Лучший педагог года

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Любовь Васильева
Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные образцы речи. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо использовать все виды русского фольклора (прибаутки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. п.).

Русские люди, которые не умели ни писать, ни читать придумали скороговорки. Они бережно передавались от одного поколения к другому. И, конечно же, изменялись в соответствии с новыми временами. И взрослым, и детям хорошо известны многие скороговорки, которые в житейском обиходе принято считать простой забавой. В них удивительным образом сочетаются слово, напевность, музыкальный ритм, темп. Дети с удовольствием применяют хорошо звучащие формы языка, поддающиеся быстрому произношению. К тому же скороговорки очень полезны и необходимы как гимнастика речи. Веселая словесная игра увлекает детей, так как помогает правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые фразы и стихи. В скороговорках нет абсурдных сочетаний.

Публикация «Рекомендации педагогам „Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Скороговорки помогают закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорки также нужны для развития фонематического слуха, способствуют автоматизации звуков речи.

Они развивают память, слуховое внимание, служат профилактикой нарушений чтения и письма, приобщают ребенка к кладезю народной мудрости и русской культуре.

Для того чтобы разучить скороговорку необходимо:

1. Прохлопать ритм скороговорки.

2. Произнести скороговорку вместе с ребенком и индивидуально.

3. Послушать, какие звуки, четко выделил взрослый.

4. Повторить эти звуки, четко артикулируя их.

5. Произнести скороговорку громко и тихо, весело и грустно, высоким и низким голосом.

Рекомендуем некоторые скороговорки для проговаривания и заучивания:

Т, ТЬ, Д, ДЬ

От топота копыт, пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платке Тани.

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

Наш Полкан попал в капкан.

Сидит тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами.

Дед Додон дудит в дуду.

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ,

Конник - на коньке. А Катя – на коньках.

Тихон от хохота икает.

Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

У мухи - не хобот. У мухи – хоботок.

Пахом ехал верхом. Верхом ехал Пахом.

Кого клюнула утка Кика?

У елки иголки колки.

Прохор хныкал, а Тихон хмыкал.

Колоти, Клим, в один клин!

Б, БЬ, П, ПЬ

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Пилил Филипп полено из лип. Притупил пиллу Филипп.

На дуб не дуй губ. Не дуй губ на дуб.

На былинке пылинка. Пылинка на былинке.

Был баран белорыл. Всех баранов перебелорылил.

В, ВЬ, Ф, ФЬ

Водовоз вез воду из водопровода.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Пилил Филипп полено из лип. Притупил пилу Филипп

Купили Валерику валенки, а Вареньке – варежки.

Веселей Савелий сено пошевеливай.

С, СЬ, З, ЗЬ

У осы не усы, не усищи, а усики.

Идет Козел с Козой, а Коза идет с косой.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках

Косой бес залез в лес.

У Зины бузина в корзине.

Звездный змей звенел зубами: "З-з-з. ".

Соломы вез возница воз. Возница вез соломы воз.

С, СЬ, Ц, Ш, Ж,Щ

Из под пилки сыплются опилки.

Синицы – веселые птицы.

Цыпленок цапли крепко цепляется за цепь.

Шило в мешке не утаишь.

Луша у душа мыла шею и уши.

Шла Саша по шоссе. Несла сушку на шесте. И сосала сушку.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Саша ест сушки, а Маша ватрушки.

Сосна соснистая, с шишками, безлистая.

Щенок пищал, щенок щипал.

Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.

Превращал в щепки пильщик прищепки.

Л, ЛЬ, Р, РЬ

Два дровосека, два дроворуба рубят на дворе дрова.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Проворонила ворона вороненка.

Тидцать три старушки в ряд тараторят, тарахтят.

Как на горке на пригорке сидят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка…

Кириллу на рынке купили крынку.

Лара и Валя играют на рояле.

Марина грибы мариновала. Галина малину перебирала.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Гроза грозна. Грозна гроза.

Погода размокропогодилась.

Пошла Поля полоть петрушку в поле.

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Съел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку.

Литература:

1. Стрельцова Л., Тамарченко Р. Мастерская слова//Дошкольное воспитание. -1994.- № 9.

2. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М. :Просвещение, 1972.

Публикации по теме:

Занятие по коррекции речевых нарушений путем развития двигательной сферы по сказке «Гадкий утенок» Тема: «Домашние птицы» Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словами. Образовательные.

Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием.

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Проект «Внедрение Су Джок-терапии при коррекции речевых нарушений» Проект «Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений» Подготовили: Инструктор по физкультуре Ю. Д. Лепешова Учитель -логопед.

Рекомендации для родителей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»Рекомендации для родителей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» К профилактическим мероприятием, которыми родители должны обеспечить своим детям, относится: 1. Сбалансированное питание: 2. Частое прибывание.

Рекомендации педагогам «Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста» Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста Для коррекционного воздействия на гиперактивных детей мы используем следующие.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений» Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Своевременное овладение правильной,.

Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста Упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста. Автор : учитель- логопед Нигматулина Оксана.

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 апреля 2016 в 16:30
+450Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 202.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД