Татьяна Ермолаева
Консультация «Диагностика психологической готовности к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика "Веселый – грустный" (М. Н. Ильиной) для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
Проведение исследования. На рисунках изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Содержание рисунков.
1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них в окно.
2. Ученик у доски отвечает урок, рядом стоит учительница.
3. Дети в классе во время урока.
4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
Публикация «Консультация „Диагностика психологической готовности к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Диагностика
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
5. Ребенок дома, готовит уроки.
6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
На всех картинках нет лиц.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках – веселое или грустное, и объяснить, почему.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит: "Не знаю", – то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: "Как ты думаешь, что здесь происходит? Кто это нарисован?" и т. п.
Выводы. Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
– у мальчика, который смотрит в окно, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
– мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;
– у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
– мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
– мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать, поэтому он грустный;
– мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоциональное благополучие.
Если ребенок дает 5–6 "тревожных" ответов, то это свидетельствует о том, что он "болезненно" относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями
Методика "Изучение саморегуляции" (У. В. Ульенкова)
Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.
Порядок исследования:
Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем.
Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т. е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их, качество самоконтроля при оценке результатов деятельности (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.
Обработка и анализ результатов:
Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.
1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.
3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.
4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.
5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.
Анкета для родителей
по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе
Опросник «Отношение ребёнка к школе»
(А. Л. Венгер, Е. А. Бургименко)
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
3. Как, по-твоему, лучше учиться: дома с мамой или в школе с учительницей?
Оценка результатов
Знак + ставят при следующих ответах:
1-й вопрос – утвердительный ответ;
2-й вопрос – указания на занятия, получение знаний (ответы, в которых называют только “игры с ребятами” и “перемена”, или указывается: в школе “не надо спать” и т. п., оценивают знаком «-»).
3-й вопрос – предпочтение школьного обучения домашнему.
Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе :
В (высокий уровень) – 3 +
С (средний уровень) – 2 +
Н (низкий уровень) – 1 + или 0