МААМ-картинки

О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи

Волкова Ольга Николаевна
О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи
▼ Скачать + Заказать документы

Не секрет, что уже к трём годам жизни у человека складывается сознание, а процесс мышления напрямую зависит от процессов понимания связной речи и воспроизведения слышимого. Развитие полноценного фонематического слуха происходит к двум годам жизни. В связи с этим человек способен дифференцировать звуки, обладающие в словах сигнификативной (смыслоразличительной) функцией.

Публикация «О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи» размещена в разделах

Существует ряд факторов, определяющих выработку неправильных артикуляционных навыков у ребенка, таких, например, как: укороченная подъязычная связка, детская беззубость, неправильный прикус и прочие отклонения в устройстве речевого аппарата. Безусловно, практически все дефекты речи, вызванные разными причинами, поддаются коррекции. Чем раньше обратить внимание на проблему и ее источник, тем больше вероятности ее успешно устранить. К примеру, только обратившись к ортодонту, можно выяснить, нуждается ли ребенок в операции по удлинению короткой лингвальной уздечки. Только специалист может с точностью провести верную диагностику, выявить физиологические особенности, ограничивающие подвижность мышц языка и препятствующие правильному развитию речи.

Также нельзя забывать, что дети соотносят свою речь с речью взрослых, подстраиваясь под нее. Поэтому основной ошибкой родителей является умышленной искажение слов в унисон с неправильной речью их чад в качестве выражения ласки и нежности.

Помимо сказанного, существует множество причин речевых нарушений. Перечислим основные из них.

В первую очередь следует отметить недостаточность коммуникативных контактов ребенка с взрослыми. И даже речь не идет о неблагополучных семьях. Дефицит речевого общения может возникнуть у ребенка, если родители, сажая его в манеж и включая телевизор, занимаются своими делами, мало уделяя ему внимания. Для постановки хорошей дикции в детском возрасте не просто нужно слышать лаконичную, четкую речь, но и видеть правильную артикуляцию всех фонем. Немаловажным является и то, что высказывания взрослого должны быть привязаны к определенной речевой ситуации, чтобы ребенок мог правильно понять смысл услышанного.

Природа речевых нарушений может возникнуть из-за недоразвития артикуляционных мышц. Связано это с тем, что современные мамы или совсем не кормят детей грудью, или не затягивают период лактации более трех месяцев, в отличие от прошлых поколений, когда дети могли находиться на грудном вскармливании до двух лет. Зачастую усугубляет ситуацию игнорирование пустышек и бутылочек при использовании поильников с последующим кормлением из ложечки протертой мягкой пищей. В связи с тем, что ребенок не совершает необходимое количество сосательных движений, мышцы губ и кончика языка не получают должного развития, что тоже отражается на правильности речи. Артикуляционный аппарат, не имея мышечной натренированности, оказывается не готов к воспроизведению сложных звуков типа «ш», «р» и т. д.

В качестве причины речевых дефектов могут быть низкие показатели слуховой активности. Риск снижения слуха может возникнуть у детей вследствие недоношенности, частых простудных заболеваний, отитов, увеличения аденоидов, приема антибиотиков. Степень слухового недоразвития может быть различной: от диагностируемых лишь аппаратным путем в клинических условиях отклонений до ярко выраженной тугоухости. Сигналом для беспокойства родителей может послужить то, что ребенок издает мало звуков, «гулит» незначительно, поздно начинает лепетать, а затем прекращает, даже не пытаясь произносить слова. И даже незначительное ухудшение слуха может нанести серьезный ущерб детскому речевому развитию, так как происходит неправильное формирование произношения и усвоения грамматики языка. Ребенок с нарушениями слуха воспринимает слова искаженными, не может увидеть взаимосвязь между частями высказывания. Как следствие – процесс развития и понимания речи затормаживается. В настоящее время есть возможность диагностировать нарушения слуха уже с первых месяцев жизни ребенка. Если у родителей возникают малейшие основания волноваться, им незамедлительно следует обращаться к специалистам, поскольку своевременное лечение – залог успеха.

В качестве отдельной причины следует выделить недоразвитие фонематического слуха, а именно: слуха, позволяющего дифференцировать отдельные звуки языка, в том числе в потоке речи. Различать слова, отличающиеся одной фонемой, при условии, что эти слова ребенку знакомы, он может уже с двух лет (бочка – почка, кашка – каска). Если у ребенка по каким-то причинам нарушается своевременное развитие фонематического слуха, значит, он не сможет правильно различать окончания слов, ряд предлогов, союзов, частиц. Это станет препятствием для формирования грамматического строя языка. Проблемы фонематического характера позже обязательно приобретут и характер графический, то есть возникнут трудности правильного письма.

В качестве причин речевых отклонений выделяют также внутриутробную патологию, наследственность и генетику, проблемы при родах, перенесенные заболевания и стрессы, коммуникацию с людьми с нарушенной дикцией, неблагоприятную социально-бытовую среду и проч.

Повсеместно можно наблюдать картину, когда родители пытаются самостоятельно бороться с дефектами речи своих детей. Это является грубейшей ошибкой. Ребенок или совсем не может выговорить, что от него требуют, или все равно неправильно артикулирует звук, который неправильно слышит или не может произнести из-за недостаточной артикуляционно-мышечной подготовленности. Поэтому маме и папе не стоит мучить своего ребенка, а лучше обратиться за квалифицированной помощью.

В настоящее время рекомендуется обращаться за консультациями к логопеду уже в 2-3 года, поскольку в этом возрасте ребенок должен научиться выстраивать простейшие предложения, а к пяти годам он в определенной мере осваивает артикуляционную базу языка. Впоследствии необходимо ежегодно при участии профессионала отслеживать динамику становления речи. Особое внимание должно быть уделено ребенку в том случае, если у матери были какие-либо проблемы во время беременности и родов, если малыш состоял на учете у невропатолога и т. д. Но только выяснив истинную причину (наследственность, интеллектуальный фактор, нарушения слуха и т. д., родители и логопеды смогут эффективно бороться с речевыми нарушениями.

Обычно в логопедической практике различают следующие этапы работы с проблемными детьми: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звука.

На первом, подготовительном, этапе главной целью является сформировать положение и точные движения речевого аппарата, направление воздушной струи, развить мелкую моторику рук и фонематический слух, отработать опорные звуки.

На этапе постановки звука в качестве основного приоритета встает отработка правильной артикуляции звука в изолированном положении. К следующему этапу, автоматизации звука, переходят лишь тогда, когда ребенок без подготовки способен произнести поставленный звук. На данной ступени происходит отработка звука в потоке самостоятельной речи : в слогах, в словах, в предложении, в тексте.

Последний этап, дифференциация звука, необходим в большинстве случаев, когда ребенку нужна дальнейшая работа по разграничению поставленного звука с другими звукам (на которые он сначала его заменял) в спонтанной речи.

Данная работа проводится с детьми, у которых фиксируется дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, если речевые нарушения носят характер фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушения произношения отдельных звуков, общего недоразвития речи и проч.

Помимо работы с логопедом ребенок нуждается и в домашних занятиях с родителями. Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблему. Если ребенок дорог своим родителям, для них не составит труда уделить 15-20 мин своего времени работе по устранению нарушений в детской речи. К тому же многие занятия просты и могут быть проведены во время прогулок или поездок.

Так, например, для развития артикуляционных мышц можно давать погрызть малышу сухарик или морковку, учить сдувать его ватные шарики, дуть на вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. С трехлетним ребенком, например, можно строить гримасы перед зеркалом (улыбаться, показывать язык, вытягивать и растягивать губы в разных направлениях). Также можно проводить упражнения типа: цокать языком (как скачет лошадка, почмокать губами (как целуешь маму, облизывать небо при широко открытом рте и др. С четырехлетним ребенком уже можно практиковать разные виды артикуляционной гимнастики. Существуют и специальные развивающие игры типа «Снежинка», «Свистульки», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик», «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня» и др.

Таким образом, если уделять внимание артикуляционной и дыхательной гимнастике, приучать ребенка не только к контролируемым занятиям, но и к последующему самостоятельному выполнению заданий, установить единые требования и критерии оценки выполненных заданий, использовать систему поощрений и элементы игры, то положительная динамика в устранении дефектов речи ребенка не заставит себя долго ждать.

Литература:

Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.

Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2000.

Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.

Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.

Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

Публикации по теме:

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание - закаляет организм, совершенствует.

Использование камешков Марблс в преодолении познавательно-речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы Конспекты по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет В условиях кружковой работы составили: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей Письменная консультация для родителей Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей. Все родители, чей ребёнок.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста Упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста. Автор : учитель- логопед Нигматулина Оксана.

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи
Опубликовано: 6 сентября 2016 в 12:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи» (включая файлы) размещена пользователем Волкова Ольга Николаевна (УИ 769424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД