Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Наталья Мамаева
Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Организация работы по профилактике речевых нарушений

у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников. Мы выделили одно из направлений в работе учителя – логопеда - профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей 2 – 4 лет. Е. Н. Краузе, Е. А. Пожиленко и другие специалисты выделяют следующие причины возникновения речевых нарушений:

- слабость мышц артикуляционного аппарата;

- избирательное нарушение фонематического слуха;

- неблагоприятное речевое окружение.

-недоразвитие речевого дыхания.

Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения?

Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети младшего дошкольного возраста, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, считаем, что необходимо влиять на этот процесс целенаправленно.

Проанализировав эффективность профилактической работы, обеспечивающей положительное влияние на речевое развитие детей, был разработан перспективный план проведения артикуляционной, дыхательной гимнастики, упражнений на формирования и развитие фонематического слуха по лексическим темам. Рекомендовано использовать воспитателям младших групп в НОД «Коммуникация».

Основные этапы речевой работы с детьми 2-3 лет на данных занятиях включают в себя:

- развитие слухового внимания детей – следует помнить, что при профилактике звукопроизношения, обязательно надо поупражнять слух ребенка, чтобы в дальнейшей работе на слух он различал смешиваемые слова и звуки

- развитие речевого дыхания – базой правильного развития речи является развитие речевого дыхания ребенка.

- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей - стимулируя речедвижение и тренируя тонкие движения пальцев рук,

- развитие подвижности артикуляционного аппарата - комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возрастных возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдаем определенную последовательность. Сначала даем самые простые упражнения, постепенно их заменяем такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Далее используем упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка). Основными упражнениями, используемыми на занятии, являются «Иголочка», «Лопаточка», «Горка», «Хоботок», «Окошечко» и. т. п. Для детей 3-4 лет в занятие дополнительно включаем задания на развитие лексико-грамматического строя речи в зависимости от темы, обогащению и активизации словаря способствуют игры «Один – много», «Назови ласково», «Чего много?», «Чья мама?» и др. С помощью игровых ситуаций, развиваем у ребенка умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Так как в данном возрасте у детей встречается много аграмматизмов, необходимо обращать внимание на употребление слов в правильной грамматической форме.

В свою профилактическую работу учитель-логопед включает проведение 1 раз в месяц обучающего занятия в младших группах. Занятие проводится по подгруппам в присутствии воспитателя. Затем, в течение последующего времени, воспитатель использует комплексы упражнений в различной деятельности и на логопедических пятиминутках

Планирование работы по формированию правильной артикуляционной моторики, дыхания, мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

М/н Развитие правильного дыхания Развитие мелкой моторики Развитие артикуляционной моторики

I X

3 - я неделя Развитие плавного, длительного вдоха. Упр «Осенние цветочки». Медленно набрать воздух через нос (Ах, как приятно пахнет, плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повтор 3 – 5 раз). Гладить животных (мягкие игрушки) Максимально открывать и закрывать рот, растягивая губы в улыбку, трубочкой.

4 –я неделя Развитие плавного длительного выдоха. Упр. «Узнай овощ»: лук, чеснок, огурец, укроп.

Указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони:

«Ладушки, ладушки, где были?» - «У бабушки».

Ладушки, ладушки, звонкие хлопушечки.

Хлоп - хлоп – хлоп! «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо – влево, снова спрятался в домик».

X

1 - я неделя

Упр. «Узнай фрукт»: апельсин, лимон, яблоко.

Массаж рук. Упр «Надуть щечки» (щечки толстые – худые).

2-я неделя

Упр. «Ветерок». Подуть на веточку с листочками:

Очень жаркий день – денечек.

Дунь – подунь, мой ветерочек.

Ветерочек – ветерок,

Дунь – подунь, наш ветерок.

Массаж рук. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /А/. Упр. «Птенчики» (сюжетная картинка «Гнездо с птенцами»):

Кушать птенчики хотят, маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят!

Мама зернышко несет. Открывайте шире рот!

3-я неделя

Игра на дудочке.

Дифференциация кинетических ощущений) с использованием различных поверхностей: миска с водой, вата, жесткая щетка.

Хлоп, хлоп, моя рученька!» Упр. «Язычок гуляет». Язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).

4-я неделя Подуть на шарик для пинг – понга в тазике с водой; сдувать с ладони перышко, ватку и т. д.

Удерживать пальцы в кулаке. Сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – «птички пьют из бочки»; пальцы другой руки переменно вставлять сверху в отверстие «бочки» Упр. «Лакание молочка»:

Молоко лакает кот. Котик нас лакать зовет.

XI 1-я неделя

Развитие глубокого вдоха, выдоха. Упражнение «Сдувание снежинок со снежной поляны»

С листа бумаги сдувать голубые снежинки.

Упражнение «Рыбак». Ловить намагниченных рыбок.

Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /и\

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

(следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.)

2-я неделя

. Развитие плавного, длительного выдоха. С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.

«Пальчиковый бассейн». Упражнение «пальчики побежали». Опереть руки на дно бассейна; передвигаться по дну всеми пальчиками. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /о/.

Упражнение «Шарик». Используются теннисные шарики разного размера, что помогает округлению и выдвижению губ вперед, активизация губной артикуляции.

Шарик губками возьми,

«О» тихонько протяни.

3-я неделя

. Развитие плавной, длительной воздушной струи. Упражнение «Чей паровоз громче и дольше гудит?»

Используются стеклянные пузырьки из-под лекарства или духов. Логопед дует в пузырек. Чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать детям по очереди. Не надувая щек

. . Упражнение «Пальчиковый бассейн» Достать со дна бассейна геометрические фигуры, захватив щепоткой, двумя пальчиками.

Развитие артикуляционной моторики: формировать и развивать артикуляционный праксис звука /Э/.

Упражнение «Мишка»

Логопед вносит игрушку. Дети занимают положение «на четвереньках», что помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка.

«Э-э», как Мишка, вы пропойте.

Ротик широко откройте.

Ваня с Мишенькой играет

И по комнате гуляет,

Как Мишутка напевает: «Э-э-э-э-э-э».

4-я неделя. Развитие плавного носового вдоха.

Упражнение «Ароматные коробочки»

Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, или апельсиновые корочки. Определить запах.

. Развитие мелкой моторики.

Упражнение «Солим воду, еду, салат и т. д.»

Перетирать тремя пальцами – большим, указательным, средним – крупу (гречку, рис).

Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /У/. Упражнение «Слоник»

На слоненка погляжу,

Губы хоботком сложу,

На слоненка погляжу,

Губы трубочкой сложу.

Дети вместе с педагогом повторяют артикуляционный уклад звука /У/, выполняя упражнение «Дудочка».

XII 1-я неделя

Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания – носовой вдох. Ротовой выдох.

Упражнение «Пузырьки»

Используется стакан, наполовину наполненный водой, и соломинки для коктейля. Воспитатель показывает, как можно пускать пузыри с помощью соломинки: вдох носом,выдох через рот. Зажав соломинку губами (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – на поверхности воды образуются пузырьки).

Использование «пальчикового бассейна» и стихотворного текста «Повар».

Варим, варим щи

(Дети выполняют круговые движения кистью в бассейне по часовой стрелке и против нее).

Щи у Вовы хороши.

Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /Ф/.

Упражнение «Зайка»

Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята.

Ушки – на макушке.

А зубки – на губке.

Упражнение «Ветерок»

Между губами и зубами имеется узкая щель, через которую проходит воздушная струя; используется тактильный контроль ладонями воспитателя и ребенка.

2-я неделя

Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания.

Игра «Мотыльки»

На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажкой, мотыльками разного цвета или величины.

Воспитатель читает стих и предлагает подуть на мотылек определенного цвета или величины:

На весеннем на лугу

Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел … и т. д. Имитировать движения в сопровождении стихотворного текста.

Пила, пила, пили жевей. (дети выполняют скользящие движения ребром ладони по поверхности стола.

Мы домик строим для друзей. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /В/.

Упражнение «ветер» Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай!

3 - я неделя Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания. Упражнение «Воздушные шары»

Упражнение «пальчиковый бассейн» Опустить руку в «бассейн»,прижимать ладонь ко дну, попеременно сгибать и разгибать пальцы (ладонь находиться на дне бассейна»). Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /П/. Упр. «Рыбка»:

Открывает рыбка рот,

Да не слышно,что поёт.

(Дети беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения смыкают губы);

Упр. «Звук /П/»:

Воздух в носик надувайся,

/П/ сквозь губы прорывайся!

I

2-я неделя Развитие речевого дыхание: дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку или перышко, лежащие на столе. Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по

образцу, затем самостоятельно.

Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /Б/. Упр. «Голосок»

/Б/ легко произнеси,

Голосочек подключи. (Если озвончение звука идет трудно, подключаем тактильный контроль, приложив руку ребенка к своей гортани, чтобы он ощутил, как дрожит «домик» голоска – горло.)

3-я неделя Игра «Кто больше сдует одуванчиков?»

Использование прищепок разных цветов, аппликационных шаблонов «Солнышко», «Рыбка», «Метла» и др.: нанизывать прищепки на шаблоны; снять прищепки по инструкции. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /Т/. Упр. «Игра с язычком»

Кто же так стучит – тук – тук?

Язычок наш верный друг.

Мы тихонько приседаем,

Язычками поиграем.

Нужно домик прибирать.

Ну-ка, язычок – дружок,

Побели – ка потолок.

Упр. «Маляр».

В дверку постучим с тобой: «Той – той – той!»

4-я неделя Надувать воздушные шарики

Рисовать сосульки пальцем на запотевшем стекле.

Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /Д/. Упр. «Строим дом»

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем,

/ легко произнесем.

/Д/ легко произнеси,

Голосок свой подключи! (Легко ударяют кончиком языка по верхним зубам.). Тактильный контроль.

II

1-я неделя Надувать резиновые игрушки Игра проводится после чтения сказки «Курочка ряба». После предварительной работы дети складывают части, чтобы получилось целое яйцо. Произносить звук /М/, используя тактильный контроль тыльной стороной руки воспитателя и ребенка.

2-я неделя Развитие речевого дыхания плавной. Сильной выдыхаемой струёй (исп. Пособие С. А. Васильевой «развитие речевого дыхания»). Упр. «Сдуть колобка с пенька», «Помоги убежать от Лисы» Складываем пирамидку из 3 – 5 колец с учетом их величины. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /Н/. Упр. «Закроем ворота» (тактильный контроль выдыхаемой струи через нос, контроль за работой голоса).

3-я неделя Развитие воздушной струи. Игра «Сдуй бабочку с цветка» Сжимать и разжимать пальчики в кулачки Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /Н/. Используем прием «Подражание» и тактильный контроль тыльной стороной рук взрослого и ребенка.

4 –я неделя Развитие воздушной струи. Игра «Сдуй зайку и его друзей с одного облачка на другое» Игра «Пальчики здороваются». Учить переключению с артикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по артикуляции; /а/ - губы кружочком. /у/ - губы трубочкой, форма маленького кружочка. /и\ - губы растянуты в узкую полоску.

III

1- я неделя Развитие речевого дыхания выдыхаемой воздушной струей. Игра «Помоги слоненку загнать мяч в ворота»

(ватка)

Игра «Пальчики здороваются». Учить переключению с артикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по артикуляции; /а/ - губы кружочком. /у/ - губы трубочкой, форма маленького кружочка. /и\ - губы растянуты в узкую полоску.

2 - я неделя Развитие речевого дыхания плавной воздушной струей. Игра «у кого пузырей больше?». Пускаем мыльные пузыри.

Обводить контуры домашних животных через прозрачную пластиковую пластинку. Закрепление гласных, умение различать по форме губ.

3 - я неделя Развитие речевого дыхания. Используется имитация свечи – деревянная палочка с перышком. Упр. «Кто задует свечи одним выдохом?» Обводить контуры собаки, накладывая на рисунок прозрачную пластиковую пластинку, затем раскрасить. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука \С\. Упр. «Язычок отдыхает»:

Язычок наш загорает. Легко спокойно отдыхает

И тихонько напевает: «И – и – и – и».

Упр. «Насос»:

Губки улыбаются, зубки появляются…

Воздух ротиком вдыхаем, через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем!

Свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминает звук /С/. Дети должны ощутить холодную струю воздуха, используя тыльную сторону руки.

4 –я неделя Используются султанчики.

Обводить контуры собаки, накладывая на рисунок прозрачную пластиковую пластинку, затем раскрасить. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /х/. Упр. «Теплый ветерок»:

Теплый воздух выдыхай, свои ручки согревай!

(Дети должны тактильно ощутить теплую выдыхаемую струю).

IV 1 –я неделя Игра «Бычок»: вдох через нос, выдох – произносить «м-м-м», постукивая указательными пальцами по ноздрям. Массаж рук. Формировать артикуляционный праксис звука /К/. Упр. «Потеряли мы кота»:

Язык к низу – та-та-та. Потеряли мы кота.

Язык к низу – та-та-та. Где же нам найти кота? (Ребенок многократно повторяет слог «та», а воспитатель прижимает кончик его языка книзу (шпателем, постепенно отодвигая язык назад. Вначале получается «тя», затем «кя» и, наконец. «ка».

2 –я неделя Игра «Загони мяч в ворота» Разобрать и собрать матрешку из 4 предметов. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука /Г/. игра «Молоточки стучат»

Молоточки стучат – да-да-да-да,

Строят дом для ребят – да-да-да-да. (То же)

3 - я неделя Игра «Сдуй шмеля с цветка» Упражнение «Качели». Напряженным языком тянуться к подбородку; прямые руки одновременно с языком вытягивать то вверх, то вниз.

4 -я неделя Игра «Сдуй стрекозку Игра в мяч «Попади в цель» Упражнение «футбол». Напряженным языком упереться в одну и другую щеку.

V

2- я неделя Развитие длительного плавного вдоха. Используется цветок сирени.

Игра «Ушки». Указательный и средний пальцы вытянуть (повторить 3 – 5 раз). Упр. «Лопаточка». 2иголочка». Попеременное чередование упр.

3 -я неделя Игра «Ах, какой аромат!». Используется цветок яблони. Упр. «Солнечные лучики». Пальцы вытянуть. Затем сжать в кулау (повторить 3 – 5 раз) Упр. «Громкий барабан». Широкий язык поднять вверх, произносить громко, отрывисто, не опуская кончика языка: «Д – д-д-д».

4 -я неделя Игра «Ах, какой аромат!». Используется одуванчик. Лепка из пластилина «орешки» для белочки. Упр. «Лошадка». Используется прием подражания.

Публикации по теме:

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей ема: «В мире любимых сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература, интерес. Цель: закрепить знания детей о.

Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще.

Консультация для родителей «Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки» Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки. 1. Постель ребёнка должна быть полужёсткой, ровной, ус.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы в летний период Лето - самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени.

Организация взаимодействия субъектов образовательных отношений по профилактике тяжелых нарушений речи у дошкольников Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без сформированной правильной.

Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики Цель:Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики,.

Проект «Организация работы по профилактике заболеваемости и травматизма в ДОО для детей старшей группы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88 общеразвивающего вида г. Сыктывкара. Проект Организация.

Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста. Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста Семёнова Ирина Владимировна, Учитель-логопед СЗОУ ДО Гимназии 1538 Аннотация.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2017 в 08:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...
Предметно-развивающая среда в группе ДОУ
Предметно-пространственная среда в группе – это гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка, с точки зрения их количества, разнообразия,...