МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Марина Первакова
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов :

«Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

• Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики.

• Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

• Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: педагоги.

Продолжительность мастер - класса : 40 минут.

План проведения:

1. Организационный момент

Показ видеоролика «Формы организации логоритмической деятельности дошкольников».

2. Вводная часть.

Сообщение: «Актуальность использования данной методики»

(с использованием мультимедийного оборудования).

• Основные задачи логоритмического воздействия.

• Требования к проведению логоритмического занятия.

• Виды упражнений логоритмического занятия.

3. Основная часть.

Практическая:

• разминка «Упражнения на развитие дыхания»;

упражнения на развитие голоса: «Бубенчики»;

• ритмические упражнения (Логоритмические игры с палочками);

• пальчиковая гимнастика «Вышли пальцы погулять»;

• темпоритмические упражнения;

речедвигательные упражнения;

• релаксация «Воздушные шарики»

4. Заключительная

Рефлексия.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию видеоролик «Формы организации логоритмической деятельности дошкольников».

Просмотр видеоролика «Формы организации логоритмической деятельности дошкольников»

II. Вводная часть.

– Вы хотели бы получить такие же результаты работы со своими воспитанниками? Тема нашего мастер-класса «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста». Наша цель – обучить вас методам логоритмической деятельности дошкольников. В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

-Что делаете, Вы коллеги для коррекции речи? (варианты ответов педагогов).

- Каков результат Вашей деятельности?

Необходима новая эффективная методика развития речи!

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Занятия логоритмикой способствуют :

• формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;

• развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;

• развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности

• восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

• умению расслабляться, снять напряжение;

• воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

1. Оздоровительные

В результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.

2. Образовательные.

Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т. п.).

3. Воспитательные.

Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитиювыразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.

4. Коррекционные.

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования

• Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня, среди недели).

• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

• При составлении занятий не обязательно, чтобы были включены упражнения сразу всех разделов. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

«Вышли мышки как-то раз посмотреть который час» (обыгрывание).

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха,тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Практическая часть.

Упражнения на развитие дыхания:

Вдох и выдох носом

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

Упражнение «хомячок» пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко».

Упражнение «Согреем ручки»

Упражнения: «Задуем свечу», «Море волнуется»

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Тишина в лесу стоит дети поднимают руки вверх и произносят «Ш»

Еле слышно лист шуршит ---Ш

Ветер дунет посильней, ---Ш-громко

Листик зашуршит смелей Ш_Ш_Ш

Снова ветер налетит, мягкими точными движениями опускают руки и коротко произносят-п-п-п-п

Потанцует, попоет вращают кистями рук

И на землю упадет. Поднимают и опускают руки вниз, произнося глиссандо «А», от самого верхнего к самому нижнему.

Упражнения на развитие голоса:

БУБЕНЧИКИ

Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. "Динь-динь!" - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку "Дан-дан" средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка "Дон-дон" звучала по-другому.

Посмотрите на эти три линеечки.

На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. (упражнение «Кукушка»- к нам кукушка в огород прилетела и поет)

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши

Ше-ше-ше- это утка в камыше

Ша-ша-ша- выходи из камыша

Ше-ше-ше- нет уж утки в камыше

Ши-ши-ши- что-же шепчут камыши

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Ритмические упражнения (Логоритмические игры с палочками)

И. Галянт «Ножки»

Ножки, ножки, вы шагали? Шагают палочками по столу или полу

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы скакали?

Мы скакали, мы скакали. Поднимают обе палочки вверх, потом опускают

Ножки, ножки, танцевали?

Танцевали, танцевали стучат палочками

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали. Положить палочки

Ножки,ножки. Отдыхали?

Отдыхали, отдыхали. Катают палочки по столу, полу, прижимая ладонью.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. 1-2-3-4-5

Вышли пальцы погулять

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит по середине

Этот пальчик безымянный

Избалованный он самый

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Гимнастика для глаз:

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть, не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива.

Слева- свёкла, справа- брюква,

Слева- тыква, справа- клюква,

Снизу- свежая трава,

Сверху сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лёг.

Релаксация “Воздушные шарики”

«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно.

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

4. Заключитиельная часть.

Подведение итога мастер-класса. (вручение буклетов, ответы на вопросы участников)

Публикации по теме:

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста .

Использование камешков Марблс в преодолении познавательно-речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Знакомство участников.

Мастер-класс для педагогов «Лепка как важнейшая деятельность в развитии сенсо-моторики у детей дошкольного возраста» Лепка как важнейшая деятельность в развитии сенсо-моторики у детей дошкольного возраста «Готовить глаз к видению, руку к действию и душу.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчикового рисования» Цель мастер-класса: - познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчикового рисования»;.

Мастер-класс для воспитателей «Подвижные игры в профилактике и коррекции речевых нарушений» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 296» г. Перми Мастер-класс для воспитателей «Подвижные.

О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи Не секрет, что уже к трём годам жизни у человека складывается сознание, а процесс мышления напрямую зависит от процессов понимания связной.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Творческая мастерская «Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» Творческая мастерская «Сказка – как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» (воспитатель отделения диагностики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 10:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД