Климова Оксана
Девиантное поведение с раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Публикация «Девиантное поведение с раннего возраста» размещена в разделах
Для каждого периода детства характерны отхождения от поведенческих норм, обусловленные возрастным кризисом. Однако, когда подобные отхождения затягиваются, формируя стойкое деструктивное поведение, говорят о поведенческом расстройстве. Расстройствами поведения называют стабильный образ действий, характеризующийся отказом поддержания свойственных определенному возрасту правил, норм данного социума, а также нарушающих права других людей.
Подобный диагноз выставляется очень осторожно. Необходимо соответствие сразу нескольким критериям поведенческой дезорганизации, длящихся не менее 6 месяцев. Обязательно учитывается возраст больного. Например, вспышки ярости считаются нормой касательно 3-х летних детей, но у младших школьников подобный признак уже заставляет насторожиться. Отдельные, эпизодические нарушения образа действий во внимание не берутся.
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
• конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
• агрессивное отношение к животным, людям;
• разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
• лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
• открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
• скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
• скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Неблагоприятные социальные обстоятельства
Первый опыт взаимодействия с миром дети получают в условиях семьи. Для малышей нет ничего важнее родного дома и прочного эмоционального контакта с близкими. Если ребенок лишен полноценного окружения с ранних лет, скорее всего, это плохо скажется на его поведении в подростковом возрасте. Из числа основных причин зарождения негативных поведенческих тенденций можно выделить следующие:
Неполная семья.
Ребенок, воспитываемый бабушкой, одной мамой или отцом-одиночкой, при всем усердии со стороны взрослого, не получает целый пласт важных морально-нравственных представлений о человеческих взаимоотношениях. Такое «однобокое» воспитание очень часто приводит к негативным последствиям.
Гиперопека.
Растущий под гнетом неусыпного родительского контроля ребенок чувствует стабильную неуверенность в своих силах и испытывает существенный психологический дискомфорт, который по мере взросления усиливается. В итоге нередко получается так, что бунтующий подросток вырывается из-под удушающей заботы родных и круто изменяет свое поведение в плохую сторону.
Напряженные отношения в семье.
Если родители постоянно ссорятся, ругаются и кричат, это вводит чадо в стресс, который со временем может вылиться в агрессивное, неконтролируемое поведение.
Асоциальная семья.
Дети, растущие в таких семьях, берут пример с каждого домочадца и в итоге ориентируются на паразитический образ жизни, подражая родителям (совершают противоправные поступки, ступают на путь саморазрушения).
Слишком строгие правила, чрезмерная требовательность взрослых.
Плохое поведение малыша в семье, где царят жестокие законы, грубо и резко пресекается, а просто недостаточно хорошее (по меркам родителей) — порицается. К сожалению, вопреки ожиданиям строгих покровителей, подобное воспитание редко открывает приятные перспективы.
Социальное неравенство.
Ребенок, регулярно взаимодействующий с детьми из более обеспеченных семей, может чувствовать себя несчастным и ущемленным. Отсутствие денег порождает комплексы, гнев, зависть, чувство горечи из-за невозможности проявить свои таланты и реализовать мечты. Это в свою очередь не лучшим образом влияет на мироощущение и поведение.
Формальное воспитание.
Родители общаются с чадом сухо, не выражают нежность по отношению к нему, не стремятся к поддержанию доверительного общения. Воспитание ребенка выглядит как выполнение родительской обязанности, не более того. По факту это скрытая безнадзорность, а не полноценное воспитание.
Потворство девиантному поведению.
Родители никак не реагируют на отклоняющееся поведение малыша, тем самым способствуя укоренению дурных привычек и негативных поведенческих установок.