Ольга Исаченко
Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия- выявление и обоснование условий, способствующих повышению уровня психологической компетенции педагога в образовательной организации.
Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Примитивный же труд формирует и примитивную личность. Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего учителя.
Публикация «Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка» размещена в разделах
Чтобы получить такого педагога, воспитателя его нужно растить, развивать.
Система Российского образования на современном этапе развития переходит со знаниевого уровня на компетентностный. Как следствие, возрастают и профессиональные требования к исполнителю поставленных модернизацией задач - педагогу, а именно происходит смещение акцента с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектную позицию педагога в осуществлении профессиональной деятельности. Профстандарт определяет объективные требования к трудовым функциям педагога, действиям, знаниям, умениям, т. е к уровню профессиональной квалификации. Деятельность педагогов будет оцениваться с позиции компетентностного подхода, при аттестации педагогу нужно будет продемонстрировать как он справляется с профессиональными задачами, показать свои знания в способах деятельности.
ПРИМЕР. Педагог (воспитатель) очень грамотный, хорошо знающий свой предмет, но имеет трудности в передаче своих знаний, сложности в коммуникации, не владеет умением удерживать внимание коллектива. Авторитарен или наоборот использует либеральный, попустительский стиль. Насколько его можно считать компетентным педагогом? Какова будет результативность его труда?
Заданный темп введения новаций в образовательный процесс далеко не всегда соответствует возможностям педагога в реальных условиях работы. Поскольку для выполнения поставленных задач педагог должен обладать достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Для реализации этого направления ставится задача обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Так как в современных условиях высок спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. А если педагог сам себя никак не выражает, не развивается, не проявляет свою индивидуальность, может ли он выявить индивидуальность ребенка и способствовать его развитию? Как показывают результаты исследований, сегодня обнаруживаются такие проявления профессиональной некомпетентности среди педагогов ДОУ, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; низкий профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности ребенка и его эмоциональных состояний; направленность большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.
Современная ситуация показывает низкий уровень психологической компетентности педагогов, работа которых не ориентирована на учёт психологических состояний детей, на своеобразие детских мотивов учения, труда и поведения, внутриколлективных отношений, делает эту работу во многом формальной и порождает в образовательной среде негативные явления.
Вывод: необходимо повышать свой профессионализм, развивать профессиональную компетентность.
Прежде чем начать, определимся с основными понятиями.
Компетентность-способность эффективно применять знания и навыки на практике. Уровень компетентности определяют - навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, находить, формулировать и решать проблемы.
Психологическая компетентность-умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития. Высокий ее уровень позволяет успешно управлять в системе «человек-человек».
Индивидуальный стиль- уникальный и устойчивый способ действий человека. Отражает множество мотивов, интересов, ценностей и черт человека и проявляется во всем его поведении.
Он складывается, под влиянием видов деятельности, которыми занимается ребенок, под воздействием наблюдения со стороны ребенка за взрослыми людьми и подражания им. Стараясь быть похожим на значимых для него взрослых людей, ребенок просто подражает им, вовсе не думая и не заботясь о том, чтобы его индивидуальный стиль деятельности соответствовал особенностям его же темперамента. И только со временем, с накоплением жизненного опыта, методом проб и ошибок ребенок приходит к тому, что особенности его индивидуального стиля деятельности начинают соответствовать особенностям его темперамента. Обычно это происходит уже в школьные годы.
Условия формирования и развития психологической компетентности педагога.
Для повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности.
1. Педагогический такт - это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое
2. Умение найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.
3. Способность и желание работать с детьми.
4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.
5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.
6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.
7. Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.
8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.
9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога - понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.
10. Способность педагога к сотрудничеству, т. е. уметь формулировать свою точку зрения, слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.
11. Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на учащихся.
В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.
Таким образом, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога. Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Представим портрет высококомпетентного педагога (2 группы, воспитатели и педагоги представляют на ватмане).
Итог:
Высококомпетентный педагог - это педагог с особым видом мировоззрения, умеющий принимать требования современной социальной реальности. Психологическая компетентность педагога заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.
Узнаем насколько мы творческие, креативные?
Тест Торренса, один из вариантов "Дорисуй фигуры".
Методика "Личностный дифференциал".
Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности ребенка
I. Индивидуальный стиль образовательной деятельности ребенка начинается с педагога. Воспитание и обучение ребенка основывается на эмоциональной почве. В настоящее время с возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного педагога искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника (ученика) организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности, а также важно знать, кто перед ним:
• сенсорик или интуатив;
• экстраверт или интроверт;
• левополушарный или правополушарный тип;
• сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;
• каков уровень его познавательной потребности (УПП);
• какая степень мотивации к обучению.
• находится ли ребенок в нормальном тонусе (вегетативном, эмоциональном, физическом, психическом).
Когда у педагога будет такая информация о каждом его воспитаннике, тогда он сможет подобрать, спланировать для него индивидуальный стиль образовательной деятельности, создать ситуацию успеха, которая и будет двигателем развития ребенка.