Анна Вавилина
Детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность, сами ставить вопросы и получать на них фактически ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. Е. Тимирязев
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Публикация «Детское экспериментирование» размещена в разделах
Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства. Данная деятельность не задана взрослым, а строится самими детьми. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие затормаживается.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Познавательное развитие
- Ребенок имеет представление о том, что нужно делать в проблемных ситуациях, связанных с решением разнообразных повседневных задач (как подстричь волосы; как получить фотографию; к кому обратиться, чтобы вылечить больного; что делать, если не работает телефон или случиться пожар и т. д.);
- проявляет желание вести себя правильно по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком, и необходимую осторожность, находясь в разных условиях (в лесу, у водоема, на льду и т. д.);
- старается контролировать свое поведение; стремится осуществить принятые решения, доводить начатое дело до конца, соблюдать правила поведения, не нарушать закон;
- может следить за своим внешним видом и порядком вещей, стремиться помогать взрослым;
- владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения и рационального природопользования;
- умеет наблюдать, описывать и строить предложения по поводу исторического и географического содержания;
- способен классифицировать материальные свидетельства по хронологии (раньше люди гладили валиком, потом утюгом, в который клали горячие угли, сейчас электрическими утюгами) и их функции (металлическая палочка с острым концом, гусиное перо и фломастер нужны для того, чтобы ими писать и т. д.);
- владеет несложными символическими действиями, т. е. может составлять с помощью взрослого простые планы-схемы (группы, участки и т. д.) и карты с использованием условных обозначений, проходить простые маршруты внутри знакомых помещений и на участке внутри квартала, а также прокладывать и «проходить» маршруты по карте; может находить на карте знакомые города (свой район; район, где живут дедушка и бабушка и т. д.);
- имеет некоторые культурно-исторические представления о своей семье (где семья жила раньше, чем занимались дедушка и бабушка, чем их жизнь отличалась от нашей и т. д., об истории улицы, района и города;
- знает основные символы своего города и государства.
Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослыми экспериментирования
(в рамках темы «Освоение принципа сохранения количества, величины в процессе экспериментирования»)
[/b]
1. Как и почему вода льется? (Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого - большим потоком, из узкого - тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, её останется столько же; воды станет меньше, если её отлить)
2. Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок? (Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.)
3. Почему стучит крышка у чайника? Как увидеть пар? (Вода испаряется и её становиться меньше.)
4. Почему идет дождь? Почему идет снег? (Конденсация пара на крышке чайника.)
5. Можно ли унести воду в решете? (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)
6. Измеряем воду. (Вода в различных емкостях.) Поровну ли в емкостях воды? Как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?
7. Помоги умыть Хрюшу. (Вода и её взаимодействие с другими материалами и веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской, глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом, резиной.)
8. Бывает ли жидкий камень? (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло, олово.)
9. Зачем нужен нос? (Воздух и запах.)
10. Как увидеть воздух? Откуда дует ветер? (Флюгер)
11. Почему летит мыльный пузырь? (Что летает, не летает - мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют.)
12. Как сделать подарок ослику Иа? (Использовать резину - сжимается, принимает прежний вид; растягивается - принимает прежний вид; губку, эластичный бинт, автомобильную покрышку; бинт растянулся, он стал длиннее; губка сжалась, изменила форму.)
13. Почему глина лепиться? (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова - меняется форма, а не количество.)
14. Волшебный гвоздик. (Магнит и его свойства - притягивает железные предметы. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса.)
15. Как сделать из мухи слона? (Увеличительное стекло)
16. Как разжечь костер, если нет спичек? (Использовать увеличительное стекло)
17. Бывает ли стекло непрозрачным? (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки)