МААМ-картинки

Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть I

Людмила Санферова
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть I

Для определения уровня личностного и умственного развития мы выбрали из огромного количества методик те, которые, с нашей точки зрения, наиболее информативны, прогностичны, и вместе с тем достаточно удобны и просты для использования в ситуации тестового испытания при приёме в школу. Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени, чтобы материал заданий был наглядным и интересным для ребёнка.

Публикация «Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, Часть I» размещена в разделах

При решении этой задачи мы опирались на теоретические представления отечественной психологии о возрастной периодизации и кризисах развития ребёнка, о ведущей деятельности и новообразованиях в каждом периоде развития. Эти положения применительно к готовности к школьному обучению нашли своё отражение в «Основных показателях готовности детей к школьному обучению», принятых в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР в конце 80-х годов.

Предлагаемый набор методик является целостным диагностическим комплексом, позволяющим увидеть состояние всех наиболее важных для адаптации к школьному обучению сторон психики ребёнка.

Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания (внесённые по просьбе учителей начальных классов, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень педагогической готовности ребёнка к школе.

Педагогическая готовность – это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребёнка к моменту поступления в школу. Под этим, как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать. Своеобразие данного набора методик заключается в том, что он предназначен, прежде всего, для учителей начальных классов, учителей – дефектологов, которые по существу, занимаются записью детей в школу и формированием классов.

Диагностика готовности к школе проходит в режиме индивидуального диалога педагога с ребёнком и состоит из двух частей.

1. Беседа.

Цель беседы – установление контакта с ребёнком.

В ходе беседы специалисты не только устанавливают контакт с ребёнком, но и выясняют, какова специфика речи ребёнка, оценивается уровень общей осведомлённости ребёнка.

Перечень вопросов:

• Назови свою фамилию, имя и отчество.

• Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

• У тебя есть брат (сестра, кто старше?

• Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года? Сколько лет тебе было год назад?

• Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.

• Кем работает твой папа? Кем работает твоя мама?

• Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

• Сейчас утро или вечер (день или утро?

• Зачем нужны в школе звонок, парта?

2. Тестирование.

1) «Нелепицы».

Данная методика позволяет выявить способности у ребёнка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения.

Стимульный материал: рисунок, содержащий большое количество «нелепостей» (вещей, которые в реальной жизни невозможны).

Проведение обследования.

Ребёнку предлагается картинка со словами: «Посмотри, какая у меня картинка», «ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?»

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- стратегия деятельности;

- оценка объёма и характера необходимой помощи при обучении;

- отношение к своим ошибкам;

В норме дети воспринимают картины с улыбкой, смехом и удивлением. Они рассматривают такую картину целенаправленно, в определённой последовательности (сверху вниз, слева направо, стараясь не пропустить ни одной нелепости.

2) «Доски Сегена».

Данная методика используется для оценки уровня развития зрительно - пространственной ориентировки, способности ребёнка к осмыслению новых способов действия, сформированности действий идентификации и моделирования.

Стимульный материал: Доска с углублениями – пазами, в которые вложены геометрические фигуры, точно соответствующие пазам.

Проведение обследования.

Ребёнку предъявляется доска с уложенными в неё вкладками, затем высыпают их на стол, после чего предлагают вложить все кусочки на свои места.

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- уровень доступной сложности при выполнении задания;

- стратегия деятельности;

- отношение к своим ошибкам;

- обучаемость ребёнка.

В норме, при выполнении этого задания, ребёнок должен использовать метод зрительного соотнесения с единичными ошибками, которые исправляют самостоятельно.

3) «Геометрические фигуры».

Данная методика позволяет увидеть, насколько ребёнок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство.

Стимульный материал.

Вырезанные фигурки и образец фигуры.

Проведение обследования.

На стол перед ребёнком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребёнку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.

4) Последовательные картинки.

Данная методика позволяет выявить уровень сформированности у ребёнка причинно - следственных, пространственно - временных, логических связей, а также уровень монологический речи.

Стимульный материал: сюжетный ряд из 6 – 8 картинок.

Проведение обследования.

Ребёнку предлагают рассмотреть сюжетный ряд и говорят:

а) «У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую - нибудь историю».

б) «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание».

Анализируемые показатели.

- принятие и понимание задания;

- доступный уровень сложности;

- соответствие рассказа ребёнка созданной им последовательности картинок, адекватность названия;

- логичность и связность самого рассказа;

- уровень речевого развития, в том числе возможность дать название сложенной последовательности;

- пространственная ориентация разложенных ребёнком картинок;

- критичность ребёнка к результатам собственной деятельности.

В норме дети принимают и понимают задние, справляются с ним без труда. Допустимой является незначительная помощь при составлении рассказа (уточняющие вопросы).

5) «Запрещённые слова».

Данная методика позволяет судить о сформированности произвольности у ребёнка, а также о развитии его речи и общей осведомлённости.

Проведение обследования.

«Я предлагают тебе поиграть в игру «ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте». Я буду задавать тебе вопросы, а ты – отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова «ДА» и «НЕТ» и нельзя называть никакие ЦВЕТА.

1. Кошки живут в воде?

2. Летом небо какое?

3. Вода мокрая?

4. Взрослые любят играть?

5. Ты мальчик?

6. Какие ты любишь яблоки?

7. У меня глаза какие (сделать ребёнку «глазки»?

8. На тебе одежда прозрачная?

9. Снег чёрный?

10. Летом трава какая?

11. Крокодилы летают?

12. Холодильник какой?

6) «Ключи».

Данная методика направлена на диагностику сформированности у ребёнка умения выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этой методики педагог может сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребёнка и о возможном левшестве.

Стимульный материал.

Карточки, с изображёнными на ней предметами (ключами, которые изменяются по четырём признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая, форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и тремя зубцами, по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три).

Проведение обследования.

Педагог предъявляет ребёнку карточку, с нарисованными на ней ключами и говорит при этом: «Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом всё – таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его вот здесь (дать ребёнку Анкету – протокол с недорисованным шаблоном).

Продолжение следует.

Публикации по теме:

«Я — первоклашка!» Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли ваш ребенок к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли.

Особенности гендерных проявлений мотивационной готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно.

Консультация «Характеристика готовности ребенка к школьному обучению» Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу.

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе» Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей. Ежегодное.

Консультация «Критерии оценки готовности детей к школьному обучению и определение актуальных направлений развивающей работы» Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период очень труден.

Психологическая готовность детей к школьному обучениюПсихологическая готовность детей к школьному обучению Вот и подходит к завершению учебный год. В школах прозвенят последние звонки, а в детских садах выпускные баллы. Воспитанники подготовительной.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Поступление в школу – важный момент в жизни каждого ребенка. Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети были максимально подготовлены.

Родительское собрание: «Готовность ребенка к школьному обучению» 1- й слайд: Здравствуйте уважаемые родители! На этом родительском собрании мы поговорим с вами о готовности ребенка к школьному обучению.

Родительское собрание «Подготовка к школьному обучению» Родительское собрание" подготовка к школьному обучению". «Рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению». Родительское собрание.

Родительское собрание «Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения» ТЕМА: "Проблемы личностной готовности ребенка к школьному обучению и пути их решения" Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению. Часть I
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 12:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД