Папки-передвижки

Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии

Ольга Кретова
Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии

«Борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу, боремся за грамотность учащихся» С. П. Редозубов

Обучение письму в свете оптимизации учебного процесса младших школьников

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится всё актуальнее.

На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Есть как противники, так и сторонники включения письма в жизнь старших дошкольников. Есть мнение о недостаточной готовности организма ребёнка к данному виду деятельности, большой вероятности ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методик обучения письму. Другие считают, что многих сложностей в начальной школе можно избежать, если своевременно проводить подготовительную работу. Этого мнения придерживается и большинство родителей.

Публикация «Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии» размещена в разделах

Исследованиями установлено, что грамотность и каллиграфия взаимосвязаны. Например, при крупном и размашистом почерке дети хуже усваивают орфограммы, так как детский взгляд испытывает напряжение при «охвате» слова или фразы. Появление ошибок нередко вызывается нечётким или неправильным изображением букв и их соединением, небрежной записью слов, в целом текста. Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, чётко, быстро способствует повышению грамотности (Л. Я Желтковская, Е. Н. Соколова).

Я, взрослый и опытный (спасибо незабвенной Анастасии Ивановне, грамотный человек, с красивым почерком, до сих пор помню, как долго мне надо было заслужить право писать в тетради в широкую линеечку.

Оптическая дисграфия и дислексия

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших дошкольников. Расстройства письма и чтения имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

Для дифференциальной диагностики необходимо знать симптоматику и механизм оптической дислексии и дисграфии.

Дислексия – это частичное нарушения процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе. Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв. Чаще всего смешиваются:

• буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З, Д-Л. Ъ-Ь)

• буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Р-Ь,Х-К,П-Н-И).

При этом виде дислексии может наблюдаться зеркальное чтение.

Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-пространственных функций:

• Зрительного гнозиса:

- Ориентации в семе тела и в окружающем пространстве

- Пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и о их расположении в пространстве по отношению друг к другу). Их узнавание и воспроизведение в рисунках и в отражённой речи

- Зрительно-пространственные ориентировки (изучение конструктивного праксиса, изучение графической деятельности)

- Понимания сложных логико-грамматических конструкций

• Зрительного анализа и синтеза

А так же:

• Величиной зоны бокового зрения, определяющей количество букв и слов, которые ребёнок может одновременно воспринять. Узкая зона бокового зрения препятствует быстрому и правильному чтению

• Недостаточностью внимания, то есть способностью отбирать нужную информацию и отбрасывать лишнюю, а именно:

1. Недостаточной концентрацией и устойчивостью

2. Недостаточной избирательностью

3. Недостаточной произвольностью

4. Недостаточным объёмом и распределением

• Низким уровнем самоконтроля и саморегуляции, который мешает ребёнку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинить свои желания требованиям, сосредотачивать внимание, запоминать информацию, прилагать волевое усилие для выполнения интересных или однообразных заданий

• Индивидуально-типологическими особенностями

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, причины оптической дисграфии те же самые, что и при аналогичной форме дислексии.

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную, которая проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв, и вербальную, при которой воспроизведение изолированных букв сохранено, однако при написании слов имеются искажения, замены, смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

Очень близко к оптической находится и одна из разновидностей дисграфий – моторная (или кинетическая, связанная с нарушением связи моторных образов слов с их звуковыми или зрительными образами, чаще всего эти дисграфии дополняют друг друга или могут существовать независимо.

Выявление предпосылок оптической дисграфии и дислексии у старшего дошкольника (1 этап)

Самый простой способ выяснения сформированности зрительно-пространственных представлений является проверка понимания им значений предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу

1. Взять 6 карандашей, и одну книгу, расположить их, используя предлоги НА, ПОД, В, ЗА, ОКОЛО, а последний карандаш удерживать НАД книгой. После этого последовательно задавать вопросы: «Покажи, какой карандаш лежит под книгой?» и т. д.

2. При том же пространственном расположении книги и карандашей поменять характер вопросов, и попросить ребёнка взять карандаш ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, С, ОТ книги. В случае затруднения в первых двух заданиях предложить третье.

3. У взрослого и ребёнка по книге и по карандашу. Положите свой карандаш на книгу, и попросите ребёнка сделать то же самое, не называя предлог ребёнку. Проведите несколько проб с разными предлогами. Если задание не выполняется – непонятно само пространственное расположение предметов и сам смысл употребления в речи соответствующих предлогов.

4. Правильность ориентировки в правой и левой стороне пространства.

2 этап исследования (подготовительная группа, начало обучения в школе)

1. Особенности мелкой моторики

1. Определение ведущей руки

2. Исследование пальцевого праксиса (оптико-кинестетическая организация движений). Ребёнку предлагается соединить 1-2 пальцы в виде кольца, вытянуть 2 и 3 пальцы, 2-5 (остальные при этом согнуты)

3. Динамическая организация движений пальцами. Перебор пальцев («пальчики здороваются», сначала в медленном, потом в быстром темпе. «Игра на рояле». Поочерёдное прикосновение пальцев к столу:1,2,3,4,5;5,4,3,2,1-правой, левой, двумя руками

Исследование зрительно-пространственных функций (2 этап)

1. Состояние биологического зрения ребёнка

2. Непосредственное состояние зрительно-пространственных функций

• Определение ведущей руки (проба на переплетение пальцев, проба на аплодирование, проба «поза Наполеона», исследование ширины ногтей мизинца)

• Определение ведущей ноги (предлагается встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину)

• Определение ведущего глаза (предлагается посмотреть в дырочку, в калейдоскоп, в отверстие трубки)

• Определение ведущего уха (предлагается прислушаться к шуму в коридоре, приложив ухо к двери, к тиканью часов, к шороху внутри ракушки)

• Ориентировка в окружающем пространстве (что слева от тебя, что справа, спереди, сзади, вверху, внизу)

• Выполнение проб Хеда («покажи правой рукой левый глаз», «покажи правые и левые части тела человека, сидящего напротив тебя» и т. д.

• Составление картинки, разрезанной на 5,6,7,8 частей

• Конструирование фигур из палочек по образцу, по представлению

3. Состояние зрительно - моторных функций

Исследование процесса чтения (2 этап)

• Определить характер чтения слогов (простых и со стечением согласных)

• Слов (односложных, двусложных, многосложных 9простых и сложных по звуко-слоговой структуре)

• Предложений (простых, нераспространённых, распространённых, сложносочинённых, сложноподчинённых)

• Текста

• Определить скорость чтения

• Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое)

3 этап. Нейропсихологический подход

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека и связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности письма орфографическая и каллиграфическая его стороны не осознаются, основное внимание человека направлено на то, чтобы выразить свои мысли, процесс написания осуществляется легко и быстро, как бы непроизвольно. Ряд авторов, прослеживая нарушения письма (А. Р. Лурия и др.) при поражении отдельных участков коры ГМ, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма. Затылочная область тесно связана со зрительной организацией процесса письма, её поражение ведёт к пространственным нарушениям. Теменная область имеет серьёзное значение для обеспечения тонких и чётких движений, соблюдение чередования в нужной последовательности букв и сохранение моторного образа буквы и слова связано с премоторной областью коры. Выделяя в особую группу оптическую и моторную дисграфии мы, тем не менее, разделяем причину и следствие. Ведущим симптомом моторной дисграфии является затруднения в нахождении нужных движений для написания элементов той или иной буквы. Дети сбиваются с строчки, пишут неряшливо, буквы получаются различными по размеру, индивидуальный почерк долго пне вырабатывается. Оптическая же форма связана с расстройством оптико-пространственных представлений. Провести дифференциацию причин нарушений письма и чтения позволит более углублённая диагностика, которая содержит этапы, критерии, оценку в баллах за продуктивную деятельность, перечень ошибок, которые не относятся к продуктивности. Полученный в баллах результат оценивается и интерпретируется нейропсихологом, невропатологом и логопедом

Очень редко мы наблюдаем только оптическую дислексию и (или) дисграфию у ребёнка. Как правило, подобные нарушения очень «любят» сочетаться между собой, беря в «компанию» другие виды дисграфий или дислексий, так как патологические процессы, питающие эти состояния, часто имеют общую природу, или взаимно дополняют друг друга.

Публикации по теме:

Подготовка детей к школе Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Предполагается, что грамотная подготовка ребенка к.

Презентация «Графические ошибки в письменной речи детей 6–7 лет» На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика и коррекция оптической дисграфии и дислексии
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 11:35
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД