Соня
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста.
Процедура и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Особенности проявления нарушений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и методы их коррекции.
Публикация «Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Предмет исследования: негативные эмоциональные состояния (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность) в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: провести экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекцию у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить процедуру и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить и апробировать программу коррекции и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проверить эффективность применения составленной программы коррекции и развития направленной на формирование и развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с помощью повторной диагностики.
5. Сформировать рекомендации для педагогов и родителей.
Гипотеза: мы предполагаем, что наиболее характерными эмоциональными нарушениями в старшем дошкольном возрасте являются негативные эмоциональные состояния, которые выражаются в поведении ребенка (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность).
В обследование принимали участие воспитанники старшей группы «Смешараки» МБДОУ «Зеленогорский детский сад», в количестве 10 человек, в возрасте от 5 до 6 лет, из них 4 мальчика и 6 девочек.
Для проведения исследования нами был подобран комплекс психодиагностических методик, которые раскрывают эмоциональные особенности детей старшего дошкольного возраста. Психодиагностический инструментарий включал в себя следующие методики:
- графическую методику «Кактус» М. А. Панфиловой;
- проективная методика «Дом – Дерево – Человек»;
- авторский тест «Распознавание эмоций» Г. Л. Бардиер;
Рассмотрим эти методики более подробно.
1. Графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой. Методика предназначена для работы с детьми, начиная с дошкольного возраста. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие тревожности, агрессивности, а так же определить ее направления и сферы.
2. Рисуночный тест «Дом – Дерево - Человек». Данную проективную методику исследования эмоционального состояния дошкольников предложил американский психолог Дж. Буком в 1948 г., он разработал систему интерпретации теста «Дом – Дерево - Человек». Эта методика позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
3. Тест «Распознавание эмоций» Г. Л. Бардиер (авторский тест).
Цель этого теста: проверка способностей ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций.
Ребенку предлагается рассмотреть 8 рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собой какой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом отдельном случае ребенку необходимо понять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, которые отражены в мимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных ситуаций сопровождаются специальными вопросами, которые подсказывают ребенку поиск нужного изображения.
Инструкция:
Ряд 1. «Посмотри на этих гномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»
Ряд 2. «Кто из гномиков потерял свой портрет?»
Ряд 3. «С кем из гномиков подружится девочка? Почему?»
Ряд 4. «Почему изменилось выражение лица у Чебурашки?»; «Что он чувствует на первой картинке? на средней картинке? в конце?»
Ряд 5. «Кто из друзей передразнивает Бабу-ягу?»
Ряд 6. Ребенка спрашивают: «Кого из них передразнивает (копирует) Баба-Яга?»
Ряд 7. «Покажи здесь самую любознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можно пояснить: которой что-то интересно, что-то ее занимает, удивляет, привлекает)».
Ряд 8. «Как ты думаешь, удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»; «Посмотри внимательно на ворону, которая улетает, что она чувствует? Как ты думаешь, почему?»
Интерпретация. Каждый правильный ответ на первый вопрос к картинкам – ситуациям оценивается в один балл. Если ребенок дает полный ответ на второй вопрос к четвертой картинке – ситуации, он получает 2 балла.
Если на первый вопрос к 8-й картинки - ситуации ребенок дает правильный отрицательный ответ (нет) обосновывая свой ответ удачными действиями червяка или какими-либо другими объективными причинами, но не как эмоциями огорчения и досады у вороны, то ответ не засчитывается и ставится 0 баллов. Если после второго вопроса ребенок правильно понимает связь между любой отрицательной эмоцией вороны (расстроилась, загрустила, обиделась, рассердилась, и т. д.) и ее неудачной попыткой съесть червяка начисляется 0,5 балла. Ребенку также начисляются 0,5 балла, если он на первый вопрос к любой картинки - ситуации дает неправильный отрицательный ответ, но затем исправляет его на правильный, не получив одобрения взрослого по поводу первого ответа. Если на первый вопрос к 3-й ситуации ребенок останавливает свой выбор на последнем гномике, то ребенку дается 0,5 балла («Так как, гномик рассердился, что девочку обидели»). Максимальная оценка за тест - 10 баллов.
Средние показатели успешности:
Для детей 5,5 лет - 6,5 балла;
Для детей 6 лет - 7 баллов.
Далее проводится качественный анализ результатов.
Анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
В данном разделе работы мы приведем анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
В самом начале нашего исследования, для подробной диагностики состояния эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, нами была применена графическая проективная методика «Кактус».
При обработке данных уровни выраженности эмоциональных особенностей каждого отдельно взятого ребенка заносились в сводную таблицу 1, отсутствие показателя отмечалось цифрой «0», некоторая выраженность показателя – цифрой «1», явная выраженность показателя - цифрой «2» (Приложение 4).
Результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста отражены в таблице 1.
Наиболее наглядно результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста представлены на рис. 1.
Из таблицы и диаграммы видно, что по результатам обработанных данных можно интерпретировать следующие показатели процентного отношения особенностей эмоциональной сферы у респондентов.
«Устойчивая характеристика личности, которая отражает ее предрасположенность к поведению, целью которой является причинение вреда окружающим, называется агрессивностью. В наше время проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. К агрессивности относят следующие признаки жесткость, драчливость, избыточную активность, непослушание, вспышки раздражительности. У большого количества детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз, а также отмечаются случаи смешанной физической агрессии».
«Основными причинами проявлений детской агрессивности считаются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого человека, с целью подчеркнуть свое превосходство».
У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности агрессивности, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности агрессивности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков агрессивности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию агрессивности (см. рис. №1).
«Черта характера, которая выражается в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний называется импульсивностью. Как возрастная особенность импульсивность преимущественно проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за своим поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности поддается коррекции».
У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности импульсивности, у 3 респондентов - 30% выявлен средний уровень выраженности импульсивности, у 2 респондентов - 20% не было выявлено признаков импульсивности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 8 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию импульсивности (см. рис. №1).
Стремление ребенка быть в центре всех происходящих с ним событий называется эгоцентризмом.
У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень выраженности эгоцентризма, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности эгоцентризма, у 4 респондентов - 40% не было выявлено признаков эгоцентризма. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 6 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию эгоцентризма (см. рис. №1).
У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности эгоцентризма, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности эгоцентризма, у 1 респондентов - 10% не было выявлено признаков эгоцентризма. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 9 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как неуверенность в себе (см. рис. №1).
Особенность личности, которая связанна с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих называется демонстративнностью, открытостью. Дети, которым присуще это свойство, ведут себя манерно. Их утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для детей с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративных детей - нехватка похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы дисциплины, но и на учебные требования воспитателя. Дети не могут овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно заниматься из-за не принятия учебных задач, периодически «выпадая» из процесса обучения.
По свойству демонстративность - открытость, нами также был проведен анализ процентного отношения уровня выраженности у детей старшего дошкольного возраста, так: у 6 человек - 60% респондентов выявлен высокий уровень выраженности демонстративности -т открытости, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности демонстративности - открытости, у 2 респондентов - 20% не было выявлено признаков демонстративности - открытости. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 8 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как демонстративность, открытость (см. рис. №1).
Такое свойство эмоциональной сферы как скрытность, осторожность характеризуется противоположным демонстративности признаком.
У 3 человек - 30% респондентов выявлен высокий уровень выраженности скрытности, осторожности, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности, скрытности, осторожности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков скрытности, осторожности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 7 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как скрытность, осторожность (см. рис. №1).
«Тревожность является характеристикой эмоционального состояния ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы. В результатах по этой шкале отражается общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы. Данная характеристика является очень значимой, так как влияет на весь процесс адаптации первоклассника».
У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень тревожности, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности тревожности, у 1 респондента - 10% не было выявлено признаков тревожности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 9 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как тревожность (см. рис. №1).
Ориентация детей на внешние обстоятельства, на окружающие их объекты называется экстравертированностью. Объективный мир вещей и явлений даёт экстравертам силы быть деятельными и общительными людьми. Дети - экстраверты очень хорошо и быстро адаптируются в обществе, легко идут на межличностные контакты. Обычно это достаточно шумные дети, приносящие взрослым немало беспокойства. Из-за несколько излишней вовлеченности в жизнь общества таким детям сложнее сосредоточиться, поэтому в учёбе им стоит проявлять чуть больше упорства».
У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень экстравертированности, у 1 респондентов - 10% выявлен средний уровень выраженности экстравертированности, у 5 респондентов - 50% не было выявлено признаков. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как экстравертированности (см. рис. №1).
Ориентация на собственные переживания, свой внутренний мир называется интровертированностью. Интересы такого ребенка обращены вовнутрь себя - к собственным идеям и мыслям, к своим собственным фантазиям и духовному миру. Дети - интроверты внешне чувствительны, застенчивы, обычно весьма скрытны и необщительны. За внешней сдержанностью интровертов порою скрывается неуверенность в себе.
У 1 человека - 10% респондентов выявлен высокий уровень интровертированности, у 5 респондентов - 50% выявлен средний уровень выраженности интровертированности, у 4 респондентов - 40% не было выявлено признаков интровертированности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 6 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы интровертированность (см. рис. №1).
У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень стремления к домашней защите, чувство семейной общности, у 3 респондентов - 30% выявлен средний уровень выраженности стремления к домашней защите, чувства семейной общности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков стремления к домашней защите, чувства семейной общности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 7 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как стремления к домашней защите, чувство семейной общности (см. рис. №1).
У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень выраженности отсутствия стремления к домашней защите, чувство одиночества, у 1 респондента - 10% выявлен средний уровень выраженности отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества, у 5 респондентов - 50% не было выявлено признаков отсутствия стремления к домашней защите, чувство одиночества. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как стремления к домашней защите, чувство семейной общности (см. рис. №1).
Далее для выявления у детей старшего дошкольного возраста таких эмоциональных показателей как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство полноценности, враждебность, конфликтность - фрустация, трудности общения, депрессивность нами был применен проективный рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек».
По данной методике нами были получены результаты, которые отражены в сводной таблице 2 (Приложение 5).
Результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста по группе в целом отражены в таблице 2.
Наиболее наглядно результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста по группе в целом представлены на рис. 2.
Из таблицы и диаграммы видно, что по результатам обработанных данных можно выделить следующие особенности эмоциональной сферы у респондентов.
Такие негативные показатели эмоциональной сферы как незащищенность были выявлены у 3 респондентов - 30%; тревожность у 5 респондентов - 50%; враждебность у 2 респондентов - 20%; конфликтность - фрустация у 3 респондентов - 30%; трудности в общении у 3 респондентов - 30%; депрессивность у 2 респондентов - 20%. Негативные показатели недоверие к себе, чувство неполноценности у респондентов выявлены не были.
В качестве заключительной диагностики для способностей ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций нами был применен авторский тест Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций».
Нами были получены следующие результаты, которые представлены в сводной таблице 3 (Приложение 6).
Среди респондентов слабо различающих эмоции других людей и набравших 4-5 балов, было выявлено – 6 человек - 60%, что соответствует низкому уровню, среди респондентов частично различающих эмоции других людей и набравших 6-7 баллов, было выявлено 2 респондента - 20%, что соответствует среднему уровню, высоким уровнем обладают 2 респондентов - 20%, они набрали - 8-10 баллов.
Результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста распознавать различные виды простых и сложных эмоций по тесту Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций» отражены в таблице 3.
Наиболее наглядно результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста распознавать различные виды простых и сложных эмоций по тесту Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций» представлены на рис. 3.
Из таблицы и диаграммы видно, что у большинства респондентов наблюдается низкий уровень распознавания эмоций. Однако среди респондентов были выявлены дети, у которых уровень распознавания эмоций высокий и низкий.
По результатам первичного обследования по всем трем методикам нами было принято решение проводить программу коррекции и развития со всеми испытуемыми детьми.