Получи документы

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста (9 фото)

Соня
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста.

Процедура и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: Особенности проявления нарушений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и методы их коррекции.

Публикация «Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Предмет исследования: негативные эмоциональные состояния (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность) в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: провести экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекцию у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Определить процедуру и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Составить и апробировать программу коррекции и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проверить эффективность применения составленной программы коррекции и развития направленной на формирование и развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с помощью повторной диагностики.

5. Сформировать рекомендации для педагогов и родителей.

Гипотеза: мы предполагаем, что наиболее характерными эмоциональными нарушениями в старшем дошкольном возрасте являются негативные эмоциональные состояния, которые выражаются в поведении ребенка (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность).

В обследование принимали участие воспитанники старшей группы «Смешараки» МБДОУ «Зеленогорский детский сад», в количестве 10 человек, в возрасте от 5 до 6 лет, из них 4 мальчика и 6 девочек.

Для проведения исследования нами был подобран комплекс психодиагностических методик, которые раскрывают эмоциональные особенности детей старшего дошкольного возраста. Психодиагностический инструментарий включал в себя следующие методики:

- графическую методику «Кактус» М. А. Панфиловой;

- проективная методика «Дом – Дерево – Человек»;

- авторский тест «Распознавание эмоций» Г. Л. Бардиер;

Рассмотрим эти методики более подробно.

1. Графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой. Методика предназначена для работы с детьми, начиная с дошкольного возраста. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие тревожности, агрессивности, а так же определить ее направления и сферы.

2. Рисуночный тест «Дом – Дерево - Человек». Данную проективную методику исследования эмоционального состояния дошкольников предложил американский психолог Дж. Буком в 1948 г., он разработал систему интерпретации теста «Дом – Дерево - Человек». Эта методика позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

3. Тест «Распознавание эмоций» Г. Л. Бардиер (авторский тест).

Цель этого теста: проверка способностей ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций.

Ребенку предлагается рассмотреть 8 рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собой какой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом отдельном случае ребенку необходимо понять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, которые отражены в мимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных ситуаций сопровождаются специальными вопросами, которые подсказывают ребенку поиск нужного изображения.

Инструкция:

Ряд 1. «Посмотри на этих гномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»

Ряд 2. «Кто из гномиков потерял свой портрет?»

Ряд 3. «С кем из гномиков подружится девочка? Почему?»

Ряд 4. «Почему изменилось выражение лица у Чебурашки?»; «Что он чувствует на первой картинке? на средней картинке? в конце?»

Ряд 5. «Кто из друзей передразнивает Бабу-ягу?»

Ряд 6. Ребенка спрашивают: «Кого из них передразнивает (копирует) Баба-Яга?»

Ряд 7. «Покажи здесь самую любознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можно пояснить: которой что-то интересно, что-то ее занимает, удивляет, привлекает)».

Ряд 8. «Как ты думаешь, удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»; «Посмотри внимательно на ворону, которая улетает, что она чувствует? Как ты думаешь, почему?»

Интерпретация. Каждый правильный ответ на первый вопрос к картинкам – ситуациям оценивается в один балл. Если ребенок дает полный ответ на второй вопрос к четвертой картинке – ситуации, он получает 2 балла.

Если на первый вопрос к 8-й картинки - ситуации ребенок дает правильный отрицательный ответ (нет) обосновывая свой ответ удачными действиями червяка или какими-либо другими объективными причинами, но не как эмоциями огорчения и досады у вороны, то ответ не засчитывается и ставится 0 баллов. Если после второго вопроса ребенок правильно понимает связь между любой отрицательной эмоцией вороны (расстроилась, загрустила, обиделась, рассердилась, и т. д.) и ее неудачной попыткой съесть червяка начисляется 0,5 балла. Ребенку также начисляются 0,5 балла, если он на первый вопрос к любой картинки - ситуации дает неправильный отрицательный ответ, но затем исправляет его на правильный, не получив одобрения взрослого по поводу первого ответа. Если на первый вопрос к 3-й ситуации ребенок останавливает свой выбор на последнем гномике, то ребенку дается 0,5 балла («Так как, гномик рассердился, что девочку обидели»). Максимальная оценка за тест - 10 баллов.

Средние показатели успешности:

Для детей 5,5 лет - 6,5 балла;

Для детей 6 лет - 7 баллов.

Далее проводится качественный анализ результатов.

Анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В данном разделе работы мы приведем анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В самом начале нашего исследования, для подробной диагностики состояния эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, нами была применена графическая проективная методика «Кактус».

При обработке данных уровни выраженности эмоциональных особенностей каждого отдельно взятого ребенка заносились в сводную таблицу 1, отсутствие показателя отмечалось цифрой «0», некоторая выраженность показателя – цифрой «1», явная выраженность показателя - цифрой «2» (Приложение 4).

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста

Результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста отражены в таблице 1.

Фото №1 Экспериментальное

Наиболее наглядно результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста представлены на рис. 1.

Фото №2 Исследовательская деятельность исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей

Из таблицы и диаграммы видно, что по результатам обработанных данных можно интерпретировать следующие показатели процентного отношения особенностей эмоциональной сферы у респондентов.

«Устойчивая характеристика личности, которая отражает ее предрасположенность к поведению, целью которой является причинение вреда окружающим, называется агрессивностью. В наше время проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. К агрессивности относят следующие признаки жесткость, драчливость, избыточную активность, непослушание, вспышки раздражительности. У большого количества детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз, а также отмечаются случаи смешанной физической агрессии».

«Основными причинами проявлений детской агрессивности считаются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого человека, с целью подчеркнуть свое превосходство».

У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности агрессивности, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности агрессивности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков агрессивности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию агрессивности (см. рис. №1).

«Черта характера, которая выражается в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний называется импульсивностью. Как возрастная особенность импульсивность преимущественно проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за своим поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности поддается коррекции».

У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности импульсивности, у 3 респондентов - 30% выявлен средний уровень выраженности импульсивности, у 2 респондентов - 20% не было выявлено признаков импульсивности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 8 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию импульсивности (см. рис. №1).

Стремление ребенка быть в центре всех происходящих с ним событий называется эгоцентризмом.

У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень выраженности эгоцентризма, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности эгоцентризма, у 4 респондентов - 40% не было выявлено признаков эгоцентризма. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 6 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию эгоцентризма (см. рис. №1).

У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности эгоцентризма, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности эгоцентризма, у 1 респондентов - 10% не было выявлено признаков эгоцентризма. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 9 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как неуверенность в себе (см. рис. №1).

Особенность личности, которая связанна с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих называется демонстративнностью, открытостью. Дети, которым присуще это свойство, ведут себя манерно. Их утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для детей с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративных детей - нехватка похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы дисциплины, но и на учебные требования воспитателя. Дети не могут овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно заниматься из-за не принятия учебных задач, периодически «выпадая» из процесса обучения.

По свойству демонстративность - открытость, нами также был проведен анализ процентного отношения уровня выраженности у детей старшего дошкольного возраста, так: у 6 человек - 60% респондентов выявлен высокий уровень выраженности демонстративности -т открытости, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности демонстративности - открытости, у 2 респондентов - 20% не было выявлено признаков демонстративности - открытости. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 8 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как демонстративность, открытость (см. рис. №1).

Такое свойство эмоциональной сферы как скрытность, осторожность характеризуется противоположным демонстративности признаком.

У 3 человек - 30% респондентов выявлен высокий уровень выраженности скрытности, осторожности, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности, скрытности, осторожности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков скрытности, осторожности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 7 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как скрытность, осторожность (см. рис. №1).

«Тревожность является характеристикой эмоционального состояния ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы. В результатах по этой шкале отражается общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы. Данная характеристика является очень значимой, так как влияет на весь процесс адаптации первоклассника».

У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень тревожности, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности тревожности, у 1 респондента - 10% не было выявлено признаков тревожности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 9 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как тревожность (см. рис. №1).

Ориентация детей на внешние обстоятельства, на окружающие их объекты называется экстравертированностью. Объективный мир вещей и явлений даёт экстравертам силы быть деятельными и общительными людьми. Дети - экстраверты очень хорошо и быстро адаптируются в обществе, легко идут на межличностные контакты. Обычно это достаточно шумные дети, приносящие взрослым немало беспокойства. Из-за несколько излишней вовлеченности в жизнь общества таким детям сложнее сосредоточиться, поэтому в учёбе им стоит проявлять чуть больше упорства».

У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень экстравертированности, у 1 респондентов - 10% выявлен средний уровень выраженности экстравертированности, у 5 респондентов - 50% не было выявлено признаков. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как экстравертированности (см. рис. №1).

Ориентация на собственные переживания, свой внутренний мир называется интровертированностью. Интересы такого ребенка обращены вовнутрь себя - к собственным идеям и мыслям, к своим собственным фантазиям и духовному миру. Дети - интроверты внешне чувствительны, застенчивы, обычно весьма скрытны и необщительны. За внешней сдержанностью интровертов порою скрывается неуверенность в себе.

У 1 человека - 10% респондентов выявлен высокий уровень интровертированности, у 5 респондентов - 50% выявлен средний уровень выраженности интровертированности, у 4 респондентов - 40% не было выявлено признаков интровертированности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 6 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы интровертированность (см. рис. №1).

У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень стремления к домашней защите, чувство семейной общности, у 3 респондентов - 30% выявлен средний уровень выраженности стремления к домашней защите, чувства семейной общности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков стремления к домашней защите, чувства семейной общности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 7 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как стремления к домашней защите, чувство семейной общности (см. рис. №1).

У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень выраженности отсутствия стремления к домашней защите, чувство одиночества, у 1 респондента - 10% выявлен средний уровень выраженности отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества, у 5 респондентов - 50% не было выявлено признаков отсутствия стремления к домашней защите, чувство одиночества. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как стремления к домашней защите, чувство семейной общности (см. рис. №1).

Далее для выявления у детей старшего дошкольного возраста таких эмоциональных показателей как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство полноценности, враждебность, конфликтность - фрустация, трудности общения, депрессивность нами был применен проективный рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек».

По данной методике нами были получены результаты, которые отражены в сводной таблице 2 (Приложение 5).

Фото №3 Старшая группа старшего дошкольного возраста

Результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста по группе в целом отражены в таблице 2.

Фото №4 Процедура и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Наиболее наглядно результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста по группе в целом представлены на рис. 2.

Фото №5 Объект исследования Особенности проявления нарушений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и методы их коррекции

Из таблицы и диаграммы видно, что по результатам обработанных данных можно выделить следующие особенности эмоциональной сферы у респондентов.

Такие негативные показатели эмоциональной сферы как незащищенность были выявлены у 3 респондентов - 30%; тревожность у 5 респондентов - 50%; враждебность у 2 респондентов - 20%; конфликтность - фрустация у 3 респондентов - 30%; трудности в общении у 3 респондентов - 30%; депрессивность у 2 респондентов - 20%. Негативные показатели недоверие к себе, чувство неполноценности у респондентов выявлены не были.

В качестве заключительной диагностики для способностей ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций нами был применен авторский тест Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций».

Нами были получены следующие результаты, которые представлены в сводной таблице 3 (Приложение 6).

Фото №6 Цель исследования провести экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекцию у детей старшего дошкольного возраста

Среди респондентов слабо различающих эмоции других людей и набравших 4-5 балов, было выявлено – 6 человек - 60%, что соответствует низкому уровню, среди респондентов частично различающих эмоции других людей и набравших 6-7 баллов, было выявлено 2 респондента - 20%, что соответствует среднему уровню, высоким уровнем обладают 2 респондентов - 20%, они набрали - 8-10 баллов.

Результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста распознавать различные виды простых и сложных эмоций по тесту Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций» отражены в таблице 3.

Фото №7 Задачи исследования

Наиболее наглядно результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста распознавать различные виды простых и сложных эмоций по тесту Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций» представлены на рис. 3.

Фото №8 Определить процедуру и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Из таблицы и диаграммы видно, что у большинства респондентов наблюдается низкий уровень распознавания эмоций. Однако среди респондентов были выявлены дети, у которых уровень распознавания эмоций высокий и низкий.

По результатам первичного обследования по всем трем методикам нами было принято решение проводить программу коррекции и развития со всеми испытуемыми детьми.

Публикации по теме:

«Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей» «Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей»Воспитатель: Вяткина Н. В. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным.

Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возрастаКорригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста Говоря о здоровье дошкольника, нельзя не остановиться на такой важной проблеме, как нарушения осанки. По данным Научно - Исследовательского.

Конспект занятия по развитию эмоций и предупреждению эмоциональных отклонений для детей среднего дошкольного возраста Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются.

Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет. Очень часто у детей наряду с нарушением звукопроизношения, проблема.

Коррекция нарушений просодической стороны речи в группах компенсирующей направленности В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической,.

Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»«. Связная речь как бы вбирает в себя.

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время.

Экспериментальное исследование особенностей связанной речи у старшего дошкольного возраста с ОНР Цели, задачи и организация исследования Опытно – экспериментальная работа проводилась в Приокском районе, города Н. Новгорода на базе Муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июня 2017 в 10:13
+190Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД