Получи документы

Детское экспериментирование: игры, оценка эффективности

Анна Чулкова
Детское экспериментирование: игры, оценка эффективности
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе в образовании всё больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования», - писал Н. Н. Поддьяков. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи, происходит накопление фонда умственных операций, развивается эмоциональная сфера ребенка и его творческие способности.

Публикация «Детское экспериментирование: игры, оценка эффективности» размещена в разделах

Вместе с тем, детское экспериментирование как метод обучения в практике ДОУ используется ещё не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Анализ различных современных образовательных программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, показал, что детское экспериментирование, если и рекомендуется, как метод обучения, то, начиная со старшего дошкольного возраста. Младший до-школьный возраст и тем более ранний – остаются в стороне. Хотя, по утверждениям психологов, исследовательская деятельность начинает развиваться у детей уже с раннего возраста.

Любовь детей к экспериментированию объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами в раннем детстве. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование.

При формировании у детей основ экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Творческая, исследовательская активность детей проявляется в самостоятельном выборе деятельности, в постановке цели, в выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предположений, в получении личностно-значимого результата.

Учитывая это, мы использовали разнообразные приемы повышения активности детей во время экспериментирования :

1. Чтобы обеспечить интерес к предстоящей деятельности, мы создавали актуальную мотивацию, использовали образные и эмоциональные приемы, подчеркивали значимость и необходимость участия каждого в деятельности.

2. Исследовательское поведение ребенка мы стимулировали в ходе поиска способа выполнения вопросами «Как?», «Что ты узнаешь при этом?».

3. Пытались обсуждать с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата: «Если так, то.», «Что изменится, если.».

4. Использовали различные приемы развития творческого воображения.

Постепенно происходило накопление детьми опыта инициативного поведения в когнитивной деятельности. Это, как правило, становилось их личным достижением и даже иногда переносилось в другие образовательные области: например, дети становились более инициативными в играх, в общении.

Мы подобрали систему игр-экспериментов с водой и воздухом такой степени сложности, которая, на наш взгляд, доступна детям 2-5 лет (см. в блоге).

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни и как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. Создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. С другой стороны, игры с водой всегда доступны и могут не просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, но служить средством познания окружающего мира. Они способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука», позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления. У детей формируется способность к наблюдению, развиваются навыки исследовательского поведения, они учатся делать простые умозаключения, суждения, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности. Игры с водой это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка, где развиваются коммуникативные и речевые способности.

Для осуществления мониторинга развития детей мы определили критерии оценки эффективности использования детского экспериментирования, а также подобрали диагностические методики, выявляющие динамику когнитивного и речевого развития детей.

Учитывая, что экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности после 5 лет, а мы имеем дело с детьми 2-4 лет, мы понимали, что важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивали не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думал, рассуждал. По выбранным критериям (предпочтение ребенка к виду деятельности, степень проявления интереса, активность участия ребенка в процессе экспериментирования и в обсуждении результата) нами были отобраны следующие методики:

Критерии:

1. Отношение детей к экспериментальной деятельности - Методика «Маленький исследователь».

2. Уровни сформированности экспериментальной деятельности - Карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью А. И. Ивановой.

3. Уровень развития познавательного интереса – Анкета «Изучение познавательных интересов» В. С. Юркевича.

4. Уровень знаний предметов и объектов неживой природы, развитие речи - Бесе-да с детьми, выявляющая уровень овладения детьми программой и развития связной речи.

Проведенная нами диагностика до и после серии игр-экспериментов показала положительную динамику когнитивного и речевого развития детей: увеличилось число детей, предпочитающих экспериментирование; хотя навыки данной деятельности еще не достигли высшего уровня в силу возрастных особенностей детей, заметно уменьшился низкий уровень развития этих навыков; несколько увеличился показатель познавательного интереса; уменьшилось количество детей с низким уровнем речевого развития.

Литература

1. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль. Академия развития, 2009.

2. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагоги-ческий вестник. - 1997. - №1. - С. 6.

3. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ, 2005.

4. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие / А. В. Чулкова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 220 с.

Публикации по теме:

Фото к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим: «Освобождение бусинок из ледянного плена»Фото к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим: «Освобождение бусинок из ледянного плена» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование: игры, оценка эффективности
Опубликовано: 22 июля 2013 в 23:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование: игры, оценка эффективности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Чулкова (УИ 116206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД