. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома», М., «Новая школа», 1993

13. Спиваковская А. С. "Профилактика детских неврозов", М., МГУ, 1988.

14. Чистякова М. И. «Психогимнастика», М., 1991

15. Шишова Т. Л. «Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно», СПб, Изд. «Речь», 2007

16. Шмакова Н. В. "Коррекция взаимодействия родителей с детьми в процессе игровых тренингов" Сб. "А. П. Усова и современность", Иркутск, ИГПУ, 1999.

17. http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml

Публикации по теме:

Программа детско-родительского тренинга «Школа бесстрашия». Коррекция детских страхов и детско-родительских взаимодействий Составитель ШМАКОВА Н. В., педагог-психолог высшей кв. категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема занятости родителей и недостаток времени для.

Наши конкурсные работыНаши конкурсные работы Это моя работа называется "Золотая рыбка". Она учавствовала в городском конкурсе "Солнечный зайчик"-2012 год в номинации "Моя сказка". Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты занятий №4 и №5
Опубликовано: 23 июля 2013 в 15:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детско-родительский тренинг «Школа Бесстрашия»: конспекты занятий №4 и №5» (включая файлы) размещена пользователем Нина Васильевна Шмакова (УИ 116614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД