Папки-передвижки

Экспериментальное исследование особенностей связанной речи у старшего дошкольного возраста с ОНР

Марьясова Екатерина Вадимовна
Экспериментальное исследование особенностей связанной речи у старшего дошкольного возраста с ОНР

Цели, задачи и организация исследования

Опытно – экспериментальная работа проводилась в Приокском районе, города Н. Новгорода на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 442.

В исследовании принимали участие 14 детей старшего дошкольного возраста : 7 детей экспериментальной группы с ОНР, и 7 детей контрольной группы с нормой речевого развития.

Публикация «Экспериментальное исследование особенностей связанной речи у старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Цель - исследовать особенности связанной стороны речи у старших дошкольников с ОНР.

Для изучения, состояния связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы решили, что самыми оптимальные, используемые методы будут следующие:

- Изучение медико-педагогической документации (педагогические характеристики и заключения и т. п.) логопедом.

- Обследование словарного запаса по специальным картам;

- Исследование связной речи с помощью серии заданий;

- Наблюдения за детьми в условиях детского сада, в процессе деятельности учебной, предметно-практической, игровой, обиходно-бытовой;

Обследование детей строилось на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребёнка и его возраста.

Охарактеризуем социально-демографический статус участвующих в исследовании детей :

а) Артём К., 5 лет 6 мес. ОНР III уровня.

б) Катя Ш., 6 лет 5 мес. ОНР III уровня.

в) Платон М., 6 лет. ОНР III уровень.

г) Артём К., 6 лет. ОНР III уровень.

д) Костя К., 5 лет, 7 месяцев. ОНР III уровень.

е) Александра К., 5 лет 10 мес. Р ОНР III уровень.

д) Александр Б., 5 лет 11 мес. ОНР IV уровень.

На каждого ребёнка в начале обследования составляется речевая карта с заключение логопеда. С помощью этих данных специалист начинает выстраивать коррекционную работу, на протяжении целого года. Составляет индивидуальную программу развития, индивидуальный маршрут.

Для реализации поставленных задач, были подобраны диагностические методики, позволяющие наиболее точно изучить особенности связанной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи : В констатирующем эксперименте применялись следующие методики диагностики речевого развития у детей:

1. Модифицированный вариант речевых проб тестовой методики Т. А. Фотековой (адаптация О. Н. Юмаевой и В. В. Болониной) [41].

Данная методика состоит из 5 серий заданий, направленных на диагностику всех основных сторон речевого развития ребенка и выявление актуального уровня развития речи.

I серия - "Исследование сенсомоторного уровня речи" - включает в себя 4 группы заданий.

II серия - "Исследование активного словаря" - включает в себя 3 группы заданий,

III серия - "Исследование навыков словообразования" - состоит из трех групп заданий.

IV серия - "Исследование навыков словоизменения" - состоит из пяти групп заданий

V серия - "Исследование сформированности связной речи" - здесь ребнку предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.

2. Методика комплексного изучения связной речи у детей дошкольного возраста (автор - В. П. Глухов).

Данная методика направлена на оценку компонентов и уровня развития связной речи у ребенка. Включает в себя шесть заданий.

Задание 1. - "Составление предложения по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия)".

Задание 2. - "Составление предложения по трем картинкам".

Задание 3. - "Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

Задание 4. - "Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок".

Задание 5. - "Сочинение рассказа на основе личного опыта".

Задание 6. - "Составление рассказа-описания".

В зависимости от результатов выполнения детьми с ОНР заданий двух применяемых методик выделяются четыре итоговых уровня развития речи у детей :

- удовлетворительный уровень;

- средний уровень;

- недостаточный уровень;

- низкий уровень.

Методы статистической обработки данных в исследовании заключались в первичной статистической обработке данных (расчет среднего арифметического, частот). Обработка проводилась с помощью программы Microsoft Excel.

II.2 Количественный и качественный анализ результатов исследования

Первый этап направлен на изучение диагностики всех основных сторон речевого развития ребенка и выявление актуального уровня развития речи, детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Состояние детей экспериментальной группы

По каждой из пяти представленных в данной методике проб подсчитывалось количество детей набравших то или иное количество баллов. Полученные результаты были переведены в проценты, количественный анализ

Качественный анализ позволяет выделить ряд особенностей у обследованных детей: при выполнении предложенных заданий у многих отмечались затруднения в словообразовании, в 40% случаев, при попытке рассказать самостоятельно не опираясь на картинку предложенную на обследовании 65% случаев, что значительно затрудняло выполнение задания.

Состояние детей экспериментальной группы

Четкость и темп выполнения задания были грубо нарушены, отмечался длительный поиск нужного слова или же уподобление слова. Стоит отметить, что при обследовании сенсомоторного уровня речи 20% детей продемонстрировали полную невозможность выполнения серии движений, что говорит о том, что данное задание вызвало наибольшие трудности, связанные с плохой переключаемостью действий.

Также значительные затруднения вызвало задание повторить пересказ, необходимы для владения связанной речи 60% детей выполняли задание со значительной временной задержкой после рассказа педагога, что объясняется длительным поиском нужных фраз.

У дошкольников этой группы наименьшие трудности вызвало задание, связанное с активным словарём в течение определённого времени. В 55% случаев было выполнены верно.

Противоположную картину продемонстрировали дошкольники контрольной группы с нормальным речевым развитием. Количество баллов, набранное каждым ребёнком данной группы зафиксированы в протоколе (Таблица 2).

Состояние детей контрольной группы

Состояние артикуляционной моторики детей контрольной группы демонстрирует рисунок 2. Из данных отмечено, что большинство детей получили максимальное количество баллов за выполнение заданий на удержание статической позы (в 85% случаев поза удерживалась не менее 10 секунд) и на кинестетический праксис (90% детей продемонстрировали чёткость, правильность и достаточный темп выполняемых движений).

Состояние артикуляционной моторики детей контрольной группы

Однако некоторые трудности вызвало задание на динамическую координацию движений. В 55% случаев при воспроизведении движений из пробы «б» (с более сложными сериями движений) наблюдалось замедление темпа и несколько нечёткое выполнение. Однако, резкого замедления темпа, значительной нечёткости движений, сопутствующей симптоматики не продемонстрировал ни один ребёнок с нормой речевого развития.

Таким образом, вышеприведённые данные позволяют судить о том, что недостаточная иннервация мышц речевого аппарата у детей с дизартрией действительно создаёт предпосылки для сужения и ограничения объёма, чёткости и темпа выполняемых артикуляционных движений, что приводит к своеобразным нарушениям звукопроизношения.

Второе задание состояло в обследовании мимической моторики старших дошкольников (Киселёва В. А.)

Задание предполагало выполнение детьми мимических движений по словесной инструкции (или по показу). Ребенку предлагалось прослушать инструкцию и выполнить движение. В случае невозможности выполнения движений по инструкции ребенку предлагался образец

Количество баллов, набранное каждым ребёнком экспериментальной группы зафиксированы в соответствующем протоколе

Состояние мимической моторики у детей экспериментальной группы

По данной методике подсчитывалось количество детей набравших то или иное количество баллов. Полученные результаты были переведены в проценты. Количественные результаты наглядно демонстрирует рисунок 3.

Состояние мимической моторики детей экспериментальной группы

Как видно из рисунка многие дети экспериментальной группы так или иначе справились с заданием. Качественный анализ состояния мимической моторики детей позволяет выявить некоторые особенности : в большинстве случаев проба выполнялась по образцу, при этом чёткость и темп были значительно снижены. 45% детей продемонстрировали затруднение или полную невозможность поочерёдного закрытия глаз, а также неполное смыкание губ. Лишь 5% выполнили пробу правильно и достаточно быстро.

Количество баллов, набранное каждым ребёнком контрольной группы зафиксированы в соответствующем протоколе

Количественный анализ полученных результатов детей контрольной группы, представленный в процентном соотношении демонстрирует рисунок 4.

Состояние мимической моторики детей контрольной группы

Таким образом, дети с нормальным речевым развитием в 80% случаев справились с заданием максимально хорошо. Движения выполнялись быстро, правильно, чётко по словесной инструкции без использования образца, что демонстрирует рисунок 4.

Второй этап – обследование звуковой стороны речи, которое проводится комплексно с использованием последовательных заданий, направленных на изучение и выявление особенностей звукопроизношения и фонематических процессов.

Цель первого задания состоит в изучении состояния звукопроизношения через обследование произношения изолированных звуков, а также в составе слов (в начале, середине, конце) и предложений. В связи с поставленной целью детям предлагалось повторить звуки за экспериментатором, назвать слова и составить предложения по картинкам. Обследование проводилось с использованием наглядного материала из альбома О. Б. Иншаковой.

Результаты детей экспериментальной группы переводились в баллы и фиксировались в протоколе

Состояние звукопроизношения детей экспериментальной группы

По каждой из трёх представленных в методике проб подсчитывалось количество детей набравших то или иное количество баллов. Полученные результаты были переведены в проценты. Количественные результаты выполнения задания детьми экспериментальной группы представлены на рисунке 5.

Состояние звукопроизношения детей экспериментальной группы

Качественный анализ результатов обследования старших дошкольников с дизартрией позволил выделить следующие особенности : при изолированном произношении у 50% детей наблюдалось нарушение произношения 2-3 звуков, у 45% отмечены замены и искажения более трёх звуков и лишь у 5% нарушено произношение только одного звука. При произношении звуков в словах и предложениях у большинства детей (60%) были выявлены, пропуски, замены и искажения более трёх звуков не зависимо от их позиции в слове и значительно меньше, чем в первой пробе, нарушений произношения меньшего количества звуков, что объясняется плохой переключаемостью и длительным поиском нужных артикуляционных поз. Как показало исследование, в основном нарушается произношение свистящих ([с],[с`],[з],[з`], шипящих ([ш],[ж], аффрикатов ([ц],[ч]) и соноров [р],[р`],[л],[л`]. Кроме того, наблюдается оглушение звонких и палатализация твёрдых согласных.

Результаты, продемонстрированные детьми контрольной группы переводились в баллы и фиксировались в протоколе

Состояние звукопроизношения детей контрольной группы

Количественные результаты обследования старших дошкольников с нормальным речевым развитием по всем трём пробам (произношение изолированных звуков, произношение в словах и предложениях) отображено

Состояние звукопроизношения детей контрольной группы

Как видно из данных рисунка, большинство детей контрольной группы правильно произносят все звуки как изолированно, так и в составе слов и предложений. Лишь в 30% случаев нарушено произношение двух звуков при изолированном произношении и в 40% случаев наблюдаются замены звуков при произнесении слов и предложений. Исследование показало, что чаще всего нарушается произношение звуков [р], [р`] и [л] преимущественно в стечениях согласных.

Таким образом, звукопроизношение детей с ОНР характеризуется значительно большим числом замен и искажений различного характера.

Целью второго задания является изучение фонематических процессов старших дошкольников через обследование восприятия и воспроизведения ритмов, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза (Киселёва В. А., а также фонематических представлений (на основе методики диагностики состояния фонематических процессов у старших дошкольников Левиной Р. Е., Филичевой Т. Б.).

На основе цели детям было предложено выполнить ряд проб. Обследование проводилось с использованием наглядного материала из альбома О. Б. Иншаковой.

Результаты, продемонстрированные детьми экспериментальной группы переводились в баллы и фиксировались в протоколе

Состояние фонематических процессов детей экспериментальной группы

По каждой из пяти представленных в методике проб подсчитывалось количество детей набравших то или иное количество баллов. Количественные результаты выполнения заданий детьми экспериментальной группы представлены на рисунке 7.

Качественный анализ результатов позволяет определить, что у детей с дизартрией имеются особенности фонематических процессов. При выполнении серии проб на воспроизведение ритмов большинство детей (75%) воспроизвели простые ритмы только после трёх прослушиваний и не смогли повторить сложные ритмы, 20% продемонстрировали полную неспособность воспроизведения обеих проб и лишь 5% выполнили задание со второго предъявления и с самокоррекцией допущенных ошибок.

Состояние фонематических процессов у детей экспериментальной группы

При выполнении серии проб на фонематическое восприятие в 80% случаев дети правильно определяли наиболее часто повторяющийся звук в тексте. Однако допускали большое количество ошибок в различении слов, близких по звуковому составу, нахождении асемантичных звукосочетаний, воспроизведении слогов и слов с оппозиционными звуками. Правильно воспроизведение скороговорок оказалось для них невозможным. 10% правильно выполнили первые две пробы, однако затруднялись при выполнении последующих проб и 10% испытывали сильные затруднения при выполнении всех заданий. Наибольшее затруднение у детей с ОНР вызвали пробы на звукослоговой анализ. В 30% случаев дети допускали большое количество не исправляемых даже с помощью экспериментатора ошибок при определении позиций звуков в слове, проба на изменение слова путём добавления или замены звука не выполнялась вовсе. В 55% случаев правильно выполнялась только проба «а», во всех остальных совершались многочисленные ошибки, которые, однако, исправлялись детьми при помощи экспериментатора. Довольно на просьбу назвать второй, третий или четвёртый звук, дети называли слог. Лишь 15% справились с тремя первыми пробами и допустили ошибки в пробе «г».Несколько лучше дети справились с выполнением проб на звуковой синтез. В большинстве случаев дети не смогли правильно воспроизвести слово, данное с переставленными звуками или слогами, а также произнести слово, данное с пятисекундными паузами между звуками. 30% детей требовалось неоднократное повторение слов, после чего пробы «б» и «в» всё равно не выполнялись. 25% детей справились с первыми двумя пробами, при выполнении пробы «в» требовалась стимулирующая помощь. При выполнении проб на фонематические представления 80% дошкольников смогли назвать слова только на какой-либо один предложенный звук, при этом задание выполнялось в замедленном темпе, требовалось подробное объяснения задания. В 15% случаев дети не могли назвать слова на один-два предложенных звуков из четырёх. Лишь в 5% случаев задание не было выполнено.

Результаты, продемонстрированные детьми с нормальным речевым развитием, представлены в соответствующем протоколе

Состояние фонематических процессов детей контрольной группы

Количественные данные, продемонстрированные детьми контрольной группы и представленные в рисунке 8, показывают, что в 65% случаев дошкольники воспроизвели простые и сложные ритмы с первого предъявления, 30% правильно воспроизводили ритмы только со второй попытки и лишь у 5% возникли трудности при выполнении данной пробы.

Состояние фонематических процессов детей контрольной группы

В пробах на фонематическое восприятие 60% детей продемонстрировали правильное выполнение всех заданий, 35% затруднялись в воспроизведении скороговорок и лишь 5% допустили более трёх ошибок при повторении слогов с оппозиционными звуками и затруднялись в воспроизведении скороговорок.

45% детей допускали ошибки в задании, где требовалось изменить предложенное слово путём добавления или замены звука, однако эти ошибки исправлялись самими детьми. Остальные 55% справились со всеми пробами.

Некоторые трудности испытывали дошкольники (40%) с нормальным речевым развитием при воспроизведении слов, данных с переставленными слогами, однако при стимулирующей помощи, заключающейся в назывании экспериментатором первого звука, сразу же называли это слово. Остальные 60% успешно справились со всеми пробами.

С наименьшими трудностями дети данной группы справились с пробой на фонематические представления: 90% не допустили ни одной ошибки и лишь 10% не смогли назвать слово на один из четырёх предложенных звуков.

Для наглядного сравнения звуковой стороны речи у детей с ОНР и детей с нормальным речевым развитием был выведен средний балл, набранный детьми обеих групп по каждой методике

1. Модифицированный вариант речевых проб тестовой методики Т. А. Фотековой (адаптация О. Н. Юмаевой и В. В. Болониной)

Средние баллы по каждой методике, набранные детьми обеих групп

На данном рисунке можно увидеть, что 4 ребенка обладают III уровнем успешности выполнения речевых проб и двое детей имеют соответственно IV и II уровни успешности выполнения речевых проб. I уровень успешности выполнения речевых проб у детей не встречается. Полученные результаты говорят нам о том, что большинство детей по выполнению речевых проб демонстрируют наличие определенного нетяжелого речевого нарушения или выраженной несформированности отдельных сторон речи. Ребенок с IV уровнем успешности выполнения речевых проб приближается по своим результатам к возрастной норме речевого развития. С другой стороны, ребенок со II уровнем успешности выполнения речевых проб демонстрирует достаточно выраженный речевой дефект и недостаточность познавательной деятельности.

2. Методика комплексного изучения связной речи у детей дошкольного возраста (автор - В. П. Глухов)

Средние баллы по каждой методике, набранные детьми обеих групп

Анализируя рис. можно заметить, что для детей в целом характерен недостаточный уровень развития связной речи. Так, например, по первому заданию, дети составляли адекватную фразу-высказывание с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие, и не все варианты задания дети выполняли. По второму заданию дети зачастую не могли составить фразу-высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую им помощь. По третьему заданию дети допускали пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента. По четвертому заданию в целом дети составляли рассказ с применением наводящих вопросов, на соответствующую картинку, пятого задания детьми характеризовалось тем, что в их рассказе были отражены все вопросы задания, но отдельные его фрагменты представляли собой простое перечисление предметов и действий и информативность рассказа была недостаточна. В шестом задании дети составили рассказ-описание с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, и рассказ был недостаточно информативен, в нем не были отражены некоторые существенные признаки предмета.

Из обследования видно, что более высокие баллы по всем методикам набрали дети с нормальным речевым развитием, что говорит о том, что состояние артикуляционной и мимической моторики, а также состояние звукопроизношения и фонематических процессов у детей данной группы находится на более высоком уровне, чем у детей с ОНР.

Таким образом, общее состояние связной речи у детей с ОНР менее совершенно, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).

Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

Дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т. п.

Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.

В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Таким образом, знание специфики развития диалогической и монологической речи и особенностей ее развития у детей старшего дошкольного возраста позволяет определить задачи и содержание обучения детей основам связной речи.

Распределение количества детей по уровням речевого развития

На рисунке представлено количественное распределение детей по итоговым уровням речевого развития. Данные приведены по результатам выполнения детьми заданий двух применяемых методик - "Модифицированный вариант речевых проб тестовой методики Т. А. Фотековой" и "Методика комплексного изучения связной речи у детей дошкольного возраста В. П. Глухова".

По данным диаграммы можно увидеть, что половина детей имеет средний уровень речевого развития (4 чел., двое детей имеют недостаточный уровень речевого развития и лишь один ребенок обладает удовлетворенным уровнем развития речи.

Публикации по теме:

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР В дошкольном возрасте происходит количественная и качественная динамика развития детских вопросов. По тому, как ребенок задает вопросы можно.

Конспект ОД по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Путешествие в сказку. Цель: Развитие графомоторных навыков через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

НОД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие в зимний лес» Тема. Путешествие в зимний лес. Цели: - закрепить знания детей о временах года, а именно о зиме; - активизировать и обогащать словарный.

Определение связанной речи, основные виды связанной речи, какие педагоги раскрывают главные моменты Связанная речь. Чтобы правильно говорить мы должны много читать, тогда наша речь будет красивой и понятной. На уроках МРР мы прошли немаловажную.

Развитие навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Развитие навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с народным.

Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.

Творческий проект с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»Творческий проект с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» пояснительная записка к проекту. МАДОУ детский сад комбинированного вида №64 «Искорка» в настоящее время работает по программе «От рождения.

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Технология проведения исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальное исследование особенностей связанной речи у старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 24 мая 2017 в 13:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД