МААМ-картинки

Диагностика и коррекция чувства страха у детей дошкольного возраста (2 фото)

Жанна Вендина
Диагностика и коррекция чувства страха у детей дошкольного возраста

Страхвнутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.

В животном мире страх — эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи.

Фобия (от греч. «страх», боязнь — симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта.

Публикация «Диагностика и коррекция чувства страха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определённых объектов, видов деятельности или ситуаций.

Страхи можно разделить на два вида:

1. Врожденные – выступают как часть механизма инстинкта самосохранения.

2. Приобретенные – вследствие получения негативного опыта, либо же, навязанные ближайшим окружением.

Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Существует несколько неочевидных причин, которые могут лежать в основе детских страхов:

1. Гиперопека

Ребёнок подвергается чрезмерной опеке со стороны родителей, постоянно слышит о том, что на каждом углу его ждет опасность. Это делает малыша неуверенным в себе и боязливым.

2. Недостаток внимания родителей

Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи.

3. Недостаток физической активности

Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.

4. Агрессия матери по отношению к ребенку

Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.

5. Нестабильная атмосфера в семье

Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.

6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств

Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Возрастная динамика возникновения страхов

0-5 месяцев:

страх перед внезапным шумом и ярким светом

6-8 месяцев:

страх глубины или чужаков

1 – 2 года:

страх разлуки, который постепенно рассеивается по мере осознания родительской любви

2-3 года:

• страхи, связанные с приучением к чистоплотности;

• страх быть покинутым - привязавшись к семье, ребенок чувствует свою зависимость от родителей и очень опасается их ухода;

• страх темноты. Сама по себе темнота не страшна, однако в темноте исчезает то, что было известно и знакомо ребенку. Предметы, на которые он смотрел в свете дня, выглядят во мраке иначе, и ему трудно их узнать.

3-6 лет:

• появляются страхи, связанные с физической цельностью тела;

• боязнь животных;

• страх темноты;

• т. к. границы между фантазией и реальностью еще размыты, возрастает агрессивность и усиливаются страхи перед чудовищами и ведьмами

6-7 лет:

• страх быть отвергнутым окружением;

• страх потерпеть неудачу и стать объектом насмешек учителей и товарищей;

• страх гибели. Ребенок осознаёт, что время течет в одном направлении, и это подводит его к теме смерти, усиливая трепет перед ней.

Превалирующие страхи

у детей 5-7 лет

2009 год

В 2009 году нами было проведено первое исследование чувства страха у детей. В диагностике участвовало 32 ребёнка старшего дошкольного возраста, проживавшие в г. Курганинске Краснодарского края. Обследование проводилось с помощью методик «Нарисуй свой страх» (А. И. Захарова в модификации М. А. Панфиловой) и «Страхи в домиках» (А. И. Захарова). Некоторые дети из семей, пострадавших от наводнения, потому в их рисунках отражены боязнь перед стихией, наводнением, глубиной (см. Диаграмма№1).

Диаграмма №1

Диагностика и коррекция чувства страха у детей дошкольного возраста

Превалирующие страхи

у детей 5-7 лет

2019 год

В 2019 году нами было проведено повторное исследование чувства страха у детей. В диагностике участвовало 84 ребёнка старшего дошкольного возраста, воспитанники МБДОУ №22, г. Майкопа. Обследование проводилось так же, с помощью методики «Нарисуй свой страх» (А. И. Захарова, в модификации М. А. Панфиловой). Наиболее выраженными были страхи, связанные с фильмами ужасов компьютерными играми в жанре хоррор (см. Диаграмма№2)

Диаграмма №2

Фото №1 Страх внутреннее состояние обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием

Следует отметить, что в исследовании принимали участие воспитанники трёх подготовительных групп, назовём их: «Группа №1», «Группа №2» и «Групппа№3».

Во время наблюдения за игровой деятельностью групп №1 и №2, дети «проигрывали» сюжеты из фильмов ужасов и компьютерных игр. Так, например, дети играли в «Зомби», «Мишку Фредди» и «Бабку Гренни», воспитатели не поощряли этих игр, но и ни как не воспрепятствовали им. В 80% рисунков воспитанников этих групп отображался страх перед данными персонажами. Возможно, игра в данном случае производила неосознанный коррекционный эффект, т. к. выплёскивая, «переживая» негативные эмоции в процессе игры, дети преодолевали чувство страха перед тем или иным персонажем. Однако, данная ситуация имеет и обратный эффект для детей, не знающих о существовании подобных персонажей: в процессе игры, они узнают, что существует некое страшное существо, которого нужно бояться. В рисунках таких детей данный персонаж не похож на изображение в фильме или игре, однако ребёнок чётко обозначает его название, например: «Это клоун «ОНО», он охотится на детей».

В группе №3 воспитатели запрещали детям играть в подобные игры и как-либо упоминать существование в реале подобных персонажей, указывая на то, что они выдуманы. Страх перед подобными персонажами отображался только в 15% рисунков испытуемых и не навязывался другим детям.

Построение коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста основывается на игровой деятельности и строится в соответствии с возрастом и спецификой чувства страха ребёнка. Она может быть групповой и индивидуальной. Так, если ребенок испытывает, так называемые «социальные» страхи – боязнь быть в новом коллективе, страх перед выступлениями и т. д., то лучше всего включить его в малую терапевтическую группу, внутри которой будут созданы тёплые, доверительные отношения и ребенок сможет получить поддержку от других членов группы.

Если это страх, связанный с нарушениями в общении с семьёй, страх перед наказанием, боязнь сделать что-то не так, то необходимо провести предварительную работу непосредственно с самими родителями, а после включить в данную работу и самого ребёнка.

Боязнь перед персонажами компьютерных игр, фильмов ужасов, темнотой, боязнь диких животных можно корректировать как в группе, так и индивидуально, предварительно установив причину возникновения чувства страха у ребёнка.

Поводом для углублённой индивидуальной коррекционной работы может стать чрезмерная подверженность ребёнка чувству страха, определить которую можно, в том числе и с помощью физических проявлений организма ребёнка во время диагностики: плаксивость, чрезмерная потливость, тремор конечностей, запинка речи, а так же замкнутость и отказ от деятельности.

Приведём наглядный пример.

Испытуемая В., 6 лет, воспитывается в полной семье, входящей в группу риска. Мать девочки состоит на учёте в психоневрологическом диспансере, периодически помещается на лечение в клинику, в связи с анорексией, возникающей на почве психического расстройства. В семье так же есть старшая дочь, имеющая отклонения в развитии. Сама же испытуемая нарушений в развитии не имеет, активна, коммуникабельна, пользуется любовью и уважением среди сверстников, воспитатели характеризуют её с положительной стороны.

Обследование проводилось в группе. Детям зачитывалась сказка о «Художнике и Страхе», после чего предлагалось нарисовать свой собственный страх, по окончании с каждым ребёнком проводилась индивидуальная беседа по рисунку.

Во время диагностики испытуемая долго не могла приступить к работе, переворачивала рисунок и рисовала с обратной стороны листа. Хорошо было заметно волнение и неуверенность. Рисунок закончила последней, но когда дело дошло до беседы, не смогла ответить на вопросы, т. к. с ней случилась истерика: плакала, не хотела говорить, дрожала. Договорились о том, что она немного поиграет, отвлечётся, а потом будет проведена повторная беседа.

После того, как ребёнок успокоился, вновь приступили к беседе по рисунку. Девочка во время беседы предпочла сидеть на коленях у психолога, таким образом, получая дополнительное чувство защиты. На оной стороне листа девочка изобразила плюшевого медведя из глаз которого текла кровь. На обратной стороне был изображен тот же медведь только с обычными глазами. Но к полноценной беседе по рисунку удалось приступить только после того, как вместе с девочкой медведю пририсовали улыбку. Девочка пояснила, что дома, в её спальне на шкафу сидит игрушечный медвежонок, у которого оторвались глаза и порван бок и что когда ночью выключается свет, ей кажется, что у медведя из глаз течет кровь и он хочет её напугать. Так же, девочка пояснила, что неоднократно говорила об этом маме, но та не реагировала на её переживания, а только усиливала страх, пугая тем, что если она не уснёт, то медведь ей заберёт.

По ходу беседы девочке было предложено изменить рисунок, пририсовав реснички и бантик медведю, и придумать историю о том, что у мишки просто заболели глазки, но она его обязательно вылечит, тем самым первично сняв психоэмоциональное напряжение перед раздражителем и улучшив эмоциональный фон ребёнка.

Вторым этапом, стала непосредственно, психологическая консультация с мамой, в ходе которой было установлено, что ребенок нуждается в большей поддержке и внимании со стороны матери. Так же, маме было предложено принести в сад игрушку, которая послужила катализатором чувства страха.

На третьем этапе было проведено коррекционное занятие с девочкой, во время которого она выступила в роли доктора, «вылечившего» медвежонка, приклеив ему новые глаза, и зашив порванный бок.

Совместное коррекционное занятие, направленное на установление более тёплых, доверительных взаимоотношений между матерью и ребёнком, было решено не проводить, ввиду психического расстройства матери.

Итогом коррекционной работы, стало полное избавление ребёнка от чувства страха перед игрушкой, а так же избавление от боязни темноты. Дальнейшее наблюдение показало, что и взаимоотношения между матерью и ребёнком улучшились - она стала более внимательна к проблемам ребёнка.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:

1. Необходимо своевременно проводить профилактическую работу со всеми участниками образовательного процесса, направленную на устранение факторов, влияющих на формирование чувства страха у детей.

2. Своевременная диагностика и коррекция чувства страха у детей способствует устранению барьеров и трудностей в психологическом развитии детей, способствует гармонизации развития личности ребёнка.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем и от степени успешности в их преодолении зависит дальнейшее развитие личности ребёнка. Педагогам и родителям важно научиться понимать и принимать детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами и своевременно оказывать помощь и поддержку. Все, что требуется от взрослых в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх ребёнка, и найти правильный способ борьбы с этим страхом.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Конспект беседы с детьми дошкольного возраста о крылатой поговорке «У страха глаза велики»Конспект беседы с детьми дошкольного возраста о крылатой поговорке «У страха глаза велики» Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шарыгиной Ребята! Слышали вы такую поговорку «У страха глаза велики?» - Знаете, что.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Стихи для детей из серии «Чувства. Эмоции»Стихи для детей из серии «Чувства. Эмоции» Все мы в своей жизни испытываем те или иные эмоции и чувства, часто ловлю моменты их яркого выражения среди своих воспитанников в детском.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Диагностика и коррекция чувства страха у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 11:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД