МААМ-картинки

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей

Коротнева Марина
Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей

Письменная консультация для родителей

Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей.

Все родители, чей ребёнок нуждается в помощи логопеда, задаются вопро-сом. Чем же вызвано нарушение развития речи у их ребенка? В каждом слу-чае причины могут быть разными, поэтому остановимся на самых часто встречающихся предпосылках речевых нарушений.

Публикация «Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей» размещена в разделах

Начнем с самого начала. Ребенок ещё не родился и даже ещё не «запро-граммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходам работать на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей.

Наследственность (так называемые внутренние причины). По наследству могут передаваться:

особенности нервно-психического склада родителей;

особенности строения периферического и центрального отделов ре-чевого аппарата (например, особенности строения артикуляторных ор-ганов, вплоть до наличия нёбных расщелин, своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществ-лению речевой функции).

Неправильный образ жизни будущих родителей:

вредные профессиональные условия;

наркомания;

алкоголизм и курение;

искусственное прерывание предшествующих беременностей.

Но вот родители ожидают ребенка.

Но нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит, и нормаль-ное формирование центрального и периферического отделов речевого ап-парата, могут нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприят-ных факторов :

1

токсикозы первой или второй половины беременности;

острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства и т. п.);

резус-конфликт;

падение и ушибы;

вредные профессиональные условия (наличие радиационного излуче-ния, работа с химическими активными веществами, также недопусти-мы тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену);

курение матери во время беременности и употребление ею алкоголь-ных напитков;

стрессовые ситуации;

Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее про-граммируют и осложненное протекание родов. Самые часто встречающи-еся осложнения:

длительный безводный период;

отсутствие или слабая выраженность схваток, потребовавшая сти-муляции родовой деятельности;

быстрые и стремительные или, наоборот, затяжные роды;

применение ручных приемов;

родовспоможение;

тугое обвитие пуповиной;

большая или слишком малая масса тела;

ягодичное предлежание.

Все перечисленные отклонения во время родов приводят к тому, что в мо-мент прохождения родовых путей у ребенка часто возникает грубая ком-прессия черепа, головка в швах складывается, смещаются шейные позвонки, от чего страдает бассейн позвоночных артерий, снабжающий кровью в том числе прочих, отделы мозга, ответственные за речь. Вследствие чего приво-дит к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга.

Во многих случаях органические изменения в структуре головного мозга мо-гут быть настолько незначительными, что их просто не удается обнаружить современными методами исследования. Поэтому неслучайно в последние

2

десятилетие так много говориться о минимальной мозговой дисфункции с характерными для нее микро органическими поражениями мозгового веще-ства.

Мы часто сталкиваемся с тем, что микроповреждения нервной системы у но-ворожденного не фиксируют ни в роддоме, ни педиатр в участковой поли-клинике. Что же должно насторожить родителей в поведении младенца?

вялый сосательный рефлекс или его отсутствие;

крик и плач по ночам без видимых причин;

повышенный или пониженный тонус отдельных групп мышц;

различные гиперкинезы (дрожание подбородка, ручек при смене по-ложения);

необычная поза при лежании на спине;

подтекание молока по уголку губ;

поперхивание;

капельки пота над верхней губой при сосании;

постоянно приоткрытый рот;

короткая шея или кривошея.

Каждый из этих признаков не благополучия должен вызвать у родителей крайнюю обеспокоенность и понимание, необходимости углубленного ис-следования состояния нервной системы ребенка с целью дальнейшего лече-ния, которое поможет избежать или максимально сгладить отклонения в развитии ребенка в дальнейшем.

Ребенок растет, развивается. Но в период раннего развития ребенка на фор-мирование его речи неблагоприятно могут сказаться следующие обстоятель-ства:

травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга;

воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэн-цефалит);

не долеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;

приобретенные до сформирования речи аномалии челюстей или зу-бов, как результат травм, постоянного сосания ребенком пальца;

дефекты речи у окружающих ребенка людей.

3

В ранний период жизни (до трех лет) наибольшая роль в возникновении ре-чевых нарушений отводится нейроинфекциям и травмам головного и спин-ного мозга (особенно его шейного отдела).

Есть еще категория причин, так называемые социальные причины:

неблагоприятная речевая среда (нарушение речи у родителей и близ-ких родственников, речь быстрая, неряшливая);

неправильное развитие речи в семье (недостаточное общение взрос-лых с ребенком, ребенок испытывает дефицит общения, у ребенка не-хватает «материала» из чего строить свою речь и ребенок выражается доступными ему формами);

перегрузка речью (дается информация не по возрасту, высшие психи-ческие функции дают сбой;

изучение двух и более языков;

невнимание взрослых к речи ребенка (взрослые не обращают внима-ние на неправильное произношение звуков, родители не могут дослу-шать ребенка и ребенок начинает говорить быстро, запинается, речь становится неряшливая);

неправильное воспитание в семье (ребенок находится в постоянном напряжении, что приводит к срыву нервной деятельности).

Родителям необходимо учитывать. Что разные причины могут приве-сти к одному и тому же нарушению. И одна и та же причина может привести к разным нарушениям.

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих факторов в их взаимо-действии, что необходимо принимать во внимание родителям.

Учитель – логопед

Коротнева М. А.

4

Публикации по теме:

Использование камешков Марблс в преодолении познавательно-речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.

Конспекты занятия по профилактике речевых нарушений у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы Конспекты по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет В условиях кружковой работы составили: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №66.

Консультация для родителей «Виды речевых нарушений и их профилактика» В нашем образовательном комплексе функционирует родительский клуб «Логопед и Я» В него может вступить любой родитель, желающий получить.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений Обобщение опыта по теме «Абилитация речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами чтения художественной литературы».

Предупреждение речевых нарушений. Консультация для родителей Предупреждение речевых нарушений. По данным мировой статистики. Число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики.

Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия в работе с детьми с речевыми нарушениями. Цель дыхательных.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей
Опубликовано: 30 августа 2016 в 07:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД