Евгения Могильникова
Детское портфолио по программе «Вдохновение»
▼ Скачать + Заказать документы
Портфолио!
Портфолио – папка с разнообразными материалами, характеризующими индивидуальные особенности ребёнка, раскрывающими его способности и подтверждающие приобретение определённых умений.
Собранные и активно оформленные детские портфолио – это важный элемент педагогической деятельности и интересный материал для родителей, позволяющий привлечь их внимание к совместной работе со своим ребёнком, увлекательный сборник для самих детей, который дарит им возможность многое узнать о себе.
Объектами фиксации в портфолио должны быть достижения ребёнка!
Публикация «Детское портфолио по программе „Вдохновение“» размещена в разделах
Работа с портфолио требует систематичности! Заполнение портфолио – это общее дело, выполняется всеми участниками образовательного процесса: самим ребёнком, родителями, и педагогами, которые работают с ребёнком.
Важно, чтобы детское портфолио было разбито на определённые смысловые части. В данном портфолио – 5 разделов.
1 раздел – «Обо мне». В него входят 10 подразделов:
• «Это я» (содержат ответы на поставленные вопросы и заполняются взрослым под диктовку,
• «Я становлюсь старше» (каждые полгода фиксируют изменения в облике ребёнка, сюда наклеиваются фотографии; ребёнок знакомится с понятием времени, рассматривая фотографии на которых он изображён в разном возрасте).
• «Автопортрет» (ребёнок изображает сам себя, чем чаще ребёнок рисует сам себя, тем интереснее наблюдать за изменениями в его развитии).
• «Моя семья» (можно нарисовать или наклеить фотографии членов семьи, ребёнку очень важно осознавать себя в окружении своих близких и родных людей, здесь же можно записывать и рассказы ребёнка о своей семье)
• «Когда я вырасту» (фиксация представлений ребёнка о своём будущем, можно проследить как планы ребёнка на будущее будут меняться).
• «Я люблю» (предпочтения ребёнка, что он любит и что ему больше нравится. Ребёнок начинает понимать свои индивидуальные особенности, осознавать что со временем его предпочтения могут меняться).
• «Моя любимая книга» (размышления ребёнка о его любимой книге, заметке почему ему нравится книга, иллюстрация к книге, нарисованная самим ребёнком или герой из любимой сказки).
• «У меня хорошо получается» (у каждого человека есть сильные стороны – эту мысль очень важно привить ребёнку, понимание ребёнком своих сильных сторон и способностей развивает у него чувство гордости и уверенности в себе).
• «Истории обо мне» (с каждым человеком происходят забавные или печальные истории, которые хорошо запоминаются, на этой странице под диктовку записываются рассказы ребёнка).
• «Где я уже побывал» (сюда помещаются фотографии или рисунки ребёнка о тех местах, где он уже побывал (поездка на море, к бабушке, в зоопарк и т. д.)
2 раздел - «Я в детском саду» - раздел отражает видение ребёнка себя в детском саду, среди своих друзей. В него входит 6 подразделов:
• «Моё любимое место в детском саду». Это то место, где больше всего времени в группе проводит ребёнок. Необходимо выяснить, чем данное место привлекает ребёнка, чем ему нравиться там заниматься.
• «Моя группа» - размещается фотография группы, ребёнок называет имена своих сверстников, а воспитатель записывает под диктовку.
• «Мои друзья» - формирование дружеских связей ребёнка. По этой странице можно проследить как изменяются дружеские связи ребёнка, какие друзья остаются неизменными.
• «Праздник в моём детском саду» - здесь можно помещать не только фотографии с самих праздников, но и то как ребёнок готовиться к праздникам, как учит стихи, придумывает себе костюм и т. д.
• «История в фотографиях» - вклеиваются фотографии из повседневной жизни ребёнка в детском саду, рассказывают о занятиях ребёнка, о его участии в жизни группы и детского сада.
• «Что я думаю о детском саде» - мнение ребёнка о детском саде, которое может меняться от года к году.
3 раздел – «Над чем я сейчас работаю». Этот раздел демонстрирует конкретные шаги ребёнка на пути к достижению образовательных целей.
Здесь выделяют 8 подразделов:
• «Я учусь писать» - фиксируются первые попытки ребёнка писать буквы, а затем и слова, а позже, возможно и целые предложения.
• «Я учусь считать» - развитие у ребёнка счётных навыков отражаются на этих страницах. Ребёнок может написать число я радом рисунок, изображающий это число или количество предметов, соответствующих данному числу.
• «Я наблюдаю за природой» - фиксация разнообразных наблюдений за окружающей ребёнка природой, небольшие рассказы об открытиях, которые сделал ребёнок.
• «Я - человек». Ребёнок рисует человеческое тело во весь рост, постепенно ребёнок осознаёт, как устроено человеческое тело, со временем ребёнок рисует человека в движении.
• «Я провожу эксперимент» - зарисовки или описание какого-либо опыта, или эксперимента, ребёнок учиться анализировать, ставить цели, планировать этапы, предвидеть результат.
• «Моё творчество» - самые удачные рисунки детей помещаются на эту страницу.
• «Моё стихотворение» - фиксируются рифмы, короткие стихи, которые ребёнок сочинил в процессе игр, занятий, свободной деятельности, дома.
• «Мой рассказ» - фиксация, сочинённых детьми рассказов (могут быть реальные или фантастические).
Раздел 4 – «Чему я хочу научиться: мои цели». Содержит 3 подраздела.
• «Я хочу узнать/научиться». Фиксация целей, которые ставит перед собой ребёнок. Цели со временем могут меняться. Ребёнок должен быть уверен, что сможет достичь поставленной цели.
• «У меня возник вопрос». Фиксируются вопросы, которые интересны ребёнку. Они могут относиться к разным темам.
• «Получилось» - это страницы одни из самых важных! Здесь фиксируются цели, которые ребёнок уже достиг!
5 раздел – «Страницы для тебя». Данные страницы заполняет воспитатель или родители. Здесь отражается мнение взрослых о портфолио ребёнка, даются пожелания, похвала за достижения ребёнка.