Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»

Анна Ткачева
Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»

Актуальность темы

Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Что хотелось бы видеть у ваших воспитанников без исключения? В процессе своей деятельности учитываются ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?

Цель тренинга:

Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, осознание собственных стратегий общения с детьми.

Материал: маркер, белая доска, лист ватмана, цветки по количеству участников, листы-опросники «Профессиональные умения в общении с детьми».

Задачи:

1. Обучение педагогов навыкам самоанализа.

2. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.

3. Формирование стремления к личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребенком.

Ход тренинга:

Приветствие

1. Игра «Слово настроения»

Цель: создание позитивного настроения.

Участники тренинга становятся в круг. Каждый педагог называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло»).

2. Упражнение «Самооценка педагога»

Раздать цветы, каждый участник тренинга выставляет цветок на ступеньки самооценки.

Основная часть

Вступительное слово психолога о психологической компетентности педагога ДОУ. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профес-сиональной деятельности, становятся значимым фактором определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее взаимодействие с детьми, влияют на рост самосознания дошкольников, на формирование отношений среди сверстников.

У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, модель взаимодей-ствия с детьми: «невмешательство» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная или личностно-ориентированная. Данные модели впервые были обозначены А. В. Петровским.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия – наиболее эффективна для полноценного общения детей и педагога. В этом случае и взрослый и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Противоречия решаются путем сотрудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному.

Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны взаимоотношения тоталитарные. При этом личность педагога является наиболее значимой. Ребенку отводится пассивная роль, находится в подчиненном положении (обязан, должен).

В модели «невмешательства» пассивная роль отводится взрослому. Его задача приспосабливаться к желаниям ребенка, создавать условия для его спонтанного развития. Такой тип больше характерен для семейного воспитания.

Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагается пройти самодиагностику «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ». Раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга. (Психолог делает установку на хороший результат).

3. Упражнение «Хорошо быть воспитателем

Каждый участник называет пример положительной или отрицательной стороны в работе воспитателя. (Начинать с отрицательных).

4. Психотехническое упражнение «Уровень»

Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.

Инструкция: в дошкольном детстве велика роль общения между взрослым и ребенком. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволяют более эффективно доносить информацию. Необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: педагоги говорят о впечатлениях, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

5. Задание: «Статус детей».

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференци-ровать свои личностные отношения. Ребенок одним детям дает игрушку, принесенную из дома, а другим – нет, с одними общается, а других не замечает. В этом возрасте достаточно высокая степень ориентированности детей на личностные качества сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстников. Одни дети становятся все более желанными в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Эмоциональное самочувствие детей и отношение к детскому саду в большей степени зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Социальная структура группы в старших группах (по результатам исследования межличностных взаимоотношений детей) состоит из «детей-звезд», детей которых предпочитают - это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – «отвергнутых».

Задача воспитателя способствовать тому, чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.

1 группа (5 воспитателей) – описать качества ребенка «звёзды».

2 группа (5 педагогов) – описать ребенка с высоким статусом (принятые дети, или дети, которых выбирают).

3 группа (5 воспитателей) – описать ребенка с низким статусом (отвергнутые и изолированные дети).

Слова, характеризующие отдельные качества личности: гордость, грубость, жизнерадостность, вежливость, аккуратность, медлительность, заботливость, застенчивость, злопамятность, мечтательность, нежность, настойчивость, открытость, раздражительность, доверчивость, нерешительность, льстивость, обидчивость, сдержанность, подвижность, стыдливость, терпимость, робость, уступчивость, щедрость, трусость, энергичность, трудолюбие, креативность, рассудительность, остроумие, дружелюбие, смелость, прямолинейность.

Завершение работы тренинга:

Рефлексия того, что произошло на тренинге.

- Произошли ли у Вас какие-то изменения?

- Что дала Вам работа в тренинге?

- Можно ли использовать предлагаемый метод или отельные упражнения в вашей профессиональной деятельности?

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»
Публикации по теме:

Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка Цель мероприятия- выявление и обоснование условий, способствующих повышению уровня психологической компетенции педагога в образовательной.

Анкета для воспитателей «Выявление проблемных детей, нуждающихся в психологической коррекции» Анкета для воспитателей Уважаемые воспитатели, Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут выявить проблемных детей,.

Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.

Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.

Повышение ИКТ-компетентности педагогов (из опыта работы) Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов (ИКТ). Сейчас компьютеры входят активно и.

Повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми Познакомить с понятиями "агрессия", "гиперактивность" и "тревожность". 1. Настроить педагогов на работу. Педагоги сидят кругом. Познакомить.

Повышение эколого-педагогической компетентности педагогов .

Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт - терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Арт-терапия - это способ.

Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки» Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки» Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных.

Тренинг для педагогов-воспитателей ДОУ «Мы вместе» Тренинг для педагогов-воспитателей ДОУ «Мы вместе» Цель: • Сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Пасха
Автор публикации:
Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 16:15
+165Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Весенний КВН для детей и родителей в подготовительной группе
Весенний КВН в подготовительной группе Команда детей подготовительной группы и команда родителей Цели: развивать познавательный интерес детей; закреплять...
Мастер-класс по изготовлению шапочки для сказки «Колобок» в технике папье-маше
Здравствуйте, сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей создания шапочки персонажа для театрализованной деятельности в детском саду в технике...
Проект «Здравствуй, музей» для дошкольников
проект «ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ! » Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках...
Фотоотчет «День борьбы с туберкулезом» в детском саду
Ежегодно по инициативе Всемирной организации здравоохранения 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. История проведения этой акции...
Фотоотчет «Огород на окне»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! За окном еще лежит снег, а в каждой группе на подоконниках уже свой огород. Конечно же, мы знаем , что большое значение...