Папки-передвижки

Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений

Анна Чикунова
Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Цель дыхательных упражнений – способность выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо как для детей с заикание, так и для детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения.

Публикация «Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

У большинства таких детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков (свистящие, шипящие и особенно звука Р) необходимо наличие сильной воздушной струи, поэтому необходимо формировать у детей физиологического (неречевого, а затем и речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что является произвольным.

При физиологическом дыхании вдох и выдох происходит через нос, причем вдох равен выдоху.

А при речевом дыхании после короткого глубокого вдоха идет пауза и лишь потом длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

У детей с речевыми нарушениями необходимо развивать сначала физиологическое дыхание (вдох и выдох у них ослаблены, и поэтому речь приглушенная, часто не хватает силы воздушной струи для произнесения звуков родного языка. Длинные фразы им также тяжело произносить на одном выдохе, поэтому дети часто добирают воздух посреди фразы. Речь получается прерывистая, захлебывающаяся.

При проведении игр на развитие дыхания, необходимо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры надо ограничивать во времени.

Игры и упражнения на развитие плавного ротового выдоха:

Лети, бабочка!

Ребенку предлагаются бумажные бабочки, висящие на ниточке, на уровне лица ребенка.

Ребенку предлагается посмотреть, умеют ли они летать. Какая дальше улетит?

Ребенку нужно дуть на бабочек.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирал воздух, не надувал щеки, губы были вытянуты вперед.

Дуть не более 10 сек. С паузами, чтобы не закружилась голова.

Игра «Листопад».

Разноцветные листочки разложены на столе.

- Представьте, что сейчас осень. Подул ветер и разбросал все листья. Давайте подуем, как ветерок, посмотрим как далеко улетят листочки

Ребенок, как ветерок, дует на листочки, пока все они не окажутся на полу.

Затем все листочки собираем и игра может продолжится снова.

Снег идет!

На столе кусочки ваты.

- Представим, что к нам прилетела Снежная королева. И на улице пошел снег. Давайте подуем на снежинки.

«Снежинки» затем поднимаем и игра продолжается.

Одуванчики

Игру проводят на улице. Находят отцветшие одуванчики. Дети дуют на соцветия, чтобы все пушинки улетели.

- Давайте подуем на одуванчики, посмотрим, как далеко улетят парашютики.

Великаны

На столе лежит карандаш с гладкой или ребристой поверхностью. Ребенок сидит за столом. На расстоянии 20 см от него лежит карандаш.

Представим себя великаном, а карандаш – это как будто бревно. Великан только подует, и бревно сдвинется с места.

Дети могут сесть с двух сторон стола и перекатывать друг другу карандаш-«бревно».

В соревновании «великанов» выигрывает тот, чье «бревно» укатилось дальше.

Воздушные шарики.

Нужно дуть на воздушный шар, чтобы он высоко взлетел. Можно усложнить игру и дуть на шарик так, чтобы он не опустился на пол как можно дольше.

Морское путешествие

Бумажные или пластмассовые кораблики помещаются в таз с водой.

- Представь, что это море. Чтобы кораблик далеко уплыл, надо чтобы ему помог ветер. Давай отправим корабль в плавание, будем дуть на кораблик.

Можно направлять кораблик в разные страны, направляя его к разным берегам с изображением разных флагов.

Аналогично проводится игра с уточками.

Расти, облако!

Можно в таз добавить пены для ванны. Предствим себя всемогущими волшебниками, которые «делают» облака. Через коктейльную трубочку ребенок будет дуть в воду и облако будет расти.

Когда пены станет много, можно дуть и в нее (игру проводить дома).

Полезны игры с мыльными пузырями.

Концерт.

Детские керамические, деревянные, пластмассовые свистульки будут издавать разные звуки, которые издают звуки, когда в них дуют.

«Футболисты».

Необходимо два кубика - это ворота. Лицо ребенка должно располагаться на уровне поверхности стола.

Ребенку надо забить мяч в ворота. В качестве мяча берется шарик не тяжелый.

Речевое дыхание

Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание, в отличие от физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт. В качестве речевого материала на занятиях сначала используются отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и, наконец, фразы.

По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого дыхания, будет возрастать.

1. Звуковая ниточка (дорожка)

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.

Описание упражнения:

Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепотку перед грудью, как бы держа за концы короткую ниточку (можно детям дать веревочки), а затем начинают разводить руки в стороны одновременно пропеваем какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

Для вызывания интереса можно предложить вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку А, лишь слегка разведя руки в стороны, потом длинную звуковую нить 3-6 сек.

В следующий раз предлагаем пропеть гласные звуки: У, О, И, Э.

В процессе автоматизации звуков можно тянуть и согласные: С, З, Ш,Ж,Щ,Л,Р.

2. Намотай клубок

Цель: формирование длительного речевого выдоха, автоматизация изолированного звука.

Описание: дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью, пропевая гласный звук, как бы наматывая на клубок длинную нить. Можно соревноваться, чья ниточка длиннее.

В следующий раз, наматывая ниточку, предлагаем пропеть гласные звуки: У, О, И, Э.

3. Ручки поднимаем – звуки распеваем.

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произвести два гласных звука на одном выдохе. Автоматизация изолированных звуков.

Описание: после короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, пропевая звук А, затем опускают, произнося звук У.

В процессе автоматизации звуков можно делать движения руками и одновременно произносить некоторые согласные звуки парами: С-З, Ш-Ж, Л-Р.

4. Звуковая зарядка.

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе 3 и более гласных.

Описание.

1 вариант (с 3-х лет).

Дети поднимают руки вверх, а затем опускают через стороны вниз, одновременно пропевая на одном дыхании цепочку из трех гласных. Во время движения рук из нижнего положения в положение вперед – поется звук А, из положения вперед в положение вверх – У, при опускании рук через стороны вниз – И.

2 вариант (с 4-х лет)

Дети поднимают руки через стороны вверх. Также опускают. Одновременно пропевая цепочку из гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение в стороны – поется звук А, при движении из положения в стороны в положении вверх – О, затем при движении рук из положения вверх в положение в стороны – У. а из положения в стороны в нижнее положение – И.

! Для дошкольников длительность пения на одном выдохе соответствует количеству полных лет (ребенок 2-х лет может тянуть звук в течение 2-х секунд или пропеть два гласных звука подряд, 3-хлетний – 3 секунды или 3 звука подряд и т. д.)

5. Слоговая зарядка.

Можно поиграть в игру «Инопланетяне», проговаривая слоги.

Цель: развитие правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе несколько слогов, автоматизация звуков в слогах.

Описание (вариант 1: с 3-х лет)

Дети поднимают руки вверх, затем опускают вниз, одновременно произносят цепочку из трех слогов. Из нижнего положения в положение вперед – ТА, из положения вперед в положение вверх – то, при опускании рук вниз – ТУ.

Вариант 2 (с 4-х лет).

Дети поднимают руки через стороны вверх и также их опускают, одновременно проговаривая цепочку из 4-х слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение в стороны – ГА, из положения в стороны в положение вверх – ГО, из положение вверх в положение в стороны – ГУ, из положения в стороны в нижнее положение – ГЫ.

В период работы над автоматизацией звуков отрабатываются слоги со свистящими, шипящими и другими согласными звуками и со стечением согласных (мна-мно-мну, ста-сто-сту и другие).

6. Пальчиковая зарядка.

Цель: развитие правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе несколько слогов, развитие мелкой моторики рук.

Вариант 1.

Дети произносят цепочку из 4-х слогов, например: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ, одновременно соединяя кончики большого и указательного пальцев, большого и среднего, большой и безымянный, большой и мизинец.

Затем, упражнение на другой руке аналогично, затем одновременно на обеих руках.

Вариант 2.

Можно пользоваться этим приемом на одном выдохе при произнесении фразы.

Например, при чтении стихотворений:

Спать (1+2)пора (1+3) уснул (1+4) бычок (1+5 ,

Лег (1+2) в коробку (1+3) на (1+4) бочок (1+5) и т. п.

7. Назови по порядку.

Цель: развитие правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе несколько слов.

Закрепление в памяти детей времен года, дней недели, месяцев. Можно предложить детям считать игрушки, предметы на картинке (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать возраст ребенка).

8. Выставка.

Цель: развитие правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе фразу из двух слов.

Оборудование: игрушки или картинки по различным лексическим темам.

Описание: детям предлагаются картинки определенной лексической темы. Ребенок на одном выдохе произносит изображение на картике.

Это свекла. Это репа. Это …. Это овощи.

9. Повтори за мной!

Цель: развитие правильного речевого дыхания, умение произнести фразы с нарастающим количеством слов, работать над произнесением слитно слов во фразе.

Оборудование: иллюстрация к стихотворению.

Описание: дети вслед за педагогом повторяют на одном дыхании каждую фразу.

Солнце светит. Солнце светит. Солнце светит ярко. Солнце светит очень ярко.

Солнце светит очень жарко – бегемоту стало жарко.

10. Расскажи картину словами.

Цель: развитие правильного речевого дыхания, умение произнести фразы с нарастающим количество слов.

Оборудование: любая сюжетная картина, например, «Аквариум».

Составление предложений по сюжетной картине.

Плывет рыбка.

Плывет рыбка быстро.

Плывет золотая рыбка быстро.

Плывет большая золотая рыбка быстро. И т. п.

Рассказ может быть придуман на любую тему.

11. Игра «Я знаю пять названий…»

Цель: развитие речевого дыхания, умение произнести фразы с нарастающим количество слов. Закрепление словаря по лексическим темам.

Ребенок по памяти называет пять каких-либо предметов.

Ребенок делает первый короткий вдох и говорит: Я знаю 5 названий ягод, берет второй вдох после паузы и продолжает теперь на одном выдохе: малина, ежевика, голубика, черника, арбуз. Можно загибать пальцы на руке, можно отстукивать мячом об пол.

12. Пословицы.

Цель: развитие правильного речевого дыхания, умение произнести фразы на одном выдохе.

Делу время – потехе час.

Дело мастера боится.

Кто ищет, тот всегда найдет.

Хорош садовник – крупен крыжовник и другие.

А также загадки:

Пушистая вата плывет куда-то (облако)

Сижу верхов, не зная на ком (шапка)

Кругом вода, а пить нельзя (море)

Зубов много, но ничего не ест (расческа)

Есть всегда у людей и у кораблей (нос)

Не лает, не кусает, в дом не пускает (замок) и т. д.

13. Произнесение стихотворений,

во время которого каждое слово бросаем об пол.

Вот снежинки вниз летят

На дома и на ребят.

Мы на улицу идем

И в снежки играть начнем.

Мяч бросали мы друг дружке,

Прыгал мячик, как лягушка.

А потом исчез куда-то,

Не нашли его ребята.

14. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

Цель: тренировка речевого дыхания при выполнении движений.

ЛАСТОЧКА

Я проворна, быстрокрыла,

Хвост раздвоен, точны вилы.

Если я летаю низко –

Значит, дождик где-то близко.

(Поднимают руки вверх-вниз, разводят руки в стороны, руки вверх, постепенно опускаются, рисуют дождик руками сверху вниз)

АРБУЗ

На рынок бабушка пошла,

Арбуз большой купила.

Очень круглые бока,

Даже треснул он слегка,

Потому что спелый.

Дети шагают, обводят вытянутыми руками круг, руки на поясе, резко руки опускают с пояса вниз, делают круговые движения вокруг живота.

НА ЛЫЖАХ

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной,

Хорошо в лесу зимой:

Небо синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Все пойдемте вместе с нами.

Показывают руками в пол, поднимают вверх и опускают руки, поднимают большой палец вверх, поднимают руки над головой, поднимают правую и левую ноги, поднимают руки как бы призывая к себе.

Все данные упражнения и игры способствуют формированию правильного речевого дыхания и координации речи с движением.

Литература:

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедичксая работапо преодолению стертой дизартрии. М. : Астрель, 2008.

2. Краузе Е. Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. С. -Пб. : Корона. Век, 2012 .

3. Никитина А. В. Покажи стихи руками. С. -Пб. : КАРО, 2009 г.

4. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников. С. -Пб. : Корона. Век, 2012.

5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. М. : Теревинф, 2012.

Публикации по теме:

Использование песочных игр в коррекции речевых нарушений В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. А любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое.

Консультация для родителей «Виды речевых нарушений и их профилактика» В нашем образовательном комплексе функционирует родительский клуб «Логопед и Я» В него может вступить любой родитель, желающий получить.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений Обобщение опыта по теме «Абилитация речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами чтения художественной литературы».

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Уважаемые мамы и папы! Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и,.

Предупреждение речевых нарушений. Консультация для родителей Предупреждение речевых нарушений. По данным мировой статистики. Число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики.

Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика» «Причины и виды нарушений в речевом развитии детей.» Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Взаимодействие с семьей по проблеме профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в дошкольном учреждении В. В. Петрусь Н. Г. Сидорова БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие дыхания в коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 21 июля 2016 в 10:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД