Лучший педагог года

Диада «мать-дитя» (родительско-детские отношения в раннем возрасте)

Ася Кузьмина
Диада «мать-дитя» (родительско-детские отношения в раннем возрасте)

Идея Д. Винникотта о том, что развитие ребенка происходит во взаимосвязи и взаимодействии с взрослым, акцентировала внимание на специфической взаимосвязи с субъективным миром матери. Любое событие на стадии раннего развития как нормальное, так и патологическое проходит определенную обработку внутри диады «мать-дитя». На ранних этапах развития ребенка велико значение не только ухода, как такового, но и отношений ребенка с матерью. Например, как психотические расстройства, так и расстройства телесного порядка, наблюдаемые у детей дошкольного, школьного возраста, часто имеют причиной защитные реакции раннего возраста и восходят к попыткам ребенка избавиться от тревоги, устранить, сделать незначащим - неблагополучие в окружении. Поэтому, расстройства привязанности, возникающие в раннем возрасте могут принять форму психосоматических нарушений, саморазрушающего поведения: зависимости, аутоагрессивное поведение и т. п., невротических расстройств, формирующихся расстройства личности.

Публикация «Диада „мать-дитя“ (родительско-детские отношения в раннем возрасте)» размещена в разделах

Личностные нарушения матери отражаются на развитии ребенка и являются следствием неудовлетворительных отношений между ними. В случае нарушений отношений мать не может предоставить ребенку правильных отношений или же особенности ее личности вынуждают мать нарушить нормальные отношения. В любом случае, личность матери действует как «психологический яд» (термин Р. Штица). Одной из причин девиантного родительства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Родитель, например, в детстве отвергался своей матерью, что привело к нарушению процесса идентификации как на уровне психологического пола, так и при формировании родительской роли. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет такому взрослому самому стать любящим и заботливым родителем. Таким образом, опыт, полученный родителем в детстве, оставляет аффективные следы о первых воспоминаниях о себе, своих привязанностях.

Работа психолога при семейных запросах всегда связана с реальным ребенком, с его реальными навыками и предельными возможностями, с его интересами и сопротивлениями. Но, часто ребенок, с которым работает психолог, сильно отличается от ребенка, существующего в представлении матери. Одним из путей заполнения пространства между реальным и воображаемым ребенком - плодом материнских фантазий, является работа с реальным ребенком в присутствии матери. Иногда достаточно выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Необходимо помнить, что за проблемой, предъявляемой взрослыми как проблема ребенка, нередко стоят собственные проблемы взрослых, так что ситуация запроса к психологу становится двусмысленной.

Психологу важно выделять специфические примеры позитивного поведения родителей и родительской чуткости, проявленных при взаимодействии и толковании поведения детей. Сосредоточение на тех аспектах, в которых семья и психолог соглашаются друг с другом, доносит искреннее чувство заботы и благожелательности специалиста. Именно тогда большинство семей начинает понимать, что цель терапии — позитивная по своей природе и что психолог будет обращаться к решению проблем, используя компетенцию и силу членов семьи.

Таким образом, ранние объектные отношения проявляются через различные формы и способы поддержания контактов с ребенком, сопровождающихся определенным эмоциональным фоном и оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. Обычная забота матери о ребенке предполагает, что мать постоянно исправляет свои ошибки. Промахи в данном процессе неизбежны, но они должны быть соединены с заботливым стремлением их исправить. Когда промахи не исправляются, то наступает депривация – за неисправленными промахами идет снова опыт неисправленных. Тогда ребенок будет страдать, его развитие будет нарушаться, а коммуникация прерываться. Эти травмы оставляют психологические рубцы, которые дадут о себе знать позднее. На первом году жизни у ребенка отсутствует надежно установленная, дифференцированная психическая структура. Поэтому, если раздражители оказываются достаточно сильными, происходит прорыв барьера стимулов, что может привести к негативному изменению недифференцированной личности младенца.

Важность изучения различных психических и поведенческих расстройств в раннем возрасте обусловлена тяжестью патологических нарушений. Одни из важных аспектов данной проблематики - искаженные родительско-детские отношения и расстройства привязанности. Поэтому эта тема актуальна как для теоретиков, так и для практиков-психологов.

Публикации по теме:

Игра в социально-личностном развитии дошкольника В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников, являющегося одним из компонентов Государственного.

Сердце матери Сердце материЛюбовь Сорокина автор Святая истина, Что сердце матери В тревоге за детей Болит всегда. И сколько б ни было Её ребёнку лет,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диада «мать-дитя» (родительско-детские отношения в раннем возрасте)
Опубликовано: 24 марта 2015 в 11:16
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД