Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Анастасия Миргородская
Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью. По данным мировой статистики, среди детей встречаются 2-3 % заикающихся, среди взрослых – 1 %.

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Нарушения могут длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Малыш с трудом говорит, а его собеседники чувствуют напряженность, слушая такую речь. Как правило, если малыш произвольно старается победить такие запинки, то это приводит нередко к обострению заикания.

У определенных детей заикание что именуется «висит на губах» и малыш запинается на согласных звуках в словах, к примеру: «Ммммама, ппппокажи мммне, что у ттттебя ввв руках». При таком заикании ребенок не может начать произнести слово, а 2-ая его часть выходит свободно, и ребенок запинается в основном на первых гласных. В нетяжелых случаях запинание встречается исключительно в начале предложения, на первом слове, а далее предложение проговаривается уже свободно.

Бывает заикание, которое задевает более сложные речевые органы, и даже дыхание. Тогда малыш запинается на гласных звуках, в начале, в средине и в конце каждого слова. Такое заикание звучит из глубины организма малыша, задевая дыхание и артикуляцию в целом. Но у каждого малыша «свое заикание», свои фактора его появления, личные индивидуальные специфики его протекания.

Бытующие мифы о заикании.

1. «Это пустяковая проблема. Можно не акцентировать внимания, и все улучшится само по себе». – Запинание со временем не пропадает, а только лишь укрепляется. Расстройство с момента укрепления усиливается, и на его ликвидацию необходимо больше времени и сил семьи и профессионалов.

2. «Он так разговаривает, пока маленький, вот когда пойдет в школу, там будет разговаривать как все дети». – Во время поступления в школу и детский сад заикание усугубляется, так как ребенку необходимо приспособиться к новым условиям, а для этого нужны новые силы организма. Ребенку становится сложнее разговаривать, и кроме того, он начинает тяжело переживать свой недостаток, в школе усиливается беспокойство и невротичность заикающегося малыша.

3. «Необходимо научить малыша контролировать свою речь». – При определенных формах заикания такая тактика применима и приводит к улучшению речи, а при остальных приводит только к обострению дефекта. Во всяком случае необходим специальный подход к каждому ребенку.

4. «Малыш попросту придуривается, если его наказывать, он прекратит морочить нам голову». – Физическое вливание приводит к обострению недостатка, а также к его углублению. Существуют случаи зарождения заикания после физического наказания малыша отца с матерью.

5. «В случае если в семье заикается кто-то из родителей, то ребенок обязательно будет заикаться» – Пребывание рядом с заикающимся родителем во время появления заикания может дать повод для его закрепления, но после прохождения курса лечения заикание устраняется.

В народе существует мнение, что первопричиной заикания является сильный испуг. Часто родители, прибывающие с ребенком или подростком на прием к профессионалу, говорят: «Его собака напугала». Но в действительности это не совсем так.

Есть несколько видов заикания, каждый из которых содержит разные причины и формы проявления. Установить их может только профессионал, поэтому отцу с матерью нужно при появлении заикания у малыша не тратить бесценное время и как можно раньше отправится к детскому психиатру, психоневрологу. Не нужно растрачивать время на посещение всевозможных народных целителей.

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

• ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь);

• употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

• повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

• вынужденные остановки в середине слова, фразы;

• затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы.

Поводы к возникновению заикания могут быть различными.

Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей.

К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима).

Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет, одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.

Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим:

1. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.

2. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

3. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду.

4. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т. п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

5. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.

Педагогам необходимо помнить следующее.

• В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

• Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого, не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

• Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

• Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, воспитатель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

• На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

• Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Основные способы лечения заикания у детей

Логопедические занятия

Задача заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Рекомендуется использовать специально разработанные компьютерные игры, которые позволяют снизить уровень тревожности, закомплексованности. Мы на своих занятиях применяем компьютерную игру «Зарядка с Язычком», «Игры Тигры» и другие.

Дыхательные упражнения

Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее.

Точечный массаж

Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.

Компьютерные программы

Для лечения заикания используются специальные компьютерные программы, Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной.

Так же хороший результат дает использование компьютерных игр и программ по развитию подвижности органов артикуляции. Как уже говорилось ранее, иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет, одновременно с бурным развитием речи недостаточно развит артикуляционный аппарат, что способствует развитию заикания (язычок не успевает за мыслями).

Специальные обучающие программы дают возможность ребенку слышать правильную речь, отвлекает его от своего дефекта, создают позитивный настрой.

На индивидуальных логопедических занятиях мы используем следующие обучающие игровые программы:

Название программы Этап занятия Цель

"Игры для Тигры" II, III Развитие речевого дыхания.

Коррекция и развитие фонематических процессов.

Развитие основных речевых навыков.

Формирование словаря.

Коррекция грамматического строя речи.

"Читаем сами" II Развитие речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Обучение глобальному чтению

"Баба Яга учится читать" II, III Развитие слухового восприятия.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Знакомство с алфавитом.

Профилактика оптической дисграфии.

Формирование образа буквы.

"Угадай, кого не

стало?" III Развитие мышления, памяти,

зрительного и слухового восприятия.

"Во саду ли, в огороде" II Развитие зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики.

Формирование быстроты реакции.

Формирование навыка владения мышью.

"Мама, папа, я" II, III Формирование представлений о целостности предметов.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие слухового восприятия.

Формирование словаря по темам: "Домашние животные и птицы", "Животные жарких стран"

"1-2" III Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия.

"Забавные картинки" III Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия.

"Времена года" II Формирование словаря по темам цикла "Времена года".

Развитие связной речи при составлении рассказа по картинке.

На индивидуальных логопедических занятиях мы используем следующие обучающие игровые программы:

Название программы Этап занятия Цель

"Игры для Тигры" II, III Развитие речевого дыхания.

Коррекция и развитие фонематических процессов.

Развитие основных речевых навыков.

Формирование словаря.

Коррекция грамматического строя речи.

"Читаем сами" II Развитие речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Обучение глобальному чтению

"

Баба Яга учится читать"

II, III

Развитие слухового восприятия.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Знакомство с алфавитом.

Профилактика оптической дисграфии.

Формирование образа буквы.

"Пойди туда, не знаю куда" III Развитие мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.

"Незнайкина грамота" II Формирование словаря по теме "Одежда".

Развитие зрительного восприятия.

Развитие мелкой моторики.

Формирование быстроты реакции.

Формирование навыка владения мышью.

"Учимся запоминать" II, III Формирование представлений о целостности предметов.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие слухового восприятия.

Формирование словаря по темам: "Домашние животные и птицы", "Животные жарких стран"

"Игры с Кикуруллю" II Развитие слухового восприятия при знакомстве с музыкальными инструментами.

Формирование целостного восприятия предметов.

Развитие зрительного и слухового восприятия при знакомстве с сказками.

Формирование словаря по теме "Одежда" при знакомстве с национальным костюмом.

"Круглая компания" III Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия.

"Забавные картинки" III Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия.

"В городском дворе" II Формирование словаря по темам цикла "Времена года".

Развитие связной речи при составлении рассказа по картинке.

Общие рекомендации

Соблюдать распорядок дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку. Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении. Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье. Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т. д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Публикации по теме:

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей ема: «В мире любимых сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература, интерес. Цель: закрепить знания детей о.

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста .

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольниковИспользование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников Содержание лэпбука «Забавные шипелки»: 1. «Ветерок» Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи. Ребенок дует на ленточки, представив.

Мастер-класс для воспитателей «Подвижные игры в профилактике и коррекции речевых нарушений» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 296» г. Перми Мастер-класс для воспитателей «Подвижные.

О природе речевых нарушений у детей дошкольного возраста и методах исправления дефектов речи Не секрет, что уже к трём годам жизни у человека складывается сознание, а процесс мышления напрямую зависит от процессов понимания связной.

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях»Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях» Актуальность Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление.

Конспект занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития детей с ОНР (старшая группа) Тема: «Снежинка» Цели. Развитие дружеских взаимоотношений, наблюдательности, воображения; формирование адекватной самооценки; коррекция.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 01:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Развивающий коврик из фетра «Времена года»
Автор: Чекушкина Елена Михайловна, воспитатель в ДОУ. Предназначение: коврик предназначен для занятий с детьми в возрасте от 2, 5 до 4 лет. Назначение:...
Физкультурный досуг в старшей группе детского сада для детей 5–6 лет «Пять колец дружбы»
«Пять колец дружбы» Физкультурный досуг в старшей группе детского сада Ахмедова Гулайбат Звучит музыка «Олимпиада-80». Дети входят в зал и садятся на...
Сценарий развлечения для детей старшей и подготовительной к школе групп «День смеха»
День смеха Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной к школе группе. Под весёлую музыку дети входят в зал и садятся на места. Ведущая: Мы...